Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 17:03, контрольная работа
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально - типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому типичной для социологии является постановка вопроса о массовом проявлении такого отношения к труду и таких форм социальной активности, которые соответствуют определенному содержанию и характеру труда. Изучение взаимосвязи содержания и характера труда - основных категорий социологии труда - имеет важное методологическое значение. Оно позволяет понять, что развитие труда невозможно без качественных сдвигов в его содержании в ходе научно-технического прогресса.
1. Социология труда…………………………………………………………..………..3
2. Тоталитарный режим и его особенности…………………………………………..7
Список литературы……………………………………………………………………..19
Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а конкретно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над личным. И, наконец, важную роль игрались политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли страны, развитие различного рода тоталитарных движений.
Традиционно под тоталитаризмом соображают политический режим, основанный на стремлении управления страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтоб она помогала реализации данной идеи.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно- политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим фаворитом, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также рвением страны к абсолютному контролю над всеми областями публичной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. При этом власть и люд мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится люд в борьбе против внутренних противников, власть и люд против враждебного внешнего окружения.
Идеология режима отражается также в том, что политический фаворит описывает идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда русские люди нежданно узнали, что нацистская Германия больше не является противником социализма. Напротив, ее система объявлялась наилучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
В базе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.Д.)
Тоталитарный режим допускает лишь одну правящую партию, а все остальные, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить либо убить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, её установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В итоге этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и гос должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Фактически управление смотрится как выполнение команд сверху, при котором инициатива практически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления стают простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), Как правило, не учитываются.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-или критическое отношение к нему пресекается. Традиционно на эту роль выдвигается харизматические личности.
На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всесилие номенклатуры, т. Е. Должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии либо делается по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения приемуществ в образовательной, медицинской и других социальных областях. Политическая элита употребляет способности тоталитаризма для получения укрытых от общества приемуществ, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т. П.
Возрастают дискреционные, т. Е. Законом не предусмотренные и не ограниченные возможности, растет свобода усмотрения административных органов. В особенности выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов
«силовой кулак», «силовая структура» (армия, милиция, органы сохранности, прокуратура и т. П.), Т. Е. Карательные органы. Милиция существует при различных режимах, но, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет обосновывать вину, чтоб уничтожить человека.
Тоталитарный режим обширно и постоянно применят террор по отношению к популяции. Физическое насилие выступает как основное условие для укрепления и воплощения власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где используются тяжкий труд, пытки людей, угнетение их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.
Но есть режимы, где милиция осуществляет террор, но они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тыщ человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное правительство, потому что там отсутствовали остальные “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство только частично контролировало образование и средства массовой информации.
При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Правительство стремится практически «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех либо других формах принадлежности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также настоящие способности для использования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей.
Демагогия, догматизм стают методом идеологической, политической, правовой жизни.
Тоталитарный режим употребляет полицейский сыск, поощряет и обширно употребляет доносительство, сдабривая его «великой» идеей, к примеру борьбой с неприятелями народа. Поиск и мнимые происки противников стают условием существования тоталитарного режима. Конкретно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.
Милитаризация – также одна из главных черт тоталитарного режима. Мысль о военной угрозы, об «осажденной крепости» становится нужной для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по собственной сути, а злость помогает достичь сходу несколько целей: отвлечь люд от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические трудности военным методом. Злость при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно- промышленный комплекс, армия – главные опоры тоталитаризма.
Огромную роль при тоталитаризме играется политическая практика демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырождения.
Правительство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика общественного иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех вариантах обязано правительство, в особенности в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Развивается психология уравнительности, идет значимая люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима.
Часто тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.
Но социальная стоимость за таковой метод воплощения власти со временем все растет (войны, дебоширство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические утраты), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы данной эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, других факторов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеральное устройство страны, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство страны.
Может ли тоталитарная система изменяться и эволюционировать? Фридрих и
Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не изменяется, его только можно убить извне. Они уверяли, что все тоталитарные страны погибают, как умер нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны изменяться, эволюционировать. После погибели Сталина СССР поменялся. Правление Брежнева
Л.И. Заслушивает критики. Но нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый посттоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть собственных частей и как бы размывается и ослабляется (к примеру, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и имеющееся основным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм - закрытое общество, не адаптированное к современному качественному обновлению, учету новейших требований непрерывно изменяющегося мира.
Формы тоталитарного режима
Есть специальные черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Последний частенько называют разновидностью фашизма.
Коммунистический тоталитаризм
Эта разновидность тоталитаризма более полно отражает характерные черты режима, т.Е. Частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая база индивидуализма и автономия членов общества.
Экономической основой тоталитаризма русского типа была командно- административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток её фаворитов в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошедшее.
Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под её контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и только потом оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек. Что касается комсомола, профсоюзов, остальных публичных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам.
Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол — для молодежи, пионерская организация — для детей и подростков, творческие союзы
— для интеллигенции), они, в сущности, делали роль представителей партии в разных слоях общества, помогали ей управлять всеми сферами жизни страны. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой — понятные, обыкновенные — внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по исследованию «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены базы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами — тот против нас»; СССР — цитадель прогрессивной общественности всего мира; «Сталин — это Ленин сегодня».
мельчайшее отступление от этих обычных истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту людей. Культ
Сталина как вождя общества был чуть ли не важнейшим элементом тоталитаризма
30-х гг. В виде мудрого, бесжалостного к противникам, обычного и доступного фаворита партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились максимально конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со ужасом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был её бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. На полных оборотах работал сложившийся ранее и значительно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной экзекуции — «тройки», основное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. Волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией»
(1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова
(1934), политические процессы 1936—1939 гг. Против бывших вождей партии (Г.
Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.), Управляющих Красной Армии
(М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни практически 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа.
Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не лишь с настоящей, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло ужас и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. Они напомина- ли запутанному обществу о том, что человек,
«взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны. В обществе сложилась очень непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими остается навсегда — в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда интерес, вера, надежда на справедливость, гордость от роли в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили ужас, чувство своей незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно делать данные кем- то команды. Полагают, что конкретно такое — взвинченное, катастрофически расколотое восприятие реальности свойственно тоталитаризму, который просит, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто». Эмблемой эры можно считать принятую в 1936 г.