Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:44, реферат
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Литература.
Термин "индустриальное общество"
впервые ввел Сен-Симон. Он акцентировал
внимание на производственной основе
общества. Важными чертами
В 60-е г. две ступени
в развитии общества дополняются
третьей. Появляется концепция постиндустриального
общества, активно разрабатываемая
в американской ( Д.Белл ) и западноевропейской
( А.Турэн ) социологии. Причина появления
этой концепции - структурные изменения
в экономике и культуре наиболее
развитых стран, вынуждающие по-иному
взглянуть на само общество в целом.
Прежде всего,резко возросла роль знания
и информации. Получив необходимое
образование, имея доступ к новейшей
информации, индивид получал
Помимо общества, которое в социологии зачастую соотносится с границами государства, анализируются иные типы организации социальной жизни.
Марксизм, избирая основой
способ производства материальных благ
(единство производительных сил и
соответствующих им производственных
отношений), определяет соответствующую
ему общественно-экономическую
Прмитивно-присваивающий
способ производства характеризует
первобытнообщинную формацию. Специфической
чертой рабовладельческой формации
является собственность на людей
и использование труда рабов,
феодальной - производство, основанное
на эксплуатации прикрепленных к
земле крестьян, буржуазной -переход
к экономической зависимости
формально свободных работников
наемного труда, в коммунистической
формации предполагалось установление
равного отношения всех к
собственности на средства производства
путем ликвидации частнособственнических
отношений. Признавая причинно-
Общественно-экономические формации выделяются на основании того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.
Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Среди множества цивилизаций выделяются Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон, европейская цивилизация, цивилизация России и др.
Любая цивилизация характеризуется
не только специфической общественно-
Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.
Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание распространение. Так к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.
В сфере производственно-
В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.
В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов являются великие достижения науки, искусства, культуры, а также общечеловеческие моральные ценности.
Социальная жизнь формируется
сложным комплексом сил, в котором
природные явления и процессы
являются только одним из элементов.
На основе условия, созданных природой,проявляет
себя сложное взаимодействие
Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни
Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей.
Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности.
Зависимость может быть элементарной,
прямой зависимостью от своего товарища,
брата, коллеги. Зависимость может
быть сложной, опосредованной. Например,
зависимость нашей
Социальная связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность и т.д.). Основными структурными элементами социальной связи являются:
1) субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);
3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами или "правила игры".
Социальные связи могут
быть устойчивыми или случайными,
непосредственными или опосредованными,
носить формальный или неформальный
характер, быть постоянными или
Тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве, называется социальным контактом. В процессе контакта осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым социальным взаимосвязям. Социальные контакты предшествуют всякому социальному действию.
Среди них выделяются пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена. Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено социальных связей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей, исходя из своих потребностей и интересов.
Контакты заинтересованности. Почему вы выделяете из людей того человека или другого? Этот человек вам может быть интересен потому, что обладает определенными ценностями или чертами, соответствующими вашим потребностям (у него, например, интересная внешность, обладает информацией, нужной вам). Контакт заинтересованности может прерваться в зависимости от многих факторов, но прежде всего:
1) от степени взаимности интересов;
2) силы интереса личности;
3) окружающей обстановки.
Например, красивая девушка может
привлечь к себе внимание
молодого человека, но может оказаться
безразличной предпринимателю,
Контакты обмена. Я. Щенаньский
отмечает, что они представляют собой
специфический вид социальных взаимосвязей,
в которых индивиды обмениваются
ценностями, не имея стремления изменить
поведение других индивидов. Индивида
в этом случае интересует всего лишь
предмет обмена, Я.Щепаньский приводит
следующий пример, характеризующий
контакты обмена. Этот пример связан с
покупкой газеты. Превоначально у
индивида возникает на основании
вполне определенной потребности пространственное
видение газетного киоска, затем
появляется вполне конкретный интерес,
связанный с продажей газеты и
с продавцом, после чего совершается
обмен газеты на деньги. Последующие,
повторяющиеся контакты могут привести
к развитию более сложных взаимосвязей,
направленных не на предмет обмена,
а на человека. Например, могут возникнуть
дружеские отношения с
Социальная связь есть
не что иное как зависимость, которая
реализуется через социальное действие
и выступает в форме
Согласно М.Веберу: "социальное
действие (включая невмешательство
или терпеливое принятие) может быть
ориетировано на прошедшее,настоящее
или ожидаемое в будущем
Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взамодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действия следует избрать.
Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации, совокупности вещественных, социальных и культурных условий.
Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств - своеобразная плата, которую действующее лицо должно платить за спокойные, надежные, цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.
В социологии принято выделять следующие виды социальных действий: целерациональные, ценностно-рациональные, аффективное и традиционное.
М.Вебер в основание классификации социальных действий положил целерациональное действие, которое характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства наиболее эффективны. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств.
Однако носят ли социальные действия всегда в реальной жизни осознанный и рациональный характер? Многочисленные исследования показывают, то человек никогда не действует полностью осознанно. "Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем в действиях политика, борющегося со своими соперниками, или в действиях руководителя предприятия, осуществляющего контроль за поведением подчиненных, во многом основано на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели".
Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально-понятой цели, действие по словам М.Вебера, всегда подчинено "заповедям" или требованиям, в повиновении которым данный человек видит долг. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; в разрешении противоречий между целью и ориентацией на другого он полностью полагается на принятые им ценности.
Существуют также аффективное и традиционное действия. Аффективное действие иррационально; его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Традиционное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность.
В реальной жизни встречаются все перечисленные виды социальных действий. Некоторые из них, в частности, традиционно-нравственные, вообще могут являться характерными, типичными для определенных слоев общества. Что касается отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, привычному к ориентации на свой долг перед товарищами, родителями, Отечеством.