Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Содержание

Введение

1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.

2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.

3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.

4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социалогии.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Вот почему в  более зрелом возрасте нередко происходит пересмотр юношеских стремлений и мечтаний, переосмысливание жизненных планов. И этот процесс, хотя он происходит довольно болезненно и не без потерь, в принципе закономерен. 

Однако часть  абитуриентов при выборе специальности  не затрудняет себя тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие специальности и специализации очень большой прием, но и в поверхностном знакомстве абитуриентов с ними. 

Очень важно уже с I курса при организации воспитательной работы формировать у студентов глубокое, заинтересованно положительное отношение к своей профессии, устойчивую социальную ориентацию. 

По мнению уральского социолога Ф.Р. Филиппова, понятие  социальной ориентации может быть рассмотрено в различных смыслах. В самом широком смысле социальная ориентация означает осознание индивидом самого себя как частицы элемента социальной общности. В узком смысле социальная ориентация означает осознание индивидом своей связи со средой происхождения и его ожидания относительно будущей социальной «позиции», т. е. места и роли в той социальной группе, членом которой он намерен стать. Вот почему важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы. 

Конечно, в юношеском возрасте сделать правильный выбор нелегко. Тем более, если человек ничего не знает о своей будущей профессии. Ошибки здесь неизбежны. Вот почему важным средством регулирования выбора профессии молодежи является профессиональная ориентация. 

Очень важно знать не только свою будущую работу, но и самого себя. Конечно, никакая наука не может сказать абсолютно точно, что лишь эта и только эта профессия подходит человеку, а остальные не должны быть предметом его желаний. Ведь не редко бывает, что человек имеет неплохую способность выполнять несколько профессий. Вот почему важно назвать одну или несколько профессий, в которых он может добиться наибольшего успеха со своими способностями, склонностями, особенностями характера, психическим складом. Необходимо также и предостеречь молодого человека от выбора тех профессий, которые явно противопоказаны ему. 
 

2. Студенчество  в период реформирования студенческого  общества. 
 

О современной  молодежи, включая студенчество, часто  говорят как о «потерянном», «пожертвованном» поколении, печальной ошибке суровой русской истории. Нередко звучат нотки обличения, осуждения: «В атмосфере агрессивного натиска антикультуры формируются новые поколения российских граждан, чье сознание заражено бациллами примитивного потребительства, поклонения чужим идолам, пренебрежением к национальным ценностям»; молодым людям свойственно «презрение к упорному ежедневному труду, жажда наживы, массовый антипатриотизм (примерно 70 % готовы отправиться в эмиграцию)» . Один из авторитетных обществоведов – А.С. Панарин суров в своем «приговоре»: «деморализация и дезориентация молодого поколения несомненны…»; «духовная атмосфера порождает активистов не созидания, а разрушения, разложения и растления» . В учебном пособии «Социология молодежи», изданном в Ростове-на-Дону (2201), суммированы исходные упреки: 

• социальная апатия – уход и политической и общественной жизни, распространение мещанских, семейно-эгоистических настроений; 

• кризис нравственных ценностей: отказ от правды, честности, 

совестливости, любви, дружбы как основы отношений между людьми; 

• падение престижа честного труда, проявления обмана, цинизма, насилия; 

• рост потребительских  настроений, выражающийся в росте  материальных вожделений, эгоизма, пренебрежения  духовными ценностями, дегуманизации отношений между людьми . 

Если верить такого рода суждениям и оценкам, получается, что не остается надежды  на будущее России: с таким молодым  поколением она может только деградировать. Однако не будем спешить. 
 

2.1. Интеллектуально-нравственная  дифференциация современного студенчества. 
 

Радикальные социально-экономические  преобразования в нашем обществе оказали неоднозначное воздействие  на высшую школу. С одной стороны, она получила мощный импульс к  модернизации и развитию. Постепенно преодолеваются противоречия между новыми запросами общества и высшим образованием, его содержательной, технологической и организационными структурами. И это имеет, безусловно, глубокий позитивный смысл. В вузах запрещена идеологическая деятельность, расширилась их академическая свобода, самостоятельность, модернизируются (хотя и медленно) специальности, их номенклатура. Увеличивается выпуск специалистов по остродефицитным профессиям: экономистов, юристов, социологов и т. д. Появились платные формы высшего образования (что в целом поощряет здоровую конкуренцию между вузами). 

Порой эти процессы протекают небезболезненно, поскольку  это вызывает переструктурирование внутри высшего образования: у одних  вузов, специальностей престиж резко  повышается, у других – падает, усиливается социальное расслоение как внутри студенчества в целом, так и между студентами (что особенно важно) различных типов вузов, факультетов и специальностей. И это неизбежные последствия, сопровождающие модернизацию высшей школы. 

С другой стороны, отсутствие четкой государственной политики в области образования, необходимых инвестиций в него, не оправдавшиеся надежды на коммерциализацию вузов приводят к разрушительным дисфункциональным последствиям для высшего образования. Можно сказать, происходит его «обескровливание». Это и резкое сокращение численности преподавателей, научных сотрудников вузов, вызванное катастрофически низкой зарплатой, падением жизненного уровня, утратой некогда высокого социального престижа, старение кадров; постепенное разрушение их трудовой мотивации, размывание социально-статусных и профессиональных стандартов поведения. В неудовлетворительном состоянии материальные компоненты учебного процесса: учебные корпуса, оборудование, библиотечные фонды. 

Таким образом  противоречивое взаимодействие позитивных и деструктивных процессов создают сложную, и даже драматическую ситуацию в российском высшем образовании. 

Раскрывая социальный облик студенчества, следует учитывать  и глубокие изменения, произошедшие в самом обществе: трансформацию  его основных институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих ценностей. Все эти процессы (и в обществе в целом, и в высшей школе) по-своему преломляются в жизнедеятельности студенчества. Меняются взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих специальностей, отсутствие обязательного распределения и «отработок» после окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями. Это приводит к тому, что современное студенчество становится все более разнородным. 

Прилежные студенты («ботаники») мирно уживаются с теми, кто об учебе вспоминает лишь перед экзаменами; «предприимчивые», чьи подработки дают возможность жить безбедно уже в студенческие годы – с «романтиками», для которых важна творческая самореализация; почти исчез тип студента-общественника. 
 

2.2. Воспроизводство  студенческой молодежи: новые тенденции. 
 

Проблема воспроизводства  студенческой молодежи может рассматриваться  в различных аспектах. Поскольку  студенчество формируется из молодых  представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной структуры общества оно может служить индикатором этих процессов. 

Само оно также  является их активным участником: ведь высшее образование выполняет функцию  индивидуальной и/или групповой  социальной мобильности и воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным трудом. 

Анализ социальной структуры студенчества важен и  в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего  образования для различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех». 

Но есть еще  и социокультурный аспект этой проблемы, в какой социальной среде имеются  оптимальный материальные и культурные условия для формирования комплекса  личностных качеств, требуемых для  получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными. 

Какие же изменения  происходят в социальной структуре  студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники  пополнения? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство? 

Во-первых, среди  родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрые: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели). В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса. 

Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторе экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился. 

Наряду с экономическим  положением родительских семей, с начала 90-х годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества. Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остро нуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни. 

Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не только свою прямую функцию). 
 

2.3. Социальные  ресурсы и ожидания студенческой  молодежи. 
 

С середины 1990-х  годов в России тенденциями высшего  образования стали: его введение в число непременных требований рынка труда; количественные и качественные изменения в подготовке специалистов; стремительное увеличение его платности. 

В числе важных проблем высшего образования  признается неравенство доступа  различных групп населения к получению образовательных услуг. Высшее образование традиционно рассматривается в рамках стратификационных теорий как непременный критерий отнесения к определенному социальному слою и фактор вертикальной мобильности. Получение образования в значительной степени обусловливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к общественным благам. Однако, проведенные исследования фиксируют неполную реализуемость высшего образования в повышении социального статуса. 

Специфика одного из подходов состоит в изучении проблемы доступности высшего образования с точки зрения различий ресурсных характеристик семей. Семьи, формируя для своих детей образовательные стратегии, находятся в ситуации рационального выбора, отыскивая оптимальное согласование перспектив, которое образование может дать детям, и ресурсных возможностей. К ресурсам семьи мы относим: 

• уровень образования  родителей; 

• уровень их материальной обеспеченности; 

• размер сбережений; 

• социальный статус; 

• уровень адаптированности. 

Представление о перспективности приобретаемой  профессии часто определяет образовательную  стратегию семей. Ресурсы семей  определяют доступность вузов, осуществляющих подготовку по перспективным профессиям. Профессии, которые не приносят ни материального, ни статусного вознаграждения, получают по преимуществу дети из менее ресурсообеспеченных семей, а наиболее перспективными профессиями овладевают выходцы из семей с сильными ресурсными характеристиками. Профессии, приносящие высокие доходы, но не престижные в обществе, либо уважаемые, но не приносящие денег, не стали предметом интереса семей с высоким ресурсным потенциалом. Они более привлекательны для детей из менее благополучных семей. Особенно ярко эта тенденция высвечивается при сравнении ситуации в Москве и Вологде. Если в Москве лишь 11 % студентов из семей с высоким ресурсным потенциалом претендуют на получение специальности, приносящей не доход, а лишь относительно высокий социальный статус, то в Вологде таких втрое больше. Обратимся к анализу образовательной мотивации молодежи. Основными мотивами получения высшего образования являются три: знания, деньги, престиж. К основным образовательным мотивациям: 

Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции