Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:49, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать проблему одиночества пожилых людей и определить пути ее решения в системе социальных служб.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть, что такое одиночество и в чем заключаются социальные проблемы одиноких пожилых людей;
рассмотреть виды технологий по преодолению одиночества людей пожилого возраста, предоставляемые им различными учреждениями социального обслуживания и системой социальных служб;
проанализировать деятельность социального обслуживания населения;
предложить практические рекомендации технологии с одинокими пожилыми людьми.
Поэтому семья должна выполнять особую функцию, которая заключается в ликвидации пробелов в деятельности органов здравоохранения и социальной защиты, не смотря на то, что у нее весьма ограниченные возможности, и здесь необходима профессиональная помощь социальных служб. К тому же, привлечение членов семьи к обслуживанию старшего поколения, мне кажется, в некоторой степени поможет сгладить конфликт «отцов и детей» [26].
Таким образом, cоциальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Одиночество людей пожилого возраста – это комплексная социальная проблема, которую нельзя решить, устранив только один её источник. Для решения проблемы одиночества людей пожилого возраста необходимо координировать деятельность различных специалистов, таких как: специалисты по социальной работе, психологи, врачи, юристы. Ну и, конечно же, основным принципом работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям.
2. Организация технологий социальной работы с одинокими пожилыми людьми
2.1 Анализ деятельности
социального обслуживания
Состояние социального обслуживания населения в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. Не разработаны теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов. К сожалению, в современной отечественной литературе нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания населения. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Совершенно не разработаны критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.
В ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 21 июля 2014 года) [1] в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб в социальном обслуживании, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [2] существенно дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет его определяется таким образом: «социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах».
Согласно положениям этого закона, социальное обслуживание включает совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. К сожалению, содержание этих принципов не раскрыто в законодательстве.
В законе также перечислены формы социального обслуживания:
а) материальная помощь;
б) социальное обслуживание на дому;
в) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
г) предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания;
д) дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
е) предоставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические);
ж) проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.).
Эти формы социального обслуживания различаются по целям оказания социальных услуг, по видам социальных услуг, которые предоставляются в рамках той или иной формы социального обслуживания.
Понятие «социальное обслуживание», как и любой термин, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его системных свойств, он выступает как множество подсистем и элементов. С формальной точки зрения, социальное обслуживание - это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.
Таким образом, можно сказать, что система социального обслуживания населения состоит из социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание семей с детьми, граждан пожилого возраста и инвалидов, других категорий граждан [13].
Однако целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание как система характеризуется не просто суммой учреждений с их динамикой развития на определенных территориях РФ, а совокупностью таких составляющих, как:
1. Определенный порядок
взаимодействия органов и
2. Форма организационной
деятельности учреждений
3. Финансово-экономическое
и материально-техническое
4. Многоуровневое научно-
5. Степень сформированности
нормативно-правового поля, создающего
необходимые условия для
6. Соотнесение усилий, направленных
на становление социальных
Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и выяснения:
а) структуры, видов, форм и методов социальных услуг;
б) структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения;
в) подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные);
г) организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);
д) управления социальным обслуживанием;
е) ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).
Цель создания системы социального обслуживания населения - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она включает комплекс целевых услуг различным категориям граждан, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке и помощи со стороны работников социальных служб.
Создание системы социального обслуживания содействует решению многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособными членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также помогает поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволяет координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, общественные и благотворительные организации.
Основная задача системы социального обслуживания состоит в том, чтобы построить социальную политику, в основу которой была бы положена деятельность государства, включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию [15].
Основные показатели эффективности проводимых мероприятий в системе социального обслуживания включают:
Основные направления развития системы социального обслуживания:
1. Разработка методики
индивидуального подхода к
2. Гибкое использование
местных ресурсов в
3. Обогащение умений, повышение
статуса и развитие
4. Выработка механизмов распространения практического опыта и информации (в т.ч. изучение мнения клиентов, распространение сведений о службах, т.п.);
5. Совершенствование стандартов
социального обслуживания
Итак, социальное обслуживание населения как одна из подсистем социальной защиты населения, в соответствии с законодательством РФ, включает конкретные виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.
Вопросы организации системы социального обслуживания населения нашли отражение в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Основой системы социального обслуживания пожилого населения в соответствии с данным законом являются учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги и являющиеся юридическими лицами. Однако наделение учреждений социального обслуживания правами юридического лица может привести к возникновению параллельной, вполне самостоятельной системы социального обслуживания, поскольку муниципальные учреждения пользуются по своему статусу большими полномочиями в вопросах кадровой и финансово-хозяйственной деятельности. Органы управления социальной защиты населения остаются в стороне от практической деятельности по социальному обслуживанию населения.
Руководство системами социального обслуживания граждан пожилого возраста осуществляют органы власти, в том числе в лице комитетов (управлений) социальной защиты населения и органы государственной власти субъектов РФ в лице департаментов (министерств, комитетов) социальной защиты.
Финансовое обеспечение единой системы социальной зашиты населения должно осуществляться за счет средств местных и региональных бюджетов, в которые должны поступать средства, собираемые в государственных внебюджетных страховых фондах [19].
В РФ накоплен значительный опыт организации социального обслуживания различных категорий граждан пожилого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В качестве примера проанализируем деятельность социального обслуживания граждан пожилого возраста в ГБУСО «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (Ставропольский край) [8].
Предметом деятельности государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» является социальное обслуживание граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании вследствие существования следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:
1) полная или частичная
утрата способности либо
Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми