Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)
  • Племя – это такая природно-социальная общность людей, которая характеризуется переходом от первобытнообщинного строя к феодальному. Эта общность объединена кровнородственными связями, представляет совокупность двух или более родов, отличающихся от других племён своей территорией, языком, культурой и т.д.
  • Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая за племенем в процессе этнической эволюции и предшествующая нации [3, с. 212].

    Племя, народность, нация – это три стадии этнического развития, поэтому понятием этноса, как правило, обозначат конечный результат процесса развития. Параллельно может использоваться термин нация и этнос.

    Этнос – это естественно сложившаяся в определённой ланшафтной среде, исторически близкая к формированию социокультурной специфики человека общность, базирующая на стериотипах коллективных представлений [3, с. 216]. Этнос характеризуется устойчивым самосознанием и самоназванием, которое трансформируется в языках других народов. Самосознание этноса развивается через антитезу «мы - они» («мы» - представители одного этноса, «они» - представители других).

    Анализ черт, характерных для различных этносов, позволяет социологам выделить универсальные.

    Черты этноса:

    • Этнос – это специфическая социально-природная общность людей;
    • Его представители имеют четкие признаки (язык, территории, культура, религия), отличающие их от других этносов;
    • Представители этноса имеют своеобразные антропологические характеристики;
    • Люди этноса участвуют в совместной деятельности, на основе общего происхождения и культуры;
    • Самосознание представителей этноса основано на антитезе «свои - чужие» [3, с. 214 – 215].

    Американские социологи Дж.М. Йингер и М. Нэш определяли этнос как отличный по сочетанию черт (языка, религии, расы) непохожий на другие. Члены этноса как группы считают себя непохожими на других. Представители этноса участвуют в совместной деятельности на основе общего происхождения и общей культуры. Таким образом, этнос - это природно-социальная, антропологическая общность людей, возникающая и развивающаяся на основе природно-ланшафтных условий, кровного родства, языка, внешнего облика, общей культуры и религии [3, с. 214].

    Нация – это наивысшая форма развития этноса. Нации и национальные государства – современные формы этнических объединений. В современном обществе не исключены этнические конфликты (например конфликт грузины-армяне; хорваты – сербы и др.).

    Существование различных этносов на планете обусловило их контакты. Фактически вся история человечества представляет собой истории этнического взаимодействия. Социологи называют несколько его видов.

    Виды этнического взаимодействия:

    • Консолидация;
    • Ассимиляция;
    • Кооперация;
    • Этническое доминирование;
    • Этнодискриминация;
    • Этноприоритетный националим.

    Трансформационные процессы этнического развития и взаимодействия с другими этносами можно дифференцировать на две группы: объединяющие и разделяющие. К объединяющим относят: консолидацию, ассимиляцию, кооперацию. К разделяющим относят: этническое доминирование, этнодискриминацию, этноприоритетный национализм [3, с. 223]. Не все вышеперечисленные формы этнического взаимодействия характерны для современного общества, некоторые их виды социологи выделяют анализируя историческое прошлое, такова например, этническая консолидация (сплочение нескольких самостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, более крупный этнос) [3, с. 222].

     

    3.Социальные группы.

    Если понятие «социальная общность» используется для характеристики макроструктуры общества, то понятие «социальная группа» используется для характеристики микроструктуры общества. И группа, и общность представляют собой объединение людей, но они отличаются, так группа локализована в пространстве, а общность может иметь диффузный характер или не иметь чётких пространственно-временных границ; общность может сама состоять из групп (а группа не может состоять из общностей). Наиболее общее определение группы следующее:

    Группа – это совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

    Признаки социальной группы:

    • определённый способ взаимодействия между её членами, институциализация групповых отношений;
    • осознание членства, чувства принадлежности к данной группе;
    • принятие членами группы основных ценностей, целей, норм, разделяемых группой, формирование «мы - сознания» [1, с. 295].

    Каков минимальный состав группы? Социолог Г. Зиммель доказывает, что минимально в группу должны входит три человека. Два человека не обладают свойствами группы, т.к. если один из них прекращает отношения союз распадается, тогда как триада надиндивидуальное образование: индивида, порвавшего с группой отношения можно заменить другим. Появление нового индивида не влечёт за собой изменение образца союза. Поэтому, триада – элементарное объединение людей, которое базируется на безличном отношении, независимом от отдельных лиц. Это – фундаментальное свойство групп. [4, с. 136].

    Три элемента группы являются ключевыми: групповое благо, чувство принадлежности к группе и групповые нормы.

    Групповое благо – это средство удовлетворить групповые потребности и индивидуальные интересы (например, дом, построенный семьёй, сакральный характер церкви и т.д.), оно результат сотрудничества в группе, оно не принадлежит никому, но каждый член группы имеет на него право, именно оно способствует сохранению целостности социальной группы. Главным эмоциональным фактором объединения людей в группу является чувство принадлежности к группе. Это чувство базируется на осознании сути группы каждым членом. Такое представление о группе у каждого члена формируется на основе опыта (например, совместное участие в семейных праздниках укрепляет чувство принадлежности к семье). Групповые нормы – это обязательные правила, благодаря которым возможно эффективное функционирование группы. Деятельность, позиции индивидов несут в себе понимание ими чувства долга по отношению к социальной группе (например, родительский долг в семье) [4, с. 138]. Таким образом, социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями.

    Социальные группы изучали социологи: П. Сорокин, Д. Хоманс, Р. Мертон, С.Стауффер, А. Китт и др.

    Существует множество разнообразных критериев для классификации социальных групп. Например, по размеру группы делят на: большие, малые, средние. Вот некоторые из основных типов групп:

    • Первичные и вторичные;
    • Реальные группы и квазигруппы;
    • Формальные и неформальные;
    • Малые и большие;
    • Референтные группы;
    • Аутгруппы и ингруппы.

    Малая группа – это совокупность людей, объединённых реальными отношениями, которые осуществляются на основе непосредственного общения. Примеры малой группы: семья, компания друзей. Малые группы сочетают формальные и неформальные формы взаимоотношений [5, с. 106]. Система межличностных взаимоотношений в группе определяется понятием референтности (предпочтения).

    Референтные группы бывают:

    • По выполняемым функциям: нормативные и сравнительные референтные группы;
    • По факту членства: группы реального присутствия и идеальные;
    • В зависимости от принятия или непринятия групповых норм: положительные и отрицательные референтные группы.

    Виды малых групп по характеру объединения людей:

    Диффузная группа – члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями;

    Ассоциация – члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями.

    Корпорация – члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются частно-групповыми интересами;

    Коллектив – члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются единством личных и общественных интересов [2, с. 319].

    Средняя социальная группа – это устойчивая общность людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами одной организации, проживающих на одной территории (город, район).

    Виды средних групп:

    1. Производственно-организационные группы (коллектив предприятия); В таких группах чёткая структура управления, структура группы подчинена совместной деятельности.

    2. Территориальные (жители города, района, области и т.д.).Это спонтанные групповые объединения только по признаку местожительства.

    Большие социальные группы – устойчивые совокупности большого числа людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны. К ним относятся: классы, демографические общности и т.д.

    С точки зрения осознания членства в группах их представителями можно выделить реальные и условные группы, а также квазигруппы.

    Условные группы объединяют индивидов, не имеющих контактов друг с другом. Квазигруппы отличаются случайностью, искусственностью или стихийностью образования, неустойчивостью и ограниченностью взаимодействий по времени и содержанию (толпа, зрители в кинотеатре, пассажиры электрички).

    По юридическому статусу можно выделить: формальные и неформальные группы. Состав и деятельность формальных групп регламентируется официальными документами (уставами, инструкциями). Неформальные группы возникают стихийно в силу потребности людей в общении. В целом, любая группа может быть рассмотрена в двух аспектах. Формальная структура группы отражает разделение ролей (функций), а неформальная – межличностные отношения в группе [2, с. 321].

    Подчёркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (чувства), Ч. Кули впервые выделил первичные и вторичные социальных группы. Под первичной группой принято подразумевать малу группу, интегрированную на основе таких исходных признаках, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для участников какой-либо утилитарной ценности. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Они могут быть различными по размеру: большими, малыми, средними. По мнению Ф. Тённиса, вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определённых функций, ролей, статусов (например, бригада на стройке, коллектив университета), а не наличия симпатии или антипатии [2, с. 322].

    Приведённая выше классификация социальных групп базируется на социально значимых признаках самих групп, однако, возможна классификация и на основании содержательных аспектов социальных процессов. В таком случае социальные группы делят на: группы, образованные по аскриптивному признаку (территориальные, группы родства. Социально-демографические группы); статусные (и профессиональные) группы, возникшие в результате разделения труда; целевые группы (организованные для решения каких-либо задач) – хозяйственные, политические, просветительские и т.д. [2, с. 318].

    Таким образом, в данном модуле рассмотрены социальные общности и социальные группы как элементы социокультурной системы.

     

    Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

    1. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс: учеб. пособие для  студентов учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования / А.Н. Елсуков. – 3-е изд. – Минск6 ТетраСистемс, 2009. – 128 с.

    2. Общая социология: учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфиндиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

    3. Бабосов, Е.М. Общая  социология: учебное пособие для  студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е  изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.

    4. Абель, Т. Социология / Т. Абель. – 2-е изд. – Москва: Вузовская книга, 2003. – 189 с.

    5. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под  общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5-е изд. –  Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544.

     

    Практические задания:

    1. Что такое «социальная общность»?

    2. Перечислите основные черты  социальной общности.

    3. Назовите типы социальных общностей.

    4. Что такое «мнимые» социальные  общности?

    5. Что такое «социальные круги»?

    6. Какие черты толпы Вы можете  назвать.

    7. Назовите известные Вам национально-этнические общности.

    8. Дайте определение термина  «этнос».

    9. Охарактеризуйте этнические общности.

    10. Какие виды этнического взаимодействия  Вам известны?

    11. Что такое социальная группа?

    12. Назовите признаки социальной  группы.

    13. Чем социальная группа отличается от социальной общности?

    14. Можно ли назвать группой  двух человек? Почему?

    15. Какие элементы способствуют  сплочению социальной группы?

    16. Кто из социологов изучал  социальные группы?

    17. Назовите основные типы социальных  групп.

    Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов