Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
• интеллектульно-прагматическую
(получение знаний и конвертация
их в высокие доходы) – 29,7%;
• преимущественно-
• преимущественно-прагматическую
(основная цель – получение в
будущем высоких доходов) – 22,1%;
• «побочную» -
акцентуирующую внеобразовательные мотивы:
получение образования как
На основании
некоторых данных построена следующая
типология образовательного поведения
студенческой молодежи.
• Учащиеся и
работающие – 21,6% (посещают большинство
занятий и иногда обращаются к
специальной литературе, либо посещают
«примерно половину» занятий
и часто работают с дополнительной
литературой; имеют постоянную работу
либо частые приработки).
• Учащиеся – 49,6%
(посещают большинство занятий и
иногда обращаются к специальной
литературе, посещают «примерно половину»
занятий и часто работают с
дополнительной литературой; не имеют
ни постоянной работы, ни частых приработков).
• Работающие -
9,3% (не посещают большинства занятий,
не обращаются к специальной литературе;
имеют постоянную работу или частые
приработки).
• Не учащиеся и
неработающие - 19,5% (не посещают большинства
занятий, не обращаются к специальной
литературе; не имеют ни постоянной работы,
ни частых приработков).
Поведение студентов
в значительной степени изменяется
по мере приближения к диплому. Прослеживается
тенденция увеличения доли имеющих
постоянную работу. Кроме того, растет
число тех, кто работает в ущерб учебе:
численность этой группы на последнем
курсе превышает 10%.
3. Социальный
облик студенчества 90-х годов.
В ближайшем
будущем политические настроения молодежи,
как и то, с какими политиками
она будет связывать свои ожидания,
во многом станет зависеть от ее социального
статуса, социокультурных установок и
ценностей. Отсюда следует необходимость
изучения ее самых различных групп, слоев
и отрядов. Однако пока разные социальные
группы молодежи изучаются социологами
неравномерно. Основное внимание выделяется
выпускникам средней школы и студентам
педагогических вузов, и гораздо менее
представлены в исследованиях многие
другие профессиональные отряды студенчества,
а также молодые выпускники вузов.
3.1. Социальный
статус и самочувствие студента.
При рассмотрении
статусной позиции студенчества
обычно акцент делается на «переходность»,
«маргинальность» группы, занятой деятельностью
по подготовке к высококвалифицированному
умственному труду, отличающуюся особыми
формами социальной активности, характерной
не только для обучающейся молодежи, но
и для тех отрядов интеллигенции, пополнить
которые она готовится в вузе.
В отечественных
работах не всегда учитывается, что
годы студенчества – вполне самостоятельный
этап жизни человека, на протяжении
которого он имеет и формирует собственную
среду развития, участвует в таких видах
деятельности, которые сегодня выступают
в качестве личностно-образующих факторов
и определяет модель социального поведения
этой общественной группы. Среди показателей
статуса студенчества можно выделить
группу дескриптивных (пол, место жительства
до вуза, образование родителей) и приобретенных,
достигнутых человеком к настоящему моменту
его жизни.
Распределение
студенчества по полу в течение многих
лет остается почти неизменным. В
данном исследовании 43% составляют юноши
и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем.
Естественно преобладание юношей в технических
вузах и девушек среди будущих гуманитариев.
Процесс феминизации высшего образования
остается «стихийно стабильным», хотя
ситуация социального наполнения безработицы
(большинство незанятых – женщины с высшим
образованием) давно требует регуляции.
Как показывает
исследование, в технических вузах
приток студентов из родного города
стал больше, чем ранее. С одной
стороны, их «стартовая позиция» во многом
выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости
испытывать трудности жизни в общежитии,
легче определиться с будущим местом жительства.
С социальной же точки зрения эта часть
вузовской молодежи оказывается менее
динамичной и самостоятельной, ее статус
надолго остается зависимым от положения
родительской семьи. И в самоопределении
через вуз элемент личной инициативы проявляется
немного позже.
Студенты из
малых и средних типов
Говорить о
социальном статусе студентов в
зависимости от социальной принадлежности
родителей весьма затруднительно в условиях
перекомпозиции всей социальной структуры.
В исследованиях был взят один признак
– образование, связь которого с фактором
выбора вуза была всегда сильной.
Более важными
являются те статусные характеристики,
которые складываются в период обучения
в вузе. Именно на этом этапе происходит
дифференциация студентов, связанная
с собственной активностью в учебной,
научно-поисковой, общественно-полезной,
экономической деятельности. Изучение
этой дифференциации важно потому, что
ее структура отчасти предопределяет
будущий социальный статус специалистов
и является прообразом распределения
в социальной структуре группы населения
с высшим образованием. Ясно, что традиционные
и новые слои российского общества уже
воспроизводятся с участием этой молодежи.
Особенностью
современного студенчества является то,
что процесс его включения
в общественную жизнь идет не только
через учебную деятельность и
профессиональную подготовку, но и
путем формирования независимых
материально-бытовых условий, новых
форм проявления собственной активности
и путем выбора форм социального взаимодействия.
Процесс формирования молодежью независимого
от родителей финансового, имущественного
и жилищного статуса имеет две «узловые
точки»: 16-17 лет, когда начинается более
или менее массовое включение во взрослую
экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается
первый опыт реализации материально-бытовых
намерений студенчества.
Насколько успешны,
попытки современных студентов
обрести собственный
Весьма существенным
источником является заработная плата,
которую сегодня имеют 13% студентов. Утрачивают
значение в качестве источников средств
к существованию стройотряды. Их роль
сегодня стала сопоставима с прибылью
от перепродажи товаров, теневого бизнеса
и других «новых» видов получения доходов,
хотя официально в наличии разовых заработков
признается каждый десятый студент.
Существенны различия
по полу. Дополнительный доход имеет
каждый пятый, но среди юношей это 27%,
а среди девушек – 14%, т. е. вдвое
меньше. Различные заработки
Для того, чтобы
снять негативные последствия необходимого
отключения от учебы на заработки, можно
обратить внимание на связь дополнительной
работы с получаемой в вузе подготовкой.
У половины «подрабатывающих» студентов
такая связь отсутствует. На возможность
работать по близкой специальности однозначно
указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12%
используют свои профессиональные знания
частично. Интересно, что в тех вузах, где
студенты идут на «приработки» реже, они
в большей степени согласуют это со своей
будущей профессией.
Расходы студентов,
естественно, связаны с удовлетворением
первоочередных потребностей, в число
которых входят: питание, рекреационные
занятия, покупка одежды. У каждого четвертого
студента основная часть средств идет
на оплату жилья, у каждого пятого – на
приобретение учебных принадлежностей.
В то же время тенденция приема в вузы
местной молодежи оборачивается тем, что
2/3студентов не нуждаются в затратах на
жилье, на приобретения товаров длительного
пользования, финансирование летнего
отдыха, ибо опираются на поддержку родительской
семьи.
Трудно однозначно
выявить и оценить такие статьи
расходов, как «для досуга» и «на
каникулы». Без специального анализа не
ясно, связанно ли это с содержанием программы
досуговой деятельности или же тем, что
свободное время уходит не на развлечения,
а в основном на приработки, что косвенно
подтверждается значительным количеством
тех студентов, у которых нет вообще затрат
на свободное времяпрепровождение.
Развитие материально-бытового
статуса студентов связано с
их отношением к предметно-вещному
миру, всегда существенному в самосознании
и самочувствии студентов.
Судя по результатам
исследования, каждый пятый студент уже
имеет собственное жилье (квартиру, частный
дом). Это естественно, ибо половина опрошенных
живут с родителями, имея право на жилплощадь,
и еще 7% являются непосредственными собственниками
жилья.
На вопрос о
«частной собственности», точнее, о наличии
в собственном распоряжении некоторых
предметов – товаров длительного пользования,
выступающих в данном случае в качестве
«знаков статуса», получены следующие
ответы: из числа престижных вещей, символизирующих
статус индивида в современной молодежной
субкультуре, были отмечены наличие в
своем распоряжении автомобиля, видео-
и телеаппаратуры, компьютера. Не обошла
молодежь и новые формы «вложения капитала»:
у половины студентов классического и
педагогического университетов имеются
ценные бумаги и драгоценности (дорогие
ювелирные изделия и т. д.), которые более
чем у третьей части всех студентов считаются
необходимым атрибутом материального
статуса. В ряде вузов используются кредитные
карточки при получении стипендии через
банковские депозиты.
То, что материально-бытовой
статус студента находится в процессе
становления и оформления, это
очевидно. С чисто юношеским эгоизмом
студент ориентирован пока только на
себя. Об этом говорит хотя бы тот
факт, что такая статья расходов,
как помощь родителям, оказывается
в нижней части шкалы.
В то же время
самоопределиться в бытовой сфере
у части студентов связано
с наличием собственной семьи. Студенческие
семьи (т. е. семьи, в которых студентом
является хотя бы один из супругов) нуждаются
в поддержке – это бесспорный факт.
Плохое социальное
самочувствие значительной части студентов
вызвано не решаемыми социальными
проблемами. Степень тревожности
девушек-студенток значительно
3.2. Политические,
нравственные и культурно-
Вес и значимость
молодежи как субъекта политических
перемен (что далеко не всегда связано
с ее реальным участием в этих переменах)
осознается представителями различных
политических сил – от правящих
до оппозиции. И этот интерес побуждает
к изучению проблемы «молодежь и политика».
Как и других
групп молодежи, политика не является
приоритетной сферой интересов и
потребностей современных студентов,
хотя они и испытывают определенное
влияние политических событий в
стране на свою жизнь.
Важнейшей детерминантой
отношения молодежи к политике становится
ухудшение ее материального положения.
Политическая заинтересованность современной
молодежи имеет «избирательный»
характер и проявляется от случая
к случаю.
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции