Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать проблему одиночества пожилых людей и определить пути ее решения в системе социальных служб.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
 рассмотреть, что такое одиночество и в чем заключаются социальные проблемы одиноких пожилых людей;
 рассмотреть виды технологий по преодолению одиночества людей пожилого возраста, предоставляемые им различными учреждениями социального обслуживания и системой социальных служб;
 проанализировать деятельность социального обслуживания населения;
 предложить практические рекомендации технологии с одинокими пожилыми людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми.docx

— 288.67 Кб (Скачать файл)

4) пассивный – для них  характерна пассивность, жалость  к самому себе, депрессия, безынициативность .

По истечении периода карантинного наблюдения работа по социальной реабилитации с пожилыми людьми продолжается с учетом личностных, возрастных особенностей и состояния здоровья.

На этом этапе велика роль социально-педагогического воспитания, усилий психолога и в целом всего обслуживающего персонала по поддержанию благоприятного психологического климата среди проживающих [6].

В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию.

Задача всего общества, и социального работника, в частности, сделать так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Наблюдается положительная динамика роста числа социальных услуг адаптивного характера, ориентированных на создание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях.

Таким образом, определяя перспективы развития содержательной деятельности социальной и социально-адаптационной работы, для муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения выделим:

а) совершенствование работы в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

б) разработка и реализация социальных проектов;

в) совершенствование методического обеспечения процесса социальной адаптации;

г) внедрение инновационных форм и методов работы с клиентами во всех интернатах;

д) индивидуальный и дифференцированный подход в предоставлении социально-адаптационных услуг.

Именно это и влияет на конечный результат – повышение качества жизни клиентов стационарных учреждений социального обслуживания населения [16].

Практика социальной работы многообразна. Она обуславливается значениями различных теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важнейших мест в практическом труде отделения дневного пребывания, где пожилые люди могут адаптироваться к современным условиям жизни с помощью досуговых мероприятий [22].

В Краевом центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов разработаны программы социальной адаптации людей пожилого возраста в процессе организации досуга.

Организация культурного досуга пожилых людей – является неотъемлемой частью работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

Помимо оказания социально-бытовых услуг, специалисты Центра, ориентируясь на меняющиеся потребности пожилых людей, большое внимание уделяют организации культурного досуга и даже обучению пенсионеров по значимым для них направлениям. Специалисты Центра придерживаются мнения о том, что пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала и иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Что нужно старикам? Забота, тепло и внимание. Любому человеку необходимы положительные эмоции, искренний интерес к своей личности со стороны окружающих.

Традиционным в Центре считается организация массовых культурно-досуговых мероприятий для пожилых людей: концертов с привлечением музыкальных коллективов города, тематических лекций, бесед в преддверии памятных дат. Воспитанники детских музыкальных и хореографических школ организовывают различные мероприятия. Регулярно в Центре проводятся выставки ручных работ подопечных; организуются экскурсии  в музеи, картинные галереи.

Относительно новым направлением работы Центра стало открытие так называемого университета «третьего возраста».  Университет третьего возраста ставит своей целью преодоление неактивных признаков старения при помощи пропаганды психической и физической активности.  Образование взрослых в пенсионном возрасте не  преследует цели получения профессии, лучшего трудоустройства, оно относится к так называемому неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации и общения людей, сохранению их активной жизненной позиции. Главное предназначение университета «третьего возраста» - поддержать людей старшего возраста, дать им возможность приобрести знания для адаптации к сложным социально-экономическим реалиям современного российского общества. Он объединяет людей различного социального и материального статуса, различных профессий. Любой желающий неработающий пенсионер может стать слушателем университета и посещать те занятия, которые ему интересны.

В нашем учреждении университет «третьего возраста» сейчас работает в двух направлениях – обучение граждан пожилого возраста навыкам работы на компьютере и в сети Интернет и обучение граждан пожилого возраста основам безопасности. Остановимся подробнее на каждом из этих направлений.

Курсы компьютерной грамотности для пожилых граждан открылись на базе учреждения в феврале 2011 года. Слушатели курсов получают необходимые навыки работы на персональном компьютере и в сети Интернет, что позволяет им общаться со своими друзьями, родственниками, бывшими коллегами по работе посредством электронной почты, узнавать ежедневные новости, находить полезную для них информацию, а для кого-то и оплачивать различные виды государственных услуг. Для них очень важны межличностные контакты и участие в занятиях, что делает возможным самореализацию и влияет на чувство собственной значимости и ценности. Учеба трактуется как противодействие процессу старения, как борьба с ним.

Занятия проводятся в мини-группах с преподавателем. В роли преподавателей выступают сотрудники Центра и наши помощники – студенты городских ВУЗов на волонтерской основе. В процессе занятий слушатели курсов получают основы знаний работы на персональном компьютере: знакомятся с устройством компьютера, техникой безопасности при работе на компьютере, учатся работать с Microsoft Office, с документами и папками, получают практические навыки работы в Интернет.

Научно-технический прогресс существенно изменил быт Центра. Но, несмотря на все чудеса техники, большинство несчастных случаев происходит именно в быту. Именно там экстремальные ситуации возникают по неосторожности, рассеянности, легкомыслию и связаны с пожарами, воздействием электрического тока, отравлениями, взрывами, случайными падениями и т.п. Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих — это не создавать экстремальные ситуации, а в случае их возникновения - эффективно им противодействовать, уметь оказать помощь себе и другим.

Очень часто люди пожилого возраста и инвалиды становятся жертвами несчастных случаев в быту, а также жертвами действий преступников, цинично пользующихся доверчивостью лиц данной категории. Пожилые люди зачастую забывают или пренебрегают основными правилами. Именно поэтому была разработаны программа «Школа безопасности для пожилых людей» с целью повышения уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста и инвалидов.

Основная часть подопечных Центра, как уже было сказано ранее – это лица, не выходящие из дома по состоянию здоровья. Такую категорию граждан специалисты учреждения никак не могли оставить без внимания. В канун праздничных и памятных дат для них проводятся мини-концерты на дому, организуются поздравления с юбилеями, чествуются супружеские пары, прожившие вместе более 50-ти лет. Для  людей, которые из-за болезни оказались запертыми в четырех стенах хотя бы 10-ти минутное живое общение – уже является праздником. У них появляется веселый блеск в глазах, улыбка и мнение о том, что они не забыты и востребованы.

На сегодняшний день многие пожилые люди испытывают чувство одиночества. Поэтому так важно, чтобы человек, независимо от своего возраста, социального и материального положения чувствовал себя нужным другим. Психологи Центра проводят работу в группах общения для пожилых людей, организуют для них тренинги и сеансы релаксации.

Важным моментом работы Центра является сотрудничество с православной церковью. Священнослужители являются частыми гостями Центра в канун церковных праздников. Они совершают обряды освящения приношений граждан, проводят службы и беседы с пожилыми людьми на церковные темы.

Проблеме досуга пожилых людей наше учреждение уделяет большое внимание. Для этого создаются оптимальные условия, стимулируеся стремление пожилых к активному проведению досуга, сводится к минимуму ничем незанятое свободное время. И в выигрыше от этого оказываются все. Ведь пожилые люди - это большой резерв традиций и непроходящих ценностей.

К сотрудничеству в сфере культурно-досуговой деятельности привлекается и молодое поколение – воспитанники детских садов, учащиеся общеобразовательных школ и студентов городских ВУЗов, тем самым приобщаются к диалогу представители разных поколений. Уже традиционными в Центре стали благотворительные акции в канун празднования Дня Победы – «открытка для ветерана» и «полевая почта». Ежегодно привлекаются  студенты-волонтеры к оказанию социально-бытовой помощи пенсионерам в преддверии праздника Пасхи и Дня пожилого человека.

В преддверии праздничных и памятных дат организуются для подопечных Центра благотворительные обеды в кафе и столовых города. В рамках таких мероприятий граждане пожилого возраста могут не только насладиться вкусной пищей в уютном помещении кафе, послушать музыку, потанцевать, но и завести новые знакомства.

Многие подопечные Центра пишут стихи, песни, а некоторые – даже целые книги. Есть среди них и мастера живописи. Многие очень красиво вышивают, вяжут и делают различного рода поделки своими руками.

В старости человек начинает понимать, что все прошлые ошибки в его жизни необходимо воспринимать не как ошибки, а как опыт, который сможет помочь следующему поколению, подсказать, научить, поддержать. В преклонном возрасте у человека, как правило, образуется больше свободного времени, и он может дать волю своим желаниям, неосуществившимся в молодости, из-за нехватки времени. Соответственно, можно творить, наслаждаться, мыслить, созидать и созерцать. А задача Центра – поддерживать таланты своих подопечных [8].

Таким образом, современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач социальной реабилитации клиентов, организация досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 

2.3 Практические рекомендации  технологии с одинокими пожилыми  людьми

 

Рассматривая вопрос о социальной адаптации одиноких пожилых людей, весьма важно не отделять вопрос о положении пожилых лиц от общих социально-экономических условий, преобладающих в обществе. Пожилых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие-мигранты. Престарелых надо рассматривать как важный и необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.

Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовным, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.

По итогам выполнения исследования, предложен ряд рекомендаций для специалистов по социальной работе, социальных работников в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов командой социальных работников:

1) Работа с одинокими пожилыми людьми основана на понимании того, что работа со стареющим и престарелым человеком отличается от работы с лицами молодого возраста. Несмотря на то, что в трудных жизненных ситуациях у пожилого человека много проблем общих с молодыми клиентами социальных агентств, но встреча с пожилыми требует от социального работника особых знаний, навыков, умений;

2) Направленность на обслуживание одиноких пожилых мужчин с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей;

3) Пожилых людей следует обучать самообслуживанию. Лица, работающие с пожилыми людьми дома или в специальных заведениях, должны получить основную подготовку для выполнения этих задач;

4) Социальные работники, осуществляющие уход за людьми (например, сестры, работники социального обеспечения и т. д.), должны пройти подготовку, чтобы овладеть принципами и навыками в соответствующих областях геронтологии, гериатрии, психогериатрии и ухода за пожилыми;

5) Уход за одинокими пожилыми людьми должен заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность вести независимый образ жизни в рамках общества как можно дольше;

6) Социальные службы должны включать широкий ряд амбулаторных служб, таких как дневные центры по уходу, амбулаторные клиники, дневные больницы, медицинское обслуживание и приходящие сестры и услуги на дому. Всегда должны иметься чрезвычайные службы. Уход в специальных учреждениях всегда должен отвечать потребностям пожилых людей;

Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми