Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:44, реферат
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Литература.
План работы:
Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Введение.
Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет.
В. А. Сухомлинский
Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.
Как и всякий биологический
вид, Homo sapiens характеризуется определенной
совокупностью видовых
Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Индивидуализация –
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
Суть другой проблемы заключается
в следующем: признавая, что каждый
человек уникален, своеобразен и
неповторим, мы, тем не менее, постоянно
группируем людей по различным признакам,
одни из которых определяются биологически,
другие – социально, а некоторые
– взаимодействием
В ходе дискуссий вокруг этих
проблем выдвигаются, подвергаются
критике и переосмысливаются
теоретические концепции, вырабатываются
новые линии практического
К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.
Марксистско-ленинская
Пренебрежительное отношение
к биологии человека недопустимо. Тем
более что биологическая
Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.
Ещё доисторическим людям на
степени их мифологического
Структура природы человека.
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.
Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.
Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.
За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".
В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.
Описание социальной природы
человека начнём с определения общества.
Общество - это объединение людей
для совместного производства, распределения
и потребления материальных и
духовных благ; для воспроизводства
рода своего и своего образа жизни.
Такое объединение
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...
Духовная природа человека.
Биологическая природа человека
в условиях социальной жизни способствуют
превращению его в человека, биологического
индивида - в личность. Существует множество
определений личности, выделения
её признаков и характеристик. Личность
- это совокупность духовного мира
человека в неразрывной связи
с его биологической природой
в процессе общественной жизнедеятельности.
Личность - это существо, которое
со знанием дела (сознательно) принимает
решения и несёт
Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.
Биологическое и социальное в человеке.
Биологическую природу человек
наследовал от животного мира. А
биологическая природа от каждого
животного существа неуклонно требует,
чтобы оно, родившись, удовлетворяло
свои биологические потребности: ело,
пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило
себе подобное, чтобы воссоздать свой
род. Воссоздать свой род, - вот для
чего рождается, приходит в мир, индивид
животного. А для того, чтобы воссоздать
свой род, родившееся животное должно
есть, пить, возрастать, мужать, созревать,
чтобы быть способным заниматься
воспроизводством. Осуществив заложенное
биологической природой, животное существо
должно обеспечить плодоносность своего
потомства и... умереть. Умереть, чтобы
продолжал существовать род. Животное
рождается, живёт и умирает ради
продолжения своего рода. И больше
никакого смысла жизнь животного
не имеет. Этот же смысл жизни вложен
биологической природой и в жизнь
человека. Человек, родившись, должен получить
от своих предков всё необходимое
для своего существования, роста, возмужания,
а возмужав, - воспроизвести себе
подобного, родить ребёнка. Счастье
родителей - в их детях. Смыл их жизни
- родить детей. А если они детей
иметь не будут, их счастье в этом
плане будет ущербно. Они не испытают
естественного счастья от оплодотворения,
рождения, воспитания, общения с
детьми, не испытают счастья от счастья
детей. Воспитав и пустив в свет детей,
родители со временем должны ... освободить
место для других. Должны умереть.
И никакой биологической