Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:29, курсовая работа
Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.
Удачное
исследование местных практик провел
Р. Патнэм. Он сравнил по одинаковой схеме
особенности действия институтов местного
самоуправления, созданных в 70-х годах
в различных регионах Италии. Оказалось,
что модель, созданная «на бумаге», существенно
отличается от той, что была воплощена
на практике. Исходный образец приспосабливался,
переосмыслялся, переделывался и, в конечном
счете, деформировался под воздействием
местных традиций и обычаев, т. е. тех социальных
практик, которые веками организовывали
коллективную жизнь в том или ином районе
Италии.
5.2Функции институтов
Функция (от лат. functio -- исполнение, осуществление) -- назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой
и важнейшей миссией социальных
институтов являет удовлетворение важнейших
жизненных потребностей общества, т-того,
без чего общество не может существовать
как таковое. Действительно, если мы
хотим понять, в чем суть функций
того или иного института, мы должны
прямо связать ее с удовлетворением
потребностей. Одним из первых указал
на эту связь Э. Дюркгейм: «Спрашивать,
какова функция разделения труда, это
значит исследовать, какой потребности
она соответствует». Ни одно общество
не сможет существовать, если не будет
постоянно пополняться новыми поколениями
людей добывать средства пропитания,
жить в мире и порядке, добывать новые
знания и передавать их следующим
поколениям, заниматься решением духовных
вопросов. Список универсальных, т. е. присущих
всем институтам функций можно продолжить,
включив в него функцию закрепления
и воспроизводства общественных
отношений, регулятивную, интегративную,
транслирующую и
Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия). Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты -- институты государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру. К ним относятся институты церкви и религии. Можно составить комбинацию универсальных и специфических функций, выполняемых различными социальными институтами (табл. 2).
Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно и в то же время на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т. д. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял пять-семь функций и более, однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха -- специальные институты рекреации. Функцию удовлетворения сексуальных потребностей разделяет с семьей институт проституции. А функцию добывания средств к существованию, чем во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня отчасти взяла на индустрия.
Функции | Типы институтов | |
Репродукция
(воспроизводство общества в целом
и
отдельных его членов, а также их рабочей силы) |
Брачно-семейные
Культурные Образовательные |
|
Производство
и распределение материальных благ
(товаров и услуг) и ресурсов |
Экономические | |
Контроль
за поведением членов общества
(в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов) |
Государство
Культурные Коерсивные Политические Правовые |
|
Регулирование использования власти и доступа к ней | Государство
Политические |
|
Коммуникация между членами |
Культурные
Образовательные |
|
Защита членов общества от физической опасности | Военные
Коерсивные Медицинские Правовые |
|
На заре своего возникновения государство выполняло узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т. д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (монастырские библиотеки, религиозные школы, гимназии, колледжи, университеты, академии), попечительном и филантропией (помощь нуждающимся).
Функции,
выполняемые институтами, изменяются
со временем. Одни из них исчезают, иные
перемещаются к другим институтам,
третьи уменьшаются или увеличиваются
в объеме. Раньше среди основных
задач церкви были образование и социальная
помощь нуждающимся. Однако современное
государство создало разветвленную сеть
учреждений, выполняющих ту и другую работу.
Хотя в какой-то мере церковь продолжает
заниматься образованием и социальной
работой.
Концепции стратификации, в отличии от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу социального положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях социальной структуры.
Таким
образом, понятия социального слоя,
стратификации и социальной мобильности,
дополняя понятия класса и классовой
структуры общества, конкретизируют
общее представление о
Хотя социология является наукой генерализирующей, имея дело целостным социокультурным пространством, это еще не означает, что дна занимается энциклопедическим исследованием всех социальных наук или что она составляет их философский синтез. Исследование общих и характерных свойств, отношений сходства социокультурных явлений предполагает такую же специализацию, как и изучение их уникальных или сегментарных черт и отношений. Несмотря на свою генерализующую природу, социология остается строго специальной наукой.