Сетевая организация методической
работы определяется как среда, в которой
любое образовательное учреждение или
педагог могут взаимодействовать с любым
образовательным учреждением или педагогом
по вопросам совместной работы, обмена
идеями, созданию нового интеллектуального
продукта, выстраивая новые сетевые взаимодействия
как внутри сети, так и за ее пределами.
Сетевое взаимодействие - система
связей, позволяющих разрабатывать, апробировать
и предлагать профессиональному педагогическому
сообществу инновационные модели содержания
образования и управления системой образования.
Основные признаки сетевой
организации методической работы на муниципальном
уровне:
общая цель совместной деятельности;
совместное принятие решений,
планирование;
взаимная ответственность и
доверие;
- общая экспертиза, система вознаграждений
и стимулирования.
Тенденции совершенствования
методической работы, способствующие
формированию сетевой организации, касаются
отбора содержания, организации, методов
и стиля взаимодействия с педагогами:
от запоминания и воспроизведения
к личностно-ориентированному взаимодействию;
использование проектирования,
программирования, исследований, дискуссионных
способов организации деятельности и
сохранение традиционных форм методической
работы;
формирование механизма взаимодействия
между различными методическими структурами.
Муниципальным методическим
центрам, входящим в сетевое методическое
пространство, отводится координирующая
роль в создании единого понятийного поля,
общности теоретического и методического
характера, системы развития участников
сетевой организации методической работы.
Проектная деятельность по
созданию эффективной методической службы
включает проектирование методической
работы, совершенствование профессиональной компетентности педагога-методиста, внедрение
новых форм методической работы.
- Цели, задачи и принципы
построения обновленной модели муниципальной
методической службы
Муниципальная методическая
служба Мошковского района находится
в состоянии становления и преобразования.
Ее преобразование осуществляется в контексте
концепции обновления системы повышения
квалификации, с учетом позитивных изменений
в развитии методической службы России.
Приоритетными направлениями
в работе муниципального бюджетного учреждения
образования «Информационно-методический
центр» являются информационная и инновационная
области; научно-методическое обеспечение
содержания образования; создание условий
для повышения квалификации и аттестации
педагогических работников; оперативное
реагирование на запросы и потребности
учителей сельских школ; методическое
обеспечение деятельности образовательных
учреждений в условиях сельского района,
совершенствование модели методической
службы; внедрение в образовательный процесс
дистанционных форм обучения.
При разработке Концепции методической
службы использованы документы:
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1
(ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
- Национальная доктрина образования
Российской Федерации до 2021 года;
- Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от
17 ноября 2008г. № 1662-р;
- Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа», утвержденная
Президентом Российской Федерации
04 февраля 2010 г. Пр-271;
- План действий по модернизации
общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р;
Рекомендации об организации
деятельности муниципальной методической
службы в условиях модернизации образования.
Письмо Министерства образования РФ от
09.03.2004 г. № 03-51-46 ин/42-03.
Цель деятельности муниципальной методической
службы – содействие развитию инновационного
потенциала муниципальной системы образования,
создание эффективных механизмов и условий
для развития профессиональной компетентности
управленческих и педагогических кадров
на основе создания системы квалифицированного
информационно-методического, учебно-методического,
организационно-проектного сопровождения
и поддержки образовательных учреждений
в осуществлении государственной политики
в области образования.
Задачи методической
службы:
- Ориентация управленческих
и педагогических кадров на принятие новых
смыслов деятельности в современных условиях,
изменение стиля традиционного педагогического
мышления (переход в позицию тьютора, развитие мобильности педагогов образовательных учреждений и муниципальной системы образования);
- Оказание поддержки педагогическим
работникам и руководителям образовательных
учреждений в инновационной деятельности,
организации и проведении опытно-экспериментальной
работы, в подготовке работников образования
к аттестации;
- Внедрение сетевой организации
методической работы за счет целенаправленного
привлечения образовательных, информационных,
методических, инновационных, кадровых,
консультационных ресурсов;
- Создание единого информационно-образовательного
и методического пространства района;
- Обобщение и распространение
в муниципальной системе образования
передового педагогического и управленческого
опыта;
- Расширение спектра оказываемых
образовательных услуг в системе дополнительного
профессионального образования;
- Расширение спектра консалтинговых
услуг в методической работе;
- Формирование субъектной позиции
педагогов в повышении квалификации;
- Подготовка к реализации образовательного
стандарта второго поколения, освоение
технологии компетентностного подхода и современных образовательных технологий.
Стратегическая задача – развитие мобильности субъектов
образовательного пространства муниципалитета:
- у работников отрасли «Образование»
- в способности к усиленной адаптации
в изменяющихся условиях профессиональной
деятельности, к освоению инноваций в
образовании, полноценной профессиональной
и личностной самоорганизации, самообразовании,
самосовершенствовании;
- у образовательных учреждений
– в готовности к освоению педагогических
инноваций, разработке и реализации собственных
продуктивных идей, ведению опытно-экспериментальной
деятельности, построению стратегий своего
развития;
- у муниципальной системы образования
– в гибкости, восприимчивости к новизне
на уровне региона и федерации, чувствительности
к потребностям и возможностям образовательных
учреждений.
- Принципы деятельности
обновленной системы методической работы
Создание многоуровневой методической
службы района на принципе системности,
включающем не только организационный
аспект системы и взаимодействия ее отдельных
компонентов, но и соблюдение соответствия
целей, содержания, средств, методов и
форм профессионального развития педагогов,
адекватных их образовательным потребностям
и запросам развивающейся образовательной
системы;
- Принцип сетевого взаимодействия,
где элементы сети представляют собой
не унифицированные методические учреждения,
а ресурсы образовательных учреждений
и их активное использование, позволяющее
разрабатывать, апробировать и предлагать
профессиональному педагогическому сообществу
инновационные модели содержания образования
и управления системой образования;
- Принцип личностно-ориентированного
подхода, учитывающего запросы, потребности,
а также индивидуальный уровень профессионализма
каждого педагога;
- Принцип диверсификации, предполагающий
многообразие, вариативность услуг, форм,
содержания развития профессиональной
компетентности;
- Принцип открытости и доступности,
предполагающий добровольность участия
и свободу выбора индивидуальной образовательной
программы педагога.
Методологическую
основу построения инновационной
модели муниципальной методической службы
определяют:
- Нормативно-правовые документы
развития образования России на период
до 2020 года;
- Концептуальные основы непрерывности
педагогического образования, творческого
характера педагогической деятельности;
- Идеи развития муниципальной
методической службы в контексте модернизации
российского образования;
- Реализация компетентностного подхода в инновационном развитии образования.
Основные идеи, лежащие в основе обновленной
модели муниципальной методической службы:
- Понимание муниципальной методической
службы как системы взаимодействия связанных
друг с другом подструктур обеспечения
и сопровождения образовательного процесса,
инновационной, проектировочной, опытно-экспериментальной,
исследовательской деятельности образовательных
учреждений и педагогов, которая должна
обеспечить развитие муниципальной системы
образования и повышение результативности
ее деятельности.
Методическое сопровождение
оказывается различными видами ресурсов
(информацией, методическими рекомендациями,
образовательными, консалтинговыми, тьюторскими
услугами). Результатами такого сопровождения
является в конечном итоге повышение эффективности
деятельности образовательной системы
в целом.
- Организация методической службы
на условиях сетевого взаимодействия.
Для эффективного функционирования
новой модели муниципальной методической
службы на основе сетевого взаимодействия
необходимы следующие элементы:
- информационно-коммуникационная
среда;
- инфраструктура;
- формы взаимодействия (сетевое
взаимодействие, тьюторский, консалтинговый, маркетинговый, информационный сервис);
- механизмы управления.
Расширению информационно-коммуникационной
среды будут способствовать: электронные
рассылки, использование дистанционных
технологий в повышении профессиональной
компетентности педагогов, создание информационных
и образовательных ресурсов.
Развитие инфраструктуры связано
с совместным использованием ресурсов,
обеспечивающих качество предлагаемых
сервисных услуг в сфере образования через
МАОУ «Информационно-методический центр»,
базовые школы, экспериментальные и инновационные
площадки на базе образовательных учреждений.
Научно-методическая поддержка
инновационной деятельности.
Идеи, лежащие в основе новой
модели муниципальной методической службы,
принципа методического сопровождения,
кардинально меняют деятельность школ,
позволяют сформировать единую информационно-образовательную
среду и создают условия для перехода
к новому качеству образования на основе
информационных технологий.
Научно-методическая поддержка осуществляется
через исследовательскую, экспертную
деятельность, обеспечение образовательных
учреждений методическими рекомендациями,
пособиями, разработками, обобщением опыта
их деятельности, оказанием помощи в публикации материалов, а также руководство
деятельностью экспериментальных (инновационных)
площадок на базе образовательных учреждений.
Используемые методической
службой формы целевой поддержки образовательных
учреждений создают в системе образования
своеобразную мотивационную среду, побуждающую
учреждения к активизации инновационной
деятельности. Методической службе и органам
управления образованием, нужно рассматривать
целевую поддержку образовательных учреждении
как стимул для повышения результативности
их работы. Такая поддержка должна быть
необходимой и полезной для самого учреждения,
учреждение должно быть заинтересовано
и готово приложить все усилия для ее получения.