Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:57, контрольная работа
Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей.
1. Введение………………………………………………….………………………….3
2. Место социологии в системе наук об обществе. Объект и предмет социологии..4
3. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология…………………6
4. Понятие «социальное» и «социальные факты»…………………………………….7
5.Функции, методы и законы социологии………………………….…………….….9
6. Заключение…………………………………………………………………………13
7. Список используемой литературы……………
Не только фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования подчеркивают особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории, социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому выделяются и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция.
Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, которую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы и слои группы широко используют социологические исследования и их результаты.
Специфика каждой науки состоит в том, что она располагает своими собственными категориями и законами. Социология также имеет свои законы и категории.
Структурные элементы социальной жизни (категории) и отношения и связи между ними (законы) отражают смысл науки «социология».
Существуют различные точки зрения на то, что является центральным в вопросе о категориях социологии. Одни считают, что это понятие – «общество», другие – «социальное», третьи – «социальная система», четвертые – «социальная группа».
Но понятие «общество» слишком абстрактно и носит слишком общий характер, чтобы быть исходной категорией социологии.
Понятия «социальная система», «социальная структура», «социальная группа» более точно отражают объект и предмет социологии, хотя и сужают их. Наиболее общей категорией социологии является понятие «социальное». Оно может включать в себя такие понятия, как «социальная организация», «социальная структура» и т. д. А уже из этих понятий вытекают другие очень важные и менее общие категории социологии (например: из понятия «человек» могут вытекать такие понятия, как «семья», «социальный статус», «малая группа»). Следует отметить важность таких категорий в социологии, как «социальное равенство» и «социальная справедливость».
Различные ученые по-разному видели то, что является ключевым понятием социологии. Для В. А. Ядова – это социальная общность, для П. А. Сорокина — это социальное взаимодействие, для А. О. Бороноева – это человек.
Здесь следует заметить, что понятие «человек» используется многими науками, и было бы неправильно использовать его как специфическое понятие социологии.
Кроме П. А. Сорокина, считать социальное взаимодействие первичной категорией социологии были склонны Г. Зиммель, К. Маркс, Н. Бухарин, К. Янг, Л. Фримен. С их мнением можно согласиться, так как социология складывалась как наука о жизни людей, что изначально предполагает наличие каких-либо взаимодействий между людьми.
Эта позиция не противоречит мнению М. Вебера и Т. Парсонса о приоритете такого понятия, как «социальное действие», так как в интерпретации М. Вебера социальное действие синтезирует в себе момент ориентации на других, что и является социальным взаимодействием.
Кроме категорий социологии, которые отражают свойства объекта науки, существуют и законы, которые выражают связи между ними.
Законы регулируют поведение людей, отношения между ними, а потом проявляются в их деятельности.
К числу социальных законов можно отнести законы социальной мобильности, социализации, дифференциации. В реальной жизни социальные законы реализуются в определенных ситуациях конкретными людьми. Поэтому их называют еще законами-тенденциями.
Законы социологии могут быть общими – определяют развитие общества как целостной системы, и конкретными (специфическими) – рассматривают какой-то отдельный элемент общества.
Социальные законы могут также быть динамическими – определяют форму социальных изменений, и статические – социальными изменения рассматриваются в рамках социального целого.
Заключение
Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Развитие социологической науки является сложным и многоаспектным процессом. Едва возникнув и заявив о себе в качестве автономной и самостоятельной научной дисциплины, социология сразу же «взялась» за постановку и решение самых сложных проблем общественной, групповой и личной жизни. Достаточно абстрактный характер размышлений первых позитивистски-ориентированных представителей социологической науки явился, с одной стороны, свидетельством тесного родства ее с философией и с другими гуманитарными науками.
Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес. Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое — он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. Второе — социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.
Список используемой литературы
1. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории [Текст] / Г.В. Осипов. – М., 2003. – 912 с.
2. Фролов С.С. Социология [Текст]: Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
3. Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. Часть I [Текст] / А.Г. Эфендиев. – 2-е изд. – М.: Об-во «Знание» России, 1994. – 192 с.
4. Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. Часть II [Текст] / А.Г. Эфендиев. – 2-е изд. – М.: Об-во «Знание» России, 1994. – 160 с.