Структура природы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:44, реферат

Краткое описание

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Содержание

Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

Модель социального действия позволяет выявить качественные крите­рии  эффективности  организации  социальных  связей. Если социальные связи позволяют удовлетворить  потребности, реализовать свои цели, то такие связи могут быть признаны разумными. Если данная  цель взаимо­связей  не позволяет этого достичь, формируется  неудовлетворенность, побуждающая  к перестройке данной системы  социальных связей. Изменение социальных связей может ограничиться незначительными  корректировками, а может  потребовать  и кардинальных  изменений всей системы связей. Возьмем,  к примеру,  преобразования  последних  лет в нашей стране. Повышения уровня жизни, большей свободы мы стремились вначале достичь не проводя  коренных  социальных изменений.  Но когда выяснили, что, решить  эти проблемы  в рамках  социалистических  принципов  не дали желаемого результата, в обществе стали нарастать настроения в пользу более радикальных изменений системы общественных отношений.

Социальная связь выступает  в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальное взаимодействие - системати­ческие, достаточно регулярные социальные действия партнеров, напрвлен­ные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожида­емую) ответную реакцию со стороны  партнера; причем ответная реакция  порождает новую реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодей­ствие  представляет собой процесс, в котором  люди реагируют на действия других.

Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет  место глубокая и тесная координация  системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установилась связь, например производство и распределение  товара. Примером социального взаимодей­ствия  может быть общение с коллегами  по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д.

Большую роль в осуществлении  взаимодействия играет система взаим­ных  ожиданий, предъявляемых индивидами  и социальными  группами друг к  другу, перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым, постоянным. Так, всту­пая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи мы знаем, как они  должны вести себя по отношению к  нам  и как мы должны взаимодействовать  с ними. Нарушение таких устойчивых ожида­ний, как правило, приводит к  видоизменению характера  взаимодействия и даже к прерыванию в общении.

Выделяются два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество  подразумевает  взаимосвязанные  действия  индивидов, направленные  на  достижение  общих  целей,  с обоюдной  выгодой для взаимодействующих  сторон.  Взаимодействие  на основе  соперничества включает в себя попытки  отстранения, опережения или подавления сопер­ника, стремящегося к идентичным целям.

Если на основе сотрудничества возникают чувства благодарности, потребности в общении, желание  уступить, то при соперничестве могут  возникать чувства страха, неприязни, злобы.

Социальное взаимодействие изучается на двух уровнях: микро- и  макроуровне. На микроуровне изучается  взаимодействие людей друг с другом. Макроуровень включает такие крупные  структуры как прави­тельство и  торговля, и такие институты как  религия и семья. При любых  социальных условиях люди взаимодействуют  на обеих уровнях.

Итак, по всем предметам, значимым для удовлетворения своих пот­ребностей, человек входит в глубокое, сопряжимое взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. Социальные связи представляют таким образом  множество взаимодействий, состоящих  из действий и ответных реакций. В  результате повторения того или иного  типа взаимо­действия возникают  разные типы отношений между людьми.

Отношения, которые связывают  социального субъекта ( индивида, социальную группу) с объективной действительностью, и которые направ­лены на ее преобразование, называются человеческой деятельностью. Целенаправленная человеческая деятельность состоит из отдельных действий и взаимодействий. В целом человеческая деятельность отли­чается творчески преобразующим характером, активностью и предметностью.

Она может быть материальной и духовной, практической и теоретической, преобразовательной  и познавательной  и т.п.  В основе  человеческой деятельности лежит социальное действие. Рассмотрим его механизм.

Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.

Понимание социального действия невозможно без изучения механизма  его совершенствования. В его  основе лежит мотив - внутренне побужде­ние, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятель­ности  связано с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматри­ваемая в аспекте о побудительных  силах человеческой деятельности, имеет  важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда.

Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом  для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным  звеном мотивации, исходным пунктом  всей системы стимули­рования.

Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать. Общепризнанно, что одна из лучших классификаций  потребностей принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному  психологу.

Он выделил пять видов  потребностей:

1) физиологические - в воспроизводстве  людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

2) потребности безопасности  и качестве жизни - стабильности  условий своего существования,  уверенности в завтрашнем дне,  личной безопасности;

3) социальные потребности  - в привязанностях, принадлежности  к коллективу, общении, заботе  о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой  деятельности;

4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых  других", служебном росте, статусе,  признании, высокой оценке;

5) потребности самореализации, творческого самовыражения и  т.д.

А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная потребность  в пище может блокировать все  иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение общности, уважение и т.д., голод может служить достаточно эффективным средством манипулирования  людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать роль физиологических  и материальных потреб­ностей.

Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную  иерархию потребностей, при которой  вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.

В реальных действиях человека результируются несколько потреб­ностей: их иерархия определяется как культурой  общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую  вовлечена личность, культурой, типом  личности.

Становление системы потребностей современного человека - процесс длительный. В ходе этой эволюции через несколько  этапов происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, при­сущих дикарю, к целостной  многомерной системе потребностей нашего современника. Личность все  чаще и чаще не может, да и не хочет  пре­небрегать ни одной из своих  потребностей в угоду другой.

Потребности тесно связаны  с интересами. Ни одно социальное дей­ствие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может  быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий  данной потребности мотив актуализируется  и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности.

Если потребность ориентирована  прежде всего на предмет ее удов­летворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых  зависит распределение  предметов,  ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материаль­ные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп  населения.

Итак, социальный объект в  соединении с актуализированным  мотивом вызывает интерес. Постепенное  развитие интереса ведет к появлению  у субъекта цели в отношении конкретных социальных объектов. Появление цели означает осознание им ситуации и  возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее  приводит к формиро­ванию социальной установки, означающей предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленных ценностными ориентациями.

Ценности - объекты разного  рода, способные удовлетворять челове­ческие  потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

В социологии ценности рассматриваются  как имеющие исторически конкретный характер и как вечные универсальные  ценности.

В систему ценностей социального  субъекта могут входить различные  ценности:

1) смысложизненные (представления  о добре, зле, благе,счастье);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благо­состояние, семья, образование, качество продуктов  и т.д.);

б) демократические (свобода  слова, партий);

в) общественного признания (трудолюбие,квалификация,социаль­ное  положение);

г) межличностного общения (честность, бескорыстность, добро­желательность, любовь и др.);

д) личного развития (чувство  собственного достоинства,стрем­ление  к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

3) партикулярные:

а) традиционные ( любовь и  првязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти);

Социальное развитие и  социальные изменения.

Социальный идеал как  условие социального развития.

 

Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные измене­ния, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимо­связях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образо­вательного уровня и  т.д. Если в некоторой системе  появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор  существовавших отношений, то мы говорим  эта система подвергается изменениям.

Социальное изменение  может определить и как изменение  способа организации общества. Изменение  социальной организации является всеобщим явлением, хотя оно и происходит различными темпами.Например, модернизация, которая в каждой  стране имеет  свои  особенности. Под модернизацией  здесь понимается сложная совокупность перемен, происхо­дящих почти в  каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той  или иной мере подвержены изменениям.

Под социальным развитием  в социологии понимаются изменения, при­водящие к дифференциации и  обогащению составных элементов  системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызыва­ющие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации  отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удов­летворения личных и общественных потребностей.

Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе, приводят к  исчезновению и обеднению ее составных  элементов или существующих между  ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием "изменение". Как считают многие ученые термин "прогресс" выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном  направлении. Но в чьих ценностях  может быть измерена эта желательность? Например, строительство атомных  электростанций какие изменения  собой олицетворяют - прогресс или  регресс?

Необходимо отметить, что  в социологии есть взгляд, что развитие и прогресс это одно и то же. Этот взгляд выводится из эволюционных теорий XIX века, утверждавших, что любое  социальное развитие по при­роде одновременно и прогресс, потому что он совершенствование, т.к. обогащенная система, будучи более  дифференцированной является вместе с  тем и более совершенной системой. Однако, по мнению Я.Щепаньского, говоря о совершенствовании, мы имеем в  виду прежде  всего увеличение этической  ценности. Развитие групп и общностей  имеет несколько аспек­тов: обогащение численности элементов - когда мы говорим о количест­венном развитии группы, дифференцирование отношений - то, что мы называем развитием организации; повышение эффективности действий - то, что мы называем развитием функций; повышение удовлетворенности членов организации участием в общественной жизни, аспект ощущения "счастья", которое трудно измерить.

Моральное развитие групп  может быть измерено степенью соответствия их общественной жизни, признанным в  них моральным критериям, но может  быть также измерено и степенью "счастья", достигнутого их членами.

В любом случае предпочитают говорить о развитии особо и принять  дефиницию, которая не включает ни какой  оценки, а позволяет измерять уровень  развития объективными критериями  и количественными  мерами.

Термин же "прогресс" предлагает оставить для определения  степени достижения принятого идеала.

Социальный идеал - это  модель совершенного состояния общества, представление о совершенных  общественных отношениях. Идеал задает конечные цели деятельности, определяет ближайшие цели и средства их осуществления. Будучи ценностным ориентиром он выполняет  тем самым регулятивную функцию, которая состоит в упорядочении и поддержании относительной  стабильности и динамичности общественных отношений, в соответствии с образом  желаемой и совершенной действительности как высшей цели.

Информация о работе Структура природы человека