Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социология.docx

— 94.83 Кб (Скачать файл)

    Следует различать социальные и личные статусы  одного и того же человека. Личный статус -- это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус -- это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе а социальный -- позиция, занимаемая им в большой социальной общности. Социальный статус носит в значительной степени безличный (формальный) характер, тогда как личный статус всегда подчеркивает индивидуальные качества человека.

    Различие  социального и личностного статуса  всегда отчетливо просматривается  в степени авторитета и влияния, которыми обладает человек в структуре  коллектива той формальной или неформальной организации, к которой он принадлежит. Скажем, в ходе исследования рейтинга преподавателей, которые проводятся в виде опроса студентов, выставляющих им оценки по целому ряду профессиональных качеств, предлагается составить ранжированный  список данных преподавателей. Этот список возглавляют лидеры -- преподаватели, получившие самые высокие оценки (рейтинг), а замыкают аутсайдеры -- преподаватели, оцененные студентами ниже всех. Другими словами, одни преподаватели имеют более высокий статус, а другие -- более низкий. Однако речь здесь идет исключительно о личном статусе, ибо социальный статус у всех преподавателей, входящих в список рейтинга, конечно же, одинаковый. И, конечно же, личностный статус является в гораздо большей степени достигаемым, нежели социальный (за исключением, может быть, того особого статуса, которым мы наделяем своих близких родственников).

    И точно так же, как каждый из нас  обладает целым набором социальных статусов, наша жизнедеятельность характеризуется  и определенным комплексом статусов личных. Это связано с тем, что  на протяжении своей жизни мы одновременно (точнее попеременно) принимаем Участие  в жизни множества малых групп  своих семей, компаний друзей, Учебных  и производственных коллективов, спортивных команд. При м в каждой из них у нас устанавливается свой особый личностный статус - высокий, средний или низкий.

    Мы  уже говорили, что социальные статусы -- это что-то вроде пустых ячеек. Люди, которые заполняют эти ячейки, неизбежно привносят в них свою индивидуальность. В конце концов, любые права и любые обязанности можно соблюдать с большей или меньшей степенью добросовестности или охоты. Другими словами, прочность социального статуса в какой-то степени нередко зависит от личного статуса человека. Но и личный статус в немалой степени определяется уровнем социального статуса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                5. Социальные институты 

    Термин  институт имеет множество значений. В европейские языки пришел из латинского: institutum -- установление, устройство. Со временем он приобрел два значения: узкое техническое -- название специализированных научных и учебных заведений и широкое социальное - совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН - это конкретное научное учреждение; наука -- это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

    Социологи, позаимствовавшие это понятие у  правоведов, наделил его новым  содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии пока не удается обнаружить единства взглядов. В социологии существует не одно, а множество определений социального института.

    Одним из первых развернутое определение  социального института дал известный  американский социолог и экономист  Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

    Другой  американский социолог, Ч. Миллс, под  институтом понимал общественную форму  некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал  по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный  порядок.

    П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

    По  мнению Л. Бовье, социальный институт -- это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт образуют взаимодействующие индивиды. Социальный институт -- это фактически культурно санкционированный способ выполнения определенного вида деятельности или совокупности определенного вид деятельностей. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов.

    Дж. Бернард и Л. Томпсон трактуют институт как совокупность норм и  образцов поведения. Это сложная  конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и  законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Институты - это совокупность норм или  правил поведения, которые относятся  только к людям.

    В современной социологической отечественной  литературе понятию социального  института также отводится центральное  место. Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт -- это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах -- экономике, политике, культуре, семье и др.».

    Если  суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

    ь ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

    ь совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    ь формальную и неформальную организацию;

    ь совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    ь обособленный комплекс социальных действий.

    Попытаемся  резюмировать данные общие черты, дав  им такое рабочее определение: социальный институт -- это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

    Роль  социальных институтов в обществе сродни функции биологических инстинктов в природе. Известно, что живое  существо приспосабливается к среде  с помощью инстинктов -- мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионолетней эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Функцию инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты -- мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они также помогают человеку бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а целым сообществам. Неудивительно, что институты появились не ранее и не позднее, чем возникла культура. Оба эти устройства выполняют схожие функции -- помогают человечеству приспосабливаться к окружающей социальной реальности.

    Действительно, ученые часто определяют культуру именно как форму и результат приспособления к окружающей среде. Как утверждает Кеес Дж. Хамелинк, культура есть сумма всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Социологи говорят, что типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты так же непохожи друг на друга, как и культуры. Скажем, институт брака у разных народов разный. Он покоится на оригинальных обрядах и церемониях, нормах и правилах поведения.

    Коммуникационные  институты -- часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Причем сами эти институты -- результат усилий общества, направленных на приспособление к окружающей среде. Коммуникационные институты являются главными источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах.

    Социальные  институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают  к помощи института брака и  семьи, а заболев -- к институтам здравоохранения и т.д. Беспокоясь об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и т. д.

    Институты в то же время выступают инструментами  социального контроля, так как  благодаря своему нормативному порядку  стимулируют людей подчиняться  и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и  образцов поведения.

    На  заре истории в человеческом стаде  господствовал промискуитет - беспорядочные  половые отношения. Он грозил человеческому  роду генетическим вырождением. Постепенно такие отношения стали ограничивать запретами. Первый запрет -- запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу -- это первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт -- институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителей этих обычаев и традиций (на языке социологии -- девиантов) ожидало суровое наказание (санкции).

    Процесс формирования и развития социальных институтов называют институционализацией. Институционализация представляет собой выработку, определение и  закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в  систему, которая способна удовлетворять  некоторой общественной потребности. Кроме того, институционализация  включает в себя интернализацию членами общества этих норм и статусов, т. е. перевод внешних требований на уровень внутренней системы ценностей. Институционализация -- это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое ведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

    Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает выработку  определенных правил общения между  учеными, создание общего для них  терминологического словаря, без чего невозможна эффективная коммуникация. Кроме того, этот процесс предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий (со своими уставами), открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов для подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д. Если кружок единомышленников, развернув широкую агитацию, привлек на свою сторону многих сторонников, добивающихся прогрессивных изменений в обществе, а затем установленным порядком легализовался, то говорят об институционализации конкретной политической партии. Таким образом, социальные институты появляются в обществе, когда крупные не планируемые ранее продукты социальной жизнедеятельности превращаются во вполне спланированные механизмы деятельности группы людей.

    Без институционализации современное  общество существовать не может. Благодаря  ей беспорядочные ссоры и драки  превращаются в высоко формализованные  спортивные поединки, неупорядоченная  половая жизнь -- в институты семьи и брака, стихийные движения протеста -- в массовые политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

    Институционализация -- восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное  оформление статуса, его «обрастание» организационной инфраструктурой  и материальными ресурсами (например, кафедрами, кадрами, журналами и  т. п.).

    Институционализации противостоит институциональный кризис - обратный процесс, характеризующийся  падением авторитета данного института, например семьи, снижением доверия  к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института  эффективно исполнять свои главные  функции, например, института образования -- передавать людям накопленные обществом знания, института здравоохранения -- лечить людей, института семьи -- укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса -- перераспределение функций институтов, т.е. переложение их «на плечи» других. Например, в середине 80-х годов в нашей стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу; сразу же появились репетиторы -- институт посредников между абитуриентами и вузом. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, гражданским институтам вообще. Более двух третей опрошенных в декабре 1998 года не доверяли практически ни одному институту. Начали проявляться две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышение возможностей политических партий привлекать граждан на свою сторону недемократическими методами, с другой.

Информация о работе Социология как наука