Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать проблему одиночества пожилых людей и определить пути ее решения в системе социальных служб.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
 рассмотреть, что такое одиночество и в чем заключаются социальные проблемы одиноких пожилых людей;
 рассмотреть виды технологий по преодолению одиночества людей пожилого возраста, предоставляемые им различными учреждениями социального обслуживания и системой социальных служб;
 проанализировать деятельность социального обслуживания населения;
 предложить практические рекомендации технологии с одинокими пожилыми людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми.docx

— 288.67 Кб (Скачать файл)

2) наличие в семье инвалида  или инвалидов, в том числе  ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем  уходе;

3) наличие внутрисемейного  конфликта, в том числе с лицами  с наркотической или алкогольной  зависимостью, лицами, имеющими пристрастие  к азартным играм, лицами, страдающими  психическими расстройствами, наличие  насилия в семье;

4) отсутствие определенного  места жительства;

5) отсутствие работы и  средств к существованию.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»  образовано в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края 26.10.2009г. № 994 «О реорганизации государственных учреждений» и приказа министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 27.10.2009г. № 112 «О реорганизации государственных учреждений» в форме слияния государственного учреждения социального обслуживания «Ставропольский центр социального обслуживания населения» и государственного учреждения «Краевой центр социального обслуживания населения». Так появилось новое учреждение – государственное учреждение социального обслуживания «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

Учредителем Учреждения является Ставропольский край. Учреждение находится в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, которое осуществляет функции и полномочия Учредителя Учреждения.

Целью деятельности государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» является улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Основными видами деятельности учреждения являются:

    • предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
    • предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
    • предоставление срочных социальных услуг;
    • оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
    • предоставление жилых помещений в доме системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Ставропольского края.

Учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для которых оно создано, иные виды деятельности, не являющиеся основными, и приносящие доход, а именно:  хозяйственно-бытовые, транспортные, швейные, прачечные, ритуальные, психологические, медицинские, оздоровительные, правовые, педагогические, санаторно-курортные, копировально-множительные, парикмахерские услуги, услуги маникюра и педикюра, пункта проката инвалидно-реабилитационной техники, организации досуга, сиделки, бассейна, сауны, тренажерного зала, социальной столовой, логопеда, услуги по ремонту и пошиву обуви, ремонту бытовой техники.

В учреждении работает более 200 сотрудников. Структурными подразделениями руководят опытные заведующие отделениями. Все 14 руководителей структурных подразделений  имеют высшее профильное образование. Все заведующие отделениями регулярно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, принимают участие в различного рода семинарах, конференциях, круглых столах.

Специалисты по социальной работе, психологи, юрисконсульт, специалисты по кадрам, работники бухгалтерии также все имеют высшее профильное образование и периодически повышают свое профессиональное мастерство.

Центр уделяет большое внимание повышению квалификации и социальных работников учреждения, направляя их на обучение навыкам ухода за больными на дому на базе Ставропольского городского отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» и в школе социального работника на базе учебного центра «Социолог» в г.Пятигорске.

Социальные услуги предоставляются учреждением их получателям в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме. Социальные услуги на дому предоставляют гражданам отделения социального обслуживания на дому, специализированное отделение социального обслуживания на дому, отделение «Хоспис на дому». В полустационарных условиях - социально-оздоровительное отделение и медицинский кабинет (для граждан, проживающих в специальном доме учреждения). Основным нормативным документом, регламентирующим оказание социальных услуг гражданам, является Федеральный закон от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Гражданам  на дому и в полустационарных условиях предлагается перечень социальных услуг, утвержденный Законом Ставропольского края  от 09.12. 2014г. № 114-кз «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае».

Услуги предоставляются получателям социальных услуг в зависимости от их индивидуальной нуждаемости: от состояния здоровья и степени способности к самообслуживанию, материального  положения, семейного статуса, наличия или отсутствия родственников, оказывающих помощь. Социальные услуги, за исключением срочных социальных услуг, получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров о предоставлении социальных услуг. Основанием о рассмотрении вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное непосредственно в учреждение в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного предстаавителя о предоставлении социального обслуживания.

В соответствии с федеральным законодательством социальные услуги на дому и в полустационарной форме социального обслуживания  предоставляются получателям социальных услуг бесплатно либо за плату или частичную плату.

Социальные услуги предоставляются бесплатно участникам и инвалидам Великой Отечественной войны; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; получателям социальных услуг, если на дату обращения за получение социальной услуги их среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Ставропольского края. Социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения за получением социальной услуги среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления услуг бесплатно, установленную законом Ставропольского края от 06.11.2014г. № 97-кз, равной полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае по основным социально-демографическим группам населения. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, входящих в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае, расчитывается на основании тарифов на социальные услуги и не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, устанавливаемой законом Ставропольского края. Решение об условиях оказания социальных услуг бесплатно, либо за плату или частичную плату принимается учреждением на основании предоставляемых получателем социальных услуг или его законным представителем следующих документов:

    • заявление о предоставлении социальных услуг поставщиком социальных услуг;
    • документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);
    • документ, подтверждающий полномочия законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);
    • удостоверение или иной документ, установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края;
    • индивидуальная программа;
    • документы, свидетельствующие о том, что получатель социальных услуг является пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
    • документы о составе семьи получателя социальных услуг (при ее наличии), доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при ее наличии) и принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимые для определения размера платы за предоставление социальных услуг,
    • с учетом среднедушевого дохода получателя социальных, величины прожиточного минимума, а также тарифов на социальные услуги, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 30.12.2014г. № 683.

Условия предоставления социальных услуг (бесплатно, за плату или частичную плату) пересматриваются учреждением при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае по основным социально-демографическим группам населения, и (или) размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, устанаваливаемого законом Ставропольского края, но не более одного раза в год.

Кроме социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае,  учреждение предоставляет получателям социальных услуг по их желанию и дополнительные платные услуги. К наиболее востребованным дополнительным платным услугам среди получателей социальных услуг учреждения относятся такие услуги, как мытье пола, очистка от пыли веником или пылесосом ковров и ковровых дорожек, мытье и очистка раковин, ванн, унитаза, газовой плиты, встряхивание легких дорожек, мытье окон, очистка от пыли полов, мебели и пр.

Плата за дополнительны услуги, согласно действующему федеральному законодательству, взимается со всех категорий граждан. Тарифы на дополнительные платные услуги утверждаются внутренним приказом по учреждению.

Информация о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических и (или) юридических лиц по состоянию на 01 октября 2015 года представлена в Приложении 1.

Основные показатели развития системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ГБУСО «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» за 2 квартал 2015года представлены в Приложении 2.

Качество оказываемых социальных услуг подвергается регулярным проверкам. В центре действует трехуровневая система контроля качества: первый уровень – уровень самоконтроля работниками своей деятельности, второй уровень – контроль за работой социальных работников с обязательным посещением получателей социальных услуг на дому заведующими структурными подразделениями, третий уровень – это контроль за деятельностью структурных подразделений специально созданной при Центре службой контроля по руководством заместителя директора Центра. Помимо этого деятельность Центра контролируется курирующим министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

 

2.2 Конкретная технология  социально-бытовой адаптации

 

Социальная адаптация граждан старших возрастов в социальных учреждениях получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладание граждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченная способность к передвижению.

Изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, координация). В социальных учреждениях наблюдается:

1) ограниченость жизненного  пространства;

2) недостаток бытового комфорта;

3) психологическая несовместимость проживающих;

4) зависимость от окружающих;

5) формальное отношение персонала.

Эти группы обстоятельств отражают особенности социальной адаптации лиц преклонного возраста в социальных учреждениях [17].

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется .

Социально психологическая адаптация пожилых людей проживающих в стационарных учреждениях занимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные для пожилого человека первые 6 месяцев проживания в стационарном отделении.

Признаки неудовлетворительного прохождения адаптационного периода: ухудшается настроение, безразличие, тоска, чувство безысходности. Эмоциональная неустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п [28].

Типы адаптации пожилых людей:

1) конструктивный (оптимально  приспособленные люди) могут адаптироваться  в любых условиях. В качестве  доминирующих выступают потребности и четкая жизненная позиция;

2) защитный (в целом адекватно  приспосабливающиеся) на первом  плане выступают потребности  в защите собственного «Я», он приспосабливается за счет себя и может себя защитить;

3) активно-агрессивный –  вину за собственные трудности  приписывают внешним обстоятельствам  «виноват не я». Они характеризуются агрессивностью и неадекватностью восприятия действительности;

Информация о работе Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми