Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Содержание

Введение

1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.

2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.

3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.

4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социалогии.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня, когда  выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение – от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») – к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских комсомольских организаций были не только негативные моменты (формализм), но и позитивные (организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для преодоления институционального кризиса в молодежном движении. 

Отмеченная тенденция  является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению  обучения (естественники и экономисты чуть активнее «технарей» и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию. 

Основная форма  интереса молодежи к политике сегодня  – информационная. Выясняется несостоятельность  распространенного в последние  годы стереотипа, когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным происшедшее в последние годы свертывание налаженной системы политического информирования студентов. Этому способствовало и то, что многие кафедры общественных и гуманитарных наук – под предлогом «деидеологизации», «деполитизации» – крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и спецкурсов для систематического информирования студентов по актуальным политическим проблемам. Однако недопустима односторонность политического информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться. 

Большинство студентов  отдают предпочтение демократическим  реформам. Даже в условиях, когда  многие студенты непосредственно ощущают  негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны. 

Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается на достаточно широкой поддержке студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и защитить интересы молодых людей. 

Отношение к  политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с  готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы. 

Все более значимыми  становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их ценностных ориентаций. 

В ряду наиболее значимых ценностей: 

• дело по душе, интересная работа. 

• высокий заработок, материальное благополучие. 

• хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви. Эти три параметра одно-порядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек-студенток они отмечались чаще. 

В целом можно  сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется  ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки (реально – установки «дикого рынка») и общечеловеческие ценности? 

Наименее значимыми  оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность  командовать людьми, спокойная жизнь. 

Выясняется, что  представления о кризисе идеалов  и ценностей молодых нуждаются  в серьезном уточнении. Да, разрушились  многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера  нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент. 

Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность  для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества. Однако, это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких. 

Нет открытия в  том, что юноши-студенты в среднем  гораздо больше тратят денег на досуговую  деятельность, чем девушки-студентки. Объем расходов у студентов технического профиля значительно превышает соответствующие показатели по другим профессиональным направлениям. 
 

3.3. Юноши и  девушки о времени и о себе. 
 

Современный этап в развитии российского общества определен учащейся молодежью как  кризисный. 

Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в  социальной структуре, судорожными  действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые студенты утверждали, что развал преобладает во всем: «начиная с души и заканчивая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворять основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идет более осторожное планирование семьи. 

В качестве положительной  оценки отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало свободнее». 

Теперь обратимся  к данным, позволяющим судить о  духовном мире нынешней студенческой молодежи 

Сначала несколько  обобщенных сведений студенческой молодежи в целом по некоторым жизненно важным вопросам современного российского общества и видения себя в нем. 

«Нравится ли Вам  Ваше поколение?». Этот вопрос был задан 250 студентам различных курсов. Около 60% ответило утвердительно, 25% - отрицательно, 15% - «и да, и нет». Утвердительные ответы комментировались высказываниями: «Я считаю, что мое поколение более прогрессивно, мобильно, коммуникабельно, чем предыдущие поколения»; «Мое поколение – свободные люди, они знают, чего хотят, и смело идут навстречу будущему»; «Я знаю очень много умных, добрых, хороших, по-настоящему талантливых ребят, которые на самом деле представляют будущее России, и я верю, что они смогут возродить нашу страну и привести ее к процветанию»; «На моих сверстников можно положиться, в них много сил, энергии, из них получатся отличные специалисты в конкретных областях, и они смогут поднять экономику и культуру» и т.п. Скептические оценки сопровождались суждениями типа: «Многое нужно изменить в нынешней молодежи»; «Мои ровесники знают, что есть странные молодые люди, которые читают книжки, ходят по театрам и музеям. Но они считают, что намного ярче пройдет день, если собраться с друзьями, выпить по баночке и завалиться в какой-нибудь давно знакомый клуб»; «Мне ближе дух 40-х – 60-х годов, когда не было сегодняшнего вошедшего в душу равнодушия ко всему, не было этого цинизма и эгоизма». 

Критические высказывания студентов согласуются c приведенными выше негативными выводами ученых. Что же касается позитивных оценок, молодые люди пытаются опровергнуть стереотипы, сложившиеся в сознании старшего поколения. Например: «Многие взрослые считают, что нам нужны только дискотеки, секс, наркотики, сигареты и выпивка. Не верно это. Время бесцельной, легкой жизни прошло. Мы учимся, развиваемся интеллектуально, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. Не скажу, что все такие, но нас большинство». Другой студент поясняет: «Мы идем в ногу со временем и ни за что не хотим отстать! Мы живем в собственном мире, который создан нами самими. Это вовсе не означает, что он примитивен и пуст. Мы наполняем его собственным смыслом. Наш век диктует нам свои законы, по которым нужно жить». 

Самооценка поколения: отрицательные черты. Выявились  десять «осуждаемых» студенчеством  «пороков». Рассмотрим их с учетом ранжирования. 

1. Бесцельное  существование, потребительское  отношение к жизни, апатичность, пассивность, иждивенчество, лень, тунеядство, разгильдяйство. 

2. Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение – способы  личного разрушения здоровья. 

3. Эгоизм, корыстолюбие, жадность, зависть, отсутствие коллективизма,  взаимопомощи. «В обществе главной целью стали деньги, а не человеческие отношения 

4. Агрессивность,  насилие, жестокость, озлобленность,  цинизм, хулиганство, преступность  – «Идти по головам других  – отличительная черта нашего  поколения»; «Очень страшно, когда  видишь проявление детской жестокости». 

5. Хамское поведение,  бескультурье, грубость, бездуховность,  неуважение к старшим. По словам  студентов, типичными проявлениями  подобных недугов являются «утрата  женственности девушками и рыцарской  галантности юношами»; «замусоривание  среды обитания»; «пренебрежение прошлым и полное равнодушие к будущему». 

6. Лживость, лицемерие,  безответственность, расхлябанность, предательство, ловкачество. Эти  пороки превратились в «обычное  явление», и вместе с тем они  особенно ненавистны для дружелюбных и откровенных молодых людей. Около трети студентов заявили, что считают ложь и предательство самыми гнусными и отвратительными явлениями в общении между людьми. 

7. Аморальность, распущенность, разврат. Степень  порочности студентами оценивается  по-разному. Рассадником порока, по мнению многих, являются телевидение и пресса, где царствуют «разврат и вульгарность, превращение самого сокровенного и таинственного в общедоступное и даже навязанное». 

8. Безумное следование  моде, глупое подражательство. 

9. Отсутствие патриотизма, неумение ценить свою историю, равнодушие к судьбе России. 

10. Зависимость  от техники. Технический прогресс- несомненное благо, которое признается  молодежью. 

Самооценка поколения: положительные черты. 

1. Целеустремленность, целенаправленность, деловитость, организованность. 

2. Самостоятельность,  самодостаточность, независимость,  свободолюбие. Массовые опросы показали, что не более 15% студентов приветствуют  свободу слова без всяких ограничений,  а 70% требуют, чтобы свобода  слова сочеталась с ответственностью за сказанное. 

3. Жизненная  активность, оптимизм, уверенность  в будущем, предприимчивость, трудолюбие, напористость. Примечательно, что  юношеский энтузиазм и жажда  самоутверждения уживаются в  сознании эмансипированных девушек  с идеалом тихого семейного счастья. Впрочем, этот идеал не чужд и многим представителям сильного пола. 

4. Интеллектуальность, умственное развитие, творческие  способности (креативность), талантливость  – это черты, которыми не  без основания гордится молодое  поколение. Часто упоминается «быстрое усвоение информации», «высокий творческий потенциал», «универсальные таланты и способности». Для некоторых студентов идеалом служит образ русского интеллигента. 

5. Стремление  к знаниям, овладению культурой  понимается как естественное дополнение интеллектуальности и интеллигентности. 

6. Альтруизм,  доброта, дружелюбие, гуманизм, честь,  правдивость, порядочность –  высокие моральные качества. Появление  подобных черт в автопортрете  студенческой молодежи кажется  противоестественным. 

7. Патриотизм  к Родине, подобно альтруизму, на  фоне отрицательных самооценок  представляется неожиданным явлением. Но оказалось, что многие молодые  люди способны испытывать патриотические  чувства. Одна из студенток  выразила свои чувства так: 

Я стою у истока волшебной реки. 

С нарастаньем  потока заблестят огоньки, 

Все сильней  и сильней будет сила огня, 

Это – наша Россия. Что она для меня? 

Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции