Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
В отличие от
авторов книги «Студент, глазами
социолога» Семашко, выделяя студенчество
как особую социальную группу, отмечает
внутренние различия, вызванные источниками
формирования студенчества. С другой стороны,
автором подчеркивается, что студенчество
не было бы социальной группой, если бы
не «множественность» происхождения не
сглаживалось определенным образом единой
социально-функциональной его природой
и единством других признаков.
Представляют
определенный интерес определения
студенчества, данные А.С. Власенко и
Т.В. Ищенко. Власенко пишет: «Студенчество
– это особая социальная группа,
формирующаяся из различных социальных
образований общества и характеризующаяся
особыми условиями жизни, труда и быта,
особым общественным поведением и психологией,
для которой приобретение знаний и подготовка
себя для будущей работы, в науке, культуре
является главным и в большинстве случаев
единственным занятием».
Ищенко акцентирует
внимание на том факте, что студенчество
является составной частью такой
общественной группы, как молодежь:
«Студенчество – особая общественная
группа общества, резерв интеллигенции
– объединяет в своих рядах
молодых людей примерно одинакового
возраста, образовательного уровня –
представителей всех классов, социальных
слоев и групп населения. Отличительными
чертами студенчества как общественной
группы являются: характер труда студентов,
заключающийся в систематическом накоплении,
усвоении, в овладении научными знаниями,
и его основные социальные роли, определенные
положением студенчества как резерва
интеллигенции и его принадлежностью
к молодому поколению – молодежи».
Таким образом,
студенчество выполняет особую роль
в системе общественного разделения
труда, которая заключается в подготовке
к выполнению функций интеллигенции. не
участвуя постоянно в производстве материальных
и духовных ценностей, студенчество тем
не менее частично участвует в опосредованном
производительном и непроизводительном
труде в форме учебы, роль которой в обществе
возрастает.
Студенчество, являясь
составной частью молодежи, представляет
собой специфическую социальную
группу, характеризующуюся особыми
условиями жизни, труда и быта,
социальным поведением и психологией,
системой ценностных ориентаций. Для ее
представителей подготовка к будущей
деятельности в избранной сфере материального
или духовного производства является
главным, хотя и не единственным занятием.
Как социальная
группа, студенчество является объединением
молодых людей с определенными социально
значимыми устремлениями и задачами. Вместе
с тем студенчество, представляя собой
специфическую группу учащейся молодежи,
обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество
– это довольно мобильная социальная
группа , его состав ежегодно меняется,
так как число принимаемых в вузы превышает
число выпускаемых специалистов.
К числу специфических
особенностей студенчества следует
отнести еще несколько типичных
черт. Прежде всего такую, как социальный
престиж. Как отмечалось выше, студенчество
является наиболее подготовленной, образованной
частью молодежи, что, несомненно, выдвигает
его в число передовых групп молодежи.
Это в свою очередь предопределяет формирование
специфических черт психологии студенческого
возраста.
Стремясь завершить
обучение в вузе и таким образом
реализовать свою мечту о получении
высшего образования, большинство
студентов осознают, что вуз является
одним из средств социального
продвижения молодежи, а это служит
объективной предпосылкой, формирующей
психологию социального продвижения.
Общность целей
в получении высшего
Другой важной
особенностью является то, что активное
взаимодействие с различными социальными
образованьями общества, а также
специфика обучения в вузе приводят
студенчество к большой возможности
общения. Поэтому довольно высокая интенсивность
общения – это специфическая черта студенчества.
Социально значимой
чертой студенчества является также
напряженный поиск смысла жизни,
стремление к новым идеям и
прогрессивным преобразованиям
в обществе. Эти стремления являются
положительным фактором. Однако в силу
недостаточности жизненного (социального)
опыта, поверхности в оценке ряда явлений
жизни, некоторые студенты от справедливой
критики недостатков могут переходить
к бездумному критицизму.
Психологом Ю.А.
Самариным были отмечены следующие противоречия,
присущие студенческому возрасту:
• Социально-психологическое.
Это противоречие между расцветом
интеллектуальных и физических сил
студента и жестоким лимитом времени,
экономических возможностей для
удовлетворения возросших потребностей.
• Между стремлением
к самостоятельности в отборе
знаний и довольно жесткими формами
и методами подготовки специалиста
определенного профиля. Это противоречие
дидактического характера, оно может
вести к неудовлетворенности студентов
и преподавателей результатами учебного
процесса.
• Огромное количество
информации, поступающее через различные
каналы, расширяет знания студентов
и вместе с тем обилие этой информации
при отсутствии достаточного времени,
а подчас и желания на ее мысленную
переработку может вести к известной поверхности
в знаниях и мышления и требует специальной
работы преподавателей по углублению,
как знаний, так и умений и интересов студентов
в целом.
Для наиболее полной
характеристики студенческого возраста
необходимо учитывать и некоторые наиболее
полные общие социально-психологические
особенности, присущие молодежи. Так, например,
И.И. Мечников указывает на две главные
отличительные черты юности. Во-первых,
в юности при нормальных условиях жизни
инстинкт самосохранения не достаточно
обнаруживается. Поэтому юноши часто рискуют
из-за пустяков, не заботясь о последствиях
своих поступков. Часто в основе этих поступков
лежат возвышенные мотивы, но не менее
часто юноши растрачивают себя на поступки,
достойные всякого осуждения. Молодость
– это возраст бескорыстных жертв, но
и разнообразных злоупотреблений.
Недооценка жизни
как блага приводит к тому, что
в юности у человека могут возникнуть
пессимистические настроения. И.И. Мечников
пишет, что, «подведя итоги ощущениям
счастья и горя… юношество уменьшает
ценность первых и преувеличивает тяжелые
ощущения вторых». Во-вторых, юности свойственна
некоторая природная дисгармония. Так,
желания и стремления развиваются ранее,
чем воля и сила характера, и в таких условиях
юноша не всегда способен подавить некоторые
чрезмерные и лишние устремления и желания.
И в этом плане он схож с ребенком, который
стремится взять все, что видит перед собой.
«Молодые люди, - замечает Мечников, - Формируют
свои требования от жизни рано, когда еще
не способны судить о реальном соотношении
явлений жизни, они не понимают, что силы
их далеко не достаточны для осуществления
их стремлений, так как воля есть одна
из наиболее поздно развивающихся способностей
человека».Поэтому некоторые молодые
люди чувствуют себя несчастными от бессилия
удовлетворить свои желания. Отсюда нередко
возникает упомянутый выше скептицизм.
Очень широки и
многообразны социальные роли, присущие
ранней юности. 15-17 лет: старшеклассник,
выпускник школы, слушатель подготовительных
курсов при вузе, абитуриент, студент вуза,
учащийся техникума или профессионально-технического
училища. Юношеский возраст – это период
наиболее интенсивного созревания личности.
В это время начинается переход от детства
к зрелой и ответственной позиции взрослого
человека.
Положение о
том, что основным критерием социальной
зрелости выступает достижение экономической
самостоятельности, приобретение стабильной
профессии, является еще не достаточным.
Формирование социальной зрелости –
это многомерный процесс постепенного
включения молодежи в социальную жизнь:
завершение образования, приобретение
стабильной профессии, трудовая активность,
возможности выполнять организаторские
и руководящие функции, исполнение воинской
обязанности, наличие политических прав,
ответственность перед законом, возможность
заключать брак и воспитывать детей и
т. д.
Это один из завершающих
этапов процесса формирования личности,
в ходе которого индивид, усваивая социальный
опыт, приобретает соответствующие
социальные качества и подготавливается
к вступлению в общественную жизнь в качестве
ее активной силы. Достижение социальной
зрелости личности есть показатель ее
способности выполнять в обществе необходимые
социальные функции. Социальная зрелость
– это главная стадия человеческой жизни,
включающая в себя период наиболее активной
трудовой и общественно-политической
деятельности, стадия максимального проявления
творческой активности личности.
Путь в студенты.
Стремление к
высшему образованию характерно
для всех социальных групп молодежи.
Не случайно в высшей школе встречаются
группы молодежи из семей служащих, рабочих,
интеллигенции. В вузе происходит своеобразная
«переплавка» социального состава в слой
инженерно-технической, естественнонаучной
и гуманитарной интеллигенции. Однако
это не означает, что не следует принимать
мер к регулированию социального состава
студенчества. Существуют определенные
различия в возможностях приобретения
знаний у жителей городов и сел, в уровне
подготовки к конкурсным экзаменам, в
жизненном опыте, общей культуре, устойчивости
интереса к специальности.
«Путь в студенты»
начинается значительно раньше, чем
студенческая жизнь. Социологи постоянно
фиксируют широко развитое стремление
стать студентом в жизненных
планах молодежи, оканчивающей среднюю
школу. Конечно, жизнь внесет поправки
в эти планы. Однако, это свидетельствует
о том, что доминирующей ориентацией является
ориентация на умственный труд и связанное
с этим стремление получить высшее образование.
Для молодежи продолжение образования
является большой социальной, моральной
и психологической ценностью.
Профессиональные
планы у молодежи возникают под
влиянием различных средств воздействия
– мнения родителей, учителей, друзей,
книг, передач и т. д.
С другой стороны,
массовое стремление к высшему образованию
и среднему специальному образованию
приводит к тому, что собственные возможности,
склонности и способности оцениваются
порой не в соответствии с избранной профессией,
а по принципу «лишь бы с дипломом». И где
уж тут думать о том , чтобы избираемая
профессия соответствовала твоим склонностям
и способностям, когда главным и определяющим
становится принцип: «Не важно в какой
вуз поступать, лишь бы поступить».
Сейчас вуз
для большинства школьников представляется
очень высокой ценностью. Стремление
молодежи в вузы, сопровождается столь
высоким конкурсом, что он немедленно
выявляет все огрехи в преподавании, особенно
в сельской школе.
Несомненно, что
успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных
специалистов во многом зависит от
качественного набора пополнения студентов.
Однако следует учитывать, что у принятого
в вуз молодого человека многие разочарования
возникают в результате его недостаточной
осведомленности о будущей специальности,
характере деятельности, необходимых
способностях и умениях, социальных и
психологических требованиях, предъявляемых
специалисту.
Несомненно, что
выпускникам школ очень важно
знать спрос на различные профессии
в ближайшие 10-20 лет.
Ведь было бы
неправильно выбирать вуз или
техникум, исходя лишь из конъюнктуры,
сложившейся в момент поступления, ибо
спрос на те или иные профессии может резко
измениться. В результате дефицитные и
избыточные, более престижные профессии
могут частично или даже полностью поменяться
местами.
Социальный опыт
молодежи, оканчивающей среднюю школу,
нередко оказывается еще узким и ограниченным.
Не секрет, что даже самая совершенная
система образования и воспитания не в
состоянии подготовить молодого человека
к реальной жизни в такой степени, чтобы
он без иллюзий и колебаний усвоил комплекс
функций взрослого человека. Несомненно,
что более глубокое знакомство с жизнью
меняет сложившиеся у молодого человека
представления: то, что совсем недавно
представлялось обыденным и неинтересным,
оказывается на самом деле важным и привлекательным,
и , наоборот, то поверхностное, наносное,
что казалось главным, начинает постепенно
отходить на задний план и теряет первоначальный
ореол.
В этот период идеалы
и жизненные планы теряют присущую
юношескому возрасту некоторую абстрактность
и становятся более надежным (хотя
и несколько «приземленным») ориентиром,
необходимым для конкретной практической
деятельности. И по мере того, как человек
утрачивает непомерные притязания, он
начинает ценить реальную красоту и радость
жизни.
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции