Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Содержание

Введение

1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.

2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.

3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.

4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социалогии.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Она сила и мощь, она – песнь и душа, 

Золотой чудный дождь, что ловлю, чуть дыша. 

Я ее не отдам, в  ней живу, в ней пою, 

Я ее не продам, потому что люблю 
 

Объяснение парадокса. Противопоставление положительных  и отрицательных черт приводит к  выводу о том, что молодое поколение  делится не на две, на три части, не считая маргинального слоя. Во-первых, будущую интеллектуальную элиту следует отделить от молодежной массы. Основными критериями ограничения здесь могут служить целеустремленность, бесцельное существование, а вспомогательным – дополнительная деятельность. Целеустремленность и заинтересованность в приобретении полезных знаний – отличительное качество молодого человека, планирующего сделать успешную карьеру, добиться признания и самореализации. Это качество присуще большинству студенчества. Оно подтверждается фактом поступления в ВУЗ, которое часто требовало упорства, решительности и самостоятельности. Бездарные «папенькины сынки» и паразитирующая «золотая молодежь» быстро отторгаются студенческими коллективами. Вероятно, вне студенческой среды есть талантливые и волевые люди, целенаправленно занимающиеся образованием, но их шансы попасть в интеллектуальную элиту невелики. В наши дни путь к общественному знанию пролегает через вузовские аудитории. 

Интеллектуал  руководствуется иными нормами: 

• эгоистическая  направленность; 

• допустимость насильственных действий по принципу «цель оправдывает средства»; 

• утилитарное  потребление культуры. 

Будущему интеллектуалу  принадлежат слова: «Мне нравится в  моих сверстниках их наглость, т.к. сейчас необходимо быть пробивным и наглым, чтобы добиться своих целей». Если использовать социально-психологические характеристики студентов, то основным критерием ограничения интеллигента от интеллектуала может служить альтруизм/эгоизм, а вспомогательным – гуманизм/агрессивность. 

Поскольку социальные и психологические характеристики не дискретны, а непрерывны, то образуются промежуточные, маргинальные прослойки как между элитой массой, так и между интеллигентами и интеллектуалами. 

Таким образом, интеллектуально-нравственную стратификацию  молодежи можно представить следующим  образом: 

1) Интеллектуальная  элита – студенты, сознательно  и энергично стремящиеся к  высшему образованию, рассматривая  его и как терминальную, и как  инструментальную жизненно важную  ценность. Элита расколота на  две по-разному этически ориентированных  подгруппы: интеллектуалы и интеллигенты. 

2) Неинтеллектуальная  молодежная масса, не обладающая  высокой образованностью, развитыми  духовными интересами и не  стремящаяся к ним. Это люди  массовой культуры. 

3) Маргиналы. 

4. О рынке  труда выпускников. 

4.1. Трудоустройство молодых специалистов 

В сегодняшней  России университеты, так же как  и другие вузы, находятся в сложной  ситуации, обусловленной переходом  страны к рыночным отношениям и кризисным  состоянием в экономических и  социальной сферах. В прошлом любой  советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства. Если предприятие выполняло утвержденные вышестоящим министерством или главком производственный и финансовый планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял прием студентов и выпуск специалистов, проводя обучение в соответствии с государственными учебными планами. 

Неукоснительное соблюдение всех этих планов, так же как и планов приема и выпуска, контролировало Министерство высшего и среднего специального образования, а в вузах, не имевших университетского статуса, курирование дополнительно осуществляли собственные министерства и ведомства. В большинстве случаев государственная система распределения неплохо решала проблемы трудоустройства молодых специалистов. 

Экономические и организационные изменения  последних лет повлекли за собой  перемены в характере взаимоотношений  между высшими учебными заведениями и предприятиями, а также государственным и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников вузов, а предприятия и организации самостоятельно определяют свою кадровую политику. Это сопровождается, с одной стороны, общем сокращением численности работающих, а с другой – более высокими требованиями к вновь принимаемым на работу. Во многих случаях предпочтение отдается специалистам с трудовым стажем и с опытом работы. 

Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке  труда, явилась проблема угрозы безработицы  для молодых специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние выпускники вузов  стали одной из слабо защищенных в социальном отношении групп населения. 

Сегодня можно  говорить о существовании следующих  групп противоречий на рынке труда  молодых специалистов с высшим образованием: 

• между социальными  и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе; 

• между задачей  повышения эффективности подготовки вузам молодых специалистов и  существующих системой вузовской подготовки; 

• между теоретической  подготовкой выпускников и отсутствием  необходимых навыков практического  использования полученных знаний; 

• между жизненными и профессиональными планами  выпускников и реальными возможностями  их осуществления; 

• между интересами развития отдельного предприятия и  интересами общества. 

4.2. Выпускник  вуза и его будущая специальность 

Жесткая прежняя система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и уже не отвечает меняющимся условиям свободной экономики. Поэтому теперь вузу нужно учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на пять – десять лет вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах. 

Результаты ряда исследований последних лет свидетельствуют  о том, что количество выпускаемых специалистов уже превысило спрос на них со стороны предприятий и организаций. Таким образом, было обнаружено, что для большинства выпускников получение дипломов и поиски места работы сейчас почти совпадают по времени. 

Социологами была выявлена одна и та же общая для стран СНГ особенность – отставание в социализации у студентов на территории бывшего СССР по сравнению со студентами в странах с развитой рыночной экономикой. Тот факт, что в наших вузах студенты в основной массе пребывают долгое время «в безмятежном состоянии» и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе – результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период. 

В статье украинского  автора отмечается именно эта черта: «В советском обществе… в общественном сознании, особенно у представителей старшего поколения, укоренилось мнение, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает высокое положение в обществе, хорошую должность, а главное – освобождает от тяжелого физического труда. Поэтому наша молодежь, преимущественно под давлением родителей, не имея четкой профессиональной ориентации и не определив заранее свой жизненный путь, массово нацеливается на вуз, и, при условии прохождения конкурса, тут же приступает к учебе. К сожалению, распространен случайный выбор профессии, следствием чего становятся слабые мотивации обучения, низкий уровень знаний, намерения в будущем сменить профессию. Этим обуславливается у нас высокий удельный вес с высшим образованием, занятых не своей специальностью».К этой вполне объективной картине можно лишь добавить, что кроме отмеченной здесь причины (только бы получить высшее образование) имеют место и иные внешние обстоятельства, приводящие к случайному попаданию в вуз (к примеру, отсрочка от призыва на воинскую службу). В целом, в странах с развитой рыночной экономикой личность оказывается способна осуществить сознательный жизненный выбор в более раннем возрасте, чем у нас. 

Когда же экономические  изменения в нашей стране смогут приблизить ценностные ориентации нашей  молодежи к тем, которые существуют в западном мире? Это зависит от нашего экономического развития. 

4.3. Планы выпускников  на предстоящую деятельность 

Как уже сообщалось, более половины опрошенных выпускников  сообщили о том, что они планируют  работать по специальности. Наиболее высокой  оказалась доля студентов, сохраняющих  верность полученной ими специальности, среди экономического и юридического факультетов. Иная ситуация сложилась на других факультетах. Она особенно тревожная среди выпускников физфака, где работать по специальности планируют только 17% от числа опрошенных. Здесь самым высоким оказался процент тех, кто точно знают, что работать по специальности после окончания университета они не станут. 

Достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда требует осуществления  достаточно точных прогнозов изменения  конъюнктуры рынка и потребности в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту потребность. 

Заключение. 

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества, приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности. 

В решении вопросов трудоустройства выпускников следует  сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах – с одной стороны, и вузами – с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе – более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций. 

К сожалению, мало сейчас освещается проблема получения  гуманитарного образования. Самоопределение  молодежи, ее включение в экономическую  жизнь всегда представляло собой  серьезную социальную проблему. Важность ее изучения будет еще больше нарастать  с развитием рыночных отношений, распространением безработицы, ростом уровня экономической дифференциации населения. Возможно и юристы, и экономисты всегда будут в цене, но не стоит забывать и духовно-нравственном наследии общества. 

Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 
 

1) Лисовский  В.Т., Дмитриев А. В. Личность  студента. – Л., 1974. 

2) Рубин Б., Колесников  Ю. Студент глазами социолога.  – М., 1980. 

3) Власенко А.С.  Некоторые вопросы воспитания  студенчества. – М., 1987. 

4) Мечников И.И. Этюды оптимизма - М., 1984. 

5) Филиппов Ф.Р.  Социальная ориентация и социальные  перемещения // Вопросы социальной  и профессиональной ориентации  молодежи. - Свердловск, 1982. 

6) Руткевич М.Н.  Социальная ориентация выпускников  высшей школы // Социологические исследования. - 1994. - № 2. 

7) Гинзбург М.Р.  Психическое содержание личностного  самоопределения // Вопросы психологии - 1994. - № 3. 

Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции