Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
Вот почему в
более зрелом возрасте нередко происходит
пересмотр юношеских стремлений и мечтаний,
переосмысливание жизненных планов. И
этот процесс, хотя он происходит довольно
болезненно и не без потерь, в принципе
закономерен.
Однако часть
абитуриентов при выборе специальности
не затрудняет себя тем, чтобы поглубже
познакомиться с теми возможностями, которая
сулит избираемая профессия. И дело не
только в том, что на некоторые редкие
специальности и специализации очень
большой прием, но и в поверхностном знакомстве
абитуриентов с ними.
Очень важно уже
с I курса при организации воспитательной
работы формировать у студентов глубокое,
заинтересованно положительное отношение
к своей профессии, устойчивую социальную
ориентацию.
По мнению уральского
социолога Ф.Р. Филиппова, понятие
социальной ориентации может быть рассмотрено
в различных смыслах. В самом широком смысле
социальная ориентация означает осознание
индивидом самого себя как частицы элемента
социальной общности. В узком смысле социальная
ориентация означает осознание индивидом
своей связи со средой происхождения и
его ожидания относительно будущей социальной
«позиции», т. е. места и роли в той социальной
группе, членом которой он намерен стать.
Вот почему важнейшим моментом социальной
ориентации являются жизненные планы.
Конечно, в юношеском
возрасте сделать правильный выбор нелегко.
Тем более, если человек ничего не знает
о своей будущей профессии. Ошибки здесь
неизбежны. Вот почему важным средством
регулирования выбора профессии молодежи
является профессиональная ориентация.
Очень важно знать
не только свою будущую работу, но и самого
себя. Конечно, никакая наука не может
сказать абсолютно точно, что лишь эта
и только эта профессия подходит человеку,
а остальные не должны быть предметом
его желаний. Ведь не редко бывает, что
человек имеет неплохую способность выполнять
несколько профессий. Вот почему важно
назвать одну или несколько профессий,
в которых он может добиться наибольшего
успеха со своими способностями, склонностями,
особенностями характера, психическим
складом. Необходимо также и предостеречь
молодого человека от выбора тех профессий,
которые явно противопоказаны ему.
2. Студенчество
в период реформирования
О современной
молодежи, включая студенчество, часто
говорят как о «потерянном», «пожертвованном»
поколении, печальной ошибке суровой русской
истории. Нередко звучат нотки обличения,
осуждения: «В атмосфере агрессивного
натиска антикультуры формируются новые
поколения российских граждан, чье сознание
заражено бациллами примитивного потребительства,
поклонения чужим идолам, пренебрежением
к национальным ценностям»; молодым людям
свойственно «презрение к упорному ежедневному
труду, жажда наживы, массовый антипатриотизм
(примерно 70 % готовы отправиться в эмиграцию)»
. Один из авторитетных обществоведов
– А.С. Панарин суров в своем «приговоре»:
«деморализация и дезориентация молодого
поколения несомненны…»; «духовная атмосфера
порождает активистов не созидания, а
разрушения, разложения и растления» .
В учебном пособии «Социология молодежи»,
изданном в Ростове-на-Дону (2201), суммированы
исходные упреки:
• социальная апатия
– уход и политической и общественной
жизни, распространение мещанских,
семейно-эгоистических
• кризис нравственных
ценностей: отказ от правды, честности,
совестливости,
любви, дружбы как основы отношений между
людьми;
• падение престижа
честного труда, проявления обмана, цинизма,
насилия;
• рост потребительских
настроений, выражающийся в росте
материальных вожделений, эгоизма, пренебрежения
духовными ценностями, дегуманизации
отношений между людьми .
Если верить
такого рода суждениям и оценкам,
получается, что не остается надежды
на будущее России: с таким молодым
поколением она может только деградировать.
Однако не будем спешить.
2.1. Интеллектуально-нравственная
дифференциация современного студенчества.
Радикальные социально-экономические
преобразования в нашем обществе
оказали неоднозначное
Порой эти процессы
протекают небезболезненно, поскольку
это вызывает переструктурирование
внутри высшего образования: у одних
вузов, специальностей престиж резко
повышается, у других – падает, усиливается
социальное расслоение как внутри студенчества
в целом, так и между студентами (что особенно
важно) различных типов вузов, факультетов
и специальностей. И это неизбежные последствия,
сопровождающие модернизацию высшей школы.
С другой стороны,
отсутствие четкой государственной политики
в области образования, необходимых инвестиций
в него, не оправдавшиеся надежды на коммерциализацию
вузов приводят к разрушительным дисфункциональным
последствиям для высшего образования.
Можно сказать, происходит его «обескровливание».
Это и резкое сокращение численности преподавателей,
научных сотрудников вузов, вызванное
катастрофически низкой зарплатой, падением
жизненного уровня, утратой некогда высокого
социального престижа, старение кадров;
постепенное разрушение их трудовой мотивации,
размывание социально-статусных и профессиональных
стандартов поведения. В неудовлетворительном
состоянии материальные компоненты учебного
процесса: учебные корпуса, оборудование,
библиотечные фонды.
Таким образом
противоречивое взаимодействие позитивных
и деструктивных процессов создают сложную,
и даже драматическую ситуацию в российском
высшем образовании.
Раскрывая социальный
облик студенчества, следует учитывать
и глубокие изменения, произошедшие
в самом обществе: трансформацию
его основных институтов, стратификационных
характеристик, основных смыслообразующих
ценностей. Все эти процессы (и в обществе
в целом, и в высшей школе) по-своему преломляются
в жизнедеятельности студенчества. Меняются
взаимоотношения студентов с государством
(невостребованность многих специальностей,
отсутствие обязательного распределения
и «отработок» после окончания вуза и
т. д.), с преподавателями, с родителями.
Это приводит к тому, что современное студенчество
становится все более разнородным.
Прилежные студенты
(«ботаники») мирно уживаются с теми, кто
об учебе вспоминает лишь перед экзаменами;
«предприимчивые», чьи подработки дают
возможность жить безбедно уже в студенческие
годы – с «романтиками», для которых важна
творческая самореализация; почти исчез
тип студента-общественника.
2.2. Воспроизводство
студенческой молодежи: новые тенденции.
Проблема воспроизводства
студенческой молодежи может рассматриваться
в различных аспектах. Поскольку
студенчество формируется из молодых
представителей различных слоев, то
в периоды трансформации социальной структуры
общества оно может служить индикатором
этих процессов.
Само оно также
является их активным участником: ведь
высшее образование выполняет функцию
индивидуальной и/или групповой
социальной мобильности и воспроизводства
слоев, занимающихся высококвалифицированным
и сложным трудом.
Анализ социальной
структуры студенчества важен и
в аспекте социальной справедливости,
т. к. показывает доступность высшего
образования для различных
Но есть еще
и социокультурный аспект этой проблемы,
в какой социальной среде имеются
оптимальный материальные и культурные
условия для формирования комплекса
личностных качеств, требуемых для
получения высшего образования?
Ведь для успешного прохождения конкурса,
формирования академической дисциплины
студентов, стремления хорошо усваивать
изучаемый предмет, развивать кругозор
и т. д. Поэтому представители одних социальных
слоев оказываются более конкурентоспособными
для системы высшего образования (легче
поступают в престижный вуз, на престижный
факультет), другие – менее конкурентоспособными.
Какие же изменения
происходят в социальной структуре
студенчества в настоящее время?
Каковы основные социальные источники
пополнения? В чем выражается наиболее
существенные особенности его социальной
культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди
родителей студентов
Важной особенностью
социального состава студенчества является
высокая занятость родителей в государственном
или негосударственном секторе экономики.
Почему этот фактор считается дифференцирующим
студенчество признаком? Дело в том, что
у людей, связанных с частным сектором,
жизненные перспективы, ожидания и установки,
уровень жизни кардинально иные, чем у
слоев, «завязанных» на госсектор. Еще
одна линия расслоения студенчества «пролегла»
между вузами: оказалось, что разные вузы
«аккумулируют» студентов из разных стран
далеко не одинаково. Конечно, и раньше
были вузы, отличавшиеся как престижностью,
так и «элитарностью» (т. е. высокой долей
студентов выходцев из рядов советской
элиты). Однако сейчас список элитарных
вузов пополнился.
Наряду с экономическим
положением родительских семей, с начала
90-х годов начал «работать» еще один фактор
стабилизации уровня жизни студентов:
дополнительные заработки. Они приобрели
настолько массовый характер, что, по сути,
можно говорить об изменении образа жизни
студенчества, так как наряду с учебной
они становятся второй основной деятельностью
студенчества. Прямой связи с уровнем
жизни семьи студента не наблюдается,
т. е. подрабатывают как остро нуждающиеся,
так и те, кто отметил высокий уровень
жизни.
Вероятно, дополнительные
заработки становятся новым стандартом
поведения, символизируя деловитость,
предприимчивость студентов (т. е. выполняют
не только свою прямую функцию).
2.3. Социальные
ресурсы и ожидания
С середины 1990-х
годов в России тенденциями высшего
образования стали: его введение в число
непременных требований рынка труда; количественные
и качественные изменения в подготовке
специалистов; стремительное увеличение
его платности.
В числе важных
проблем высшего образования
признается неравенство доступа
различных групп населения к получению
образовательных услуг. Высшее образование
традиционно рассматривается в рамках
стратификационных теорий как непременный
критерий отнесения к определенному социальному
слою и фактор вертикальной мобильности.
Получение образования в значительной
степени обусловливает социальную мобильность,
доступ в дальнейшем к общественным благам.
Однако, проведенные исследования фиксируют
неполную реализуемость высшего образования
в повышении социального статуса.
Специфика одного
из подходов состоит в изучении проблемы
доступности высшего образования с точки
зрения различий ресурсных характеристик
семей. Семьи, формируя для своих детей
образовательные стратегии, находятся
в ситуации рационального выбора, отыскивая
оптимальное согласование перспектив,
которое образование может дать детям,
и ресурсных возможностей. К ресурсам
семьи мы относим:
• уровень образования
родителей;
• уровень их
материальной обеспеченности;
• размер сбережений;
• социальный статус;
• уровень адаптированности.
Представление
о перспективности
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции