Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
Сегодня, когда
выполнение общественных поручений, членство
в политической организации перестало
быть индикатором социальной активности,
многие формы участия студентов в политической
деятельности свелись к минимуму. Причем,
как обычно бывает, налицо маятниковое
движение – от формального, вынужденного
участия («занимаюсь», «выполняю», «состою»)
– к неучастию. Надежды на то, что участие
станет пусть и гораздо менее массовым,
но осознанным и добровольным, не оправдались.
Если же учесть (и это сегодня становится
все более ясным), что в деятельности вузовских
комсомольских организаций были не только
негативные моменты (формализм), но и позитивные
(организация учебы, труда, быта и досуга
студентов, формирование качеств лидера
и руководителя), то становится понятным:
нынешние ориентации подавляющего большинства
студентов будут серьезными препятствиями
для преодоления институционального кризиса
в молодежном движении.
Отмеченная тенденция
является общераспространенной. Различия
по полу (юноши чуть активнее), по направлению
обучения (естественники и экономисты
чуть активнее «технарей» и гуманитариев),
и по вузам мало значимы и лишь подтверждают
общую тенденцию.
Основная форма
интереса молодежи к политике сегодня
– информационная. Выясняется несостоятельность
распространенного в последние
годы стереотипа, когда аполитичность
молодежи (факт реальный применительно
к участию в политической деятельности,
политических партиях, движениях) переносилась
и на ее отношение к информации о политике.
Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям
и экономистам, чей интерес к политической
информации выше среднего. Поэтому представляется
не совсем оправданным происшедшее в последние
годы свертывание налаженной системы
политического информирования студентов.
Этому способствовало и то, что многие
кафедры общественных и гуманитарных
наук – под предлогом «деидеологизации»,
«деполитизации» – крайне мало используют
потенциал своих базовых курсов и спецкурсов
для систематического информирования
студентов по актуальным политическим
проблемам. Однако недопустима односторонность
политического информирования студентов,
превращение его в политическую агитацию.
В условиях предвыборной борьбы это может
привести к втягиванию студенчества в
политические игры на стороне тех или
иных сил. Поэтому включение в уставы многих
вузов положения о недопустимости политической
пропаганды в обучении и воспитании студентов
должно неукоснительно соблюдаться.
Большинство студентов
отдают предпочтение демократическим
реформам. Даже в условиях, когда
многие студенты непосредственно ощущают
негативные последствия этих реформ, общедемократическая
направленность их ориентаций сохраняется.
Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая
переоценка ценностей и снижение престижа
в глазах студентов демократических партий
и движений вполне возможны.
Деидеологизация,
крушение веры в различные «измы» сказывается
на достаточно широкой поддержке студентами
неполитических движений и объединений,
выдвигающих в качестве основной задачи
социальную защиту определенных групп
населения. Можно предположить, что немалую
поддержку получило бы у студентов и движение,
стремящееся специально выразить и защитить
интересы молодых людей.
Отношение к
политике, когда реальностью становится
все большее неучастие в ней,
студенты все чаще соотносят с
готовностью и способностью властных
структур любого уровня решать конкретные
социальные проблемы. Вполне нормальной
можно считать характерную для молодежного
сознания переориентацию с ценностей
глобального уровня на конкретные острые
и нерешенные проблемы.
Все более значимыми
становятся не столько общественные, сколько
личностные ориентиры. Особенно это проявляется
в представлениях молодых людей об успехе
в жизни, что и используется социологами
как индикатор их ценностных ориентаций.
В ряду наиболее
значимых ценностей:
• дело по душе,
интересная работа.
• высокий заработок,
материальное благополучие.
• хорошие, верные
друзья, хорошие отношения в семье,
удовлетворенность в интимной жизни,
любви. Эти три параметра одно-
В целом можно
сказать: студенчество становится практичнее,
прагматичнее. Но одновременно сохраняется
ориентация на творческий, интересный
труд, возрастает значимость для успеха
нематериальных ценностей (Дружба, Любовь,
Семья). Обостряется противоречие: как
соотнести рыночные установки (реально
– установки «дикого рынка») и общечеловеческие
ценности?
Наименее значимыми
оказались для студентов слава,
связи, знакомства, власть, возможность
командовать людьми, спокойная жизнь.
Выясняется, что
представления о кризисе
Неблагоприятные
условия досуговой деятельности
и отдыха молодежи, а также недостаточность
для нее социально-культурных благ
не попали в число важнейших социальных
проблем студенчества. Однако, это свидетельствует
не столько об отсутствии проблемы организации
досуга как таковой, сколько о том, что
на фоне происходящих социальных и экономических
катаклизмов она находится на втором плане,
уступая место трудностям материального
положения, плохому состоянию здоровья,
безработице, опасение за безопасность
родных и близких.
Нет открытия в
том, что юноши-студенты в среднем
гораздо больше тратят денег на досуговую
деятельность, чем девушки-студентки.
Объем расходов у студентов технического
профиля значительно превышает соответствующие
показатели по другим профессиональным
направлениям.
3.3. Юноши и
девушки о времени и о себе.
Современный этап
в развитии российского общества
определен учащейся молодежью как
кризисный.
Отрицательные
оценки кризиса сопровождались обозначением
спада в экономике, анархией в
социальной структуре, судорожными
действиями в политике и свободой
в нравах. Некоторые студенты утверждали,
что развал преобладает во всем:
«начиная с души и заканчивая экономикой».
Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия
возможности удовлетворять основные потребности.
Меняются отношения в кругу родственников,
идет более осторожное планирование семьи.
В качестве положительной
оценки отмечается уход от догм и то,
что «в нравах стало свободнее».
Теперь обратимся
к данным, позволяющим судить о
духовном мире нынешней студенческой
молодежи
Сначала несколько
обобщенных сведений студенческой молодежи
в целом по некоторым жизненно
важным вопросам современного российского
общества и видения себя в нем.
«Нравится ли Вам
Ваше поколение?». Этот вопрос был задан
250 студентам различных курсов. Около
60% ответило утвердительно, 25% - отрицательно,
15% - «и да, и нет». Утвердительные ответы
комментировались высказываниями: «Я
считаю, что мое поколение более прогрессивно,
мобильно, коммуникабельно, чем предыдущие
поколения»; «Мое поколение – свободные
люди, они знают, чего хотят, и смело идут
навстречу будущему»; «Я знаю очень много
умных, добрых, хороших, по-настоящему
талантливых ребят, которые на самом деле
представляют будущее России, и я верю,
что они смогут возродить нашу страну
и привести ее к процветанию»; «На моих
сверстников можно положиться, в них много
сил, энергии, из них получатся отличные
специалисты в конкретных областях, и
они смогут поднять экономику и культуру»
и т.п. Скептические оценки сопровождались
суждениями типа: «Многое нужно изменить
в нынешней молодежи»; «Мои ровесники
знают, что есть странные молодые люди,
которые читают книжки, ходят по театрам
и музеям. Но они считают, что намного ярче
пройдет день, если собраться с друзьями,
выпить по баночке и завалиться в какой-нибудь
давно знакомый клуб»; «Мне ближе дух 40-х
– 60-х годов, когда не было сегодняшнего
вошедшего в душу равнодушия ко всему,
не было этого цинизма и эгоизма».
Критические высказывания
студентов согласуются c приведенными
выше негативными выводами ученых.
Что же касается позитивных оценок,
молодые люди пытаются опровергнуть
стереотипы, сложившиеся в сознании
старшего поколения. Например: «Многие
взрослые считают, что нам нужны только
дискотеки, секс, наркотики, сигареты и
выпивка. Не верно это. Время бесцельной,
легкой жизни прошло. Мы учимся, развиваемся
интеллектуально, ставим перед собой цели
и пытаемся их достичь. Не скажу, что все
такие, но нас большинство». Другой студент
поясняет: «Мы идем в ногу со временем
и ни за что не хотим отстать! Мы живем
в собственном мире, который создан нами
самими. Это вовсе не означает, что он примитивен
и пуст. Мы наполняем его собственным смыслом.
Наш век диктует нам свои законы, по которым
нужно жить».
Самооценка поколения:
отрицательные черты. Выявились
десять «осуждаемых» студенчеством
«пороков». Рассмотрим их с учетом ранжирования.
1. Бесцельное
существование,
2. Алкоголизм, пьянство,
наркомания, курение – способы
личного разрушения здоровья.
3. Эгоизм, корыстолюбие,
жадность, зависть, отсутствие
4. Агрессивность,
насилие, жестокость, озлобленность,
цинизм, хулиганство, преступность
– «Идти по головам других
– отличительная черта нашего
поколения»; «Очень страшно, когда
видишь проявление детской жестокости».
5. Хамское поведение,
бескультурье, грубость, бездуховность,
неуважение к старшим. По
6. Лживость, лицемерие,
безответственность, расхлябанность,
предательство, ловкачество.
7. Аморальность,
распущенность, разврат.
8. Безумное следование
моде, глупое подражательство.
9. Отсутствие патриотизма,
неумение ценить свою историю, равнодушие
к судьбе России.
10. Зависимость
от техники. Технический
Самооценка поколения:
положительные черты.
1. Целеустремленность,
целенаправленность, деловитость, организованность.
2. Самостоятельность,
самодостаточность,
3. Жизненная
активность, оптимизм, уверенность
в будущем, предприимчивость, трудолюбие,
напористость. Примечательно, что
юношеский энтузиазм и жажда
самоутверждения уживаются в
сознании эмансипированных
4. Интеллектуальность,
умственное развитие, творческие
способности (креативность), талантливость
– это черты, которыми не
без основания гордится
5. Стремление
к знаниям, овладению
6. Альтруизм,
доброта, дружелюбие, гуманизм, честь,
правдивость, порядочность –
высокие моральные качества. Появление
подобных черт в автопортрете
студенческой молодежи кажется
противоестественным.
7. Патриотизм
к Родине, подобно альтруизму, на
фоне отрицательных самооценок
представляется неожиданным
Я стою у истока
волшебной реки.
С нарастаньем
потока заблестят огоньки,
Все сильней
и сильней будет сила огня,
Это – наша Россия.
Что она для меня?
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции