Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Второй вклад Кальвина касается статуса библейских утверждений о научных явлениях. Важность этого вклада лучше всего осознать, рассмотрев другую позицию, занимаемую Мартином Лютером. 4 июня 1539 г. Лютер язвительно прокомментировал теорию Коперника, которая должна была быть опубликована в 1543 г., о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Разве в Писании не сказано об обратном? Разве Иисус Навин не приказал солнцу остановиться? Таким образом, гелиоцентрическая теория строения солнечной системы была отвергнута Лютером на основании библейского буквализма, столь типичного для этого германского реформатора. (В своем споре с Цвингли о значении слов "...сие есть Тело Мое" (Мф.26:26), произнесенных Христом по поводу хлеба на Тайной Вечере, Лютер настаивал на том, что слово "есть" могло истолковываться лишь как "идентично с". Это показалось Цвингли религиозным и лингвистическим абсурдом, совершенно нечувствительным к различным уровням функционирования языка. В этом случае "есть" имеет значение "обозначает").

Кальвиновский анализ взаимоотношений между научными открытиями и утверждениями Библии обычно считается одним из наиболее ценных его вкладов в христианскую мысль. Кальвин выдвигает сложную теорию, обычно именуемую термином "аккомодация", под которым понимается "приспособление к нуждам ситуации и человеческим способностям понять ее".

Заключение.

Реформация, как и октябрьская революция, является напоминанием о том, что идеи не являются простым продуктом общества: иногда случается, что они приводят к образованию этих обществ. Эффектное сравнение Кальвина с Лениным, часто встречающееся в последних исследованиях, посвященных этому реформатору, указывают на историческое значение людей с радикальными идеями в поворотные моменты истории.

 

Вопрос 25 Марксистская социология и советская эпоха

К. Маркс основатель теории конфликта.

1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.

2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия.

3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества.

4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.

5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.

 

Вопрос26 Глобализация общества и международная интеграция. Важнейшей характеристикой процесса глобализации общества в долгосрочном плане является движение к международной интеграции, т.е. к объединению человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм. Ведь интеграция – это соединение различных элементов  в единое целое. Поэтому и глобализация общества предполагает его переход не только к глобальному рынку и международному разделению труда, но также и к общим правовым нормам, к единым стандартам в области правосудия и государственного управления.

Ожидается, что в результате этого процесса население нашей планеты придет, в конечном итоге, к осознанию себя как целостного организма и единого политического сообщества. И это, конечно же, будет качественно новым уровнем развития цивилизации. Ведь благодаря научным достижениям в области общей теории систем мы знаем, что любая сложная и высокоорганизованная система есть нечто большее, чем простая сумма ее составных частей. Она всегда обладает принципиально новыми свойствами, которые не могут быть присущими ни одному из ее отдельно взятых компонентов, ни даже некоторой их совокупности. В этом, собственно, и проявляется синергетический эффект самоорганизации сложных систем. 

Таким образом, процесс глобализации человеческого общества можно рассматривать как вполне закономерный этап его эволюции. И результатом этого этапа должен стать переход общества на новую, более высокую ступень развития.

Какими же отличительными характеристиками будет обладать общество на этой новой ступени своего развития? Можно прогнозировать, что глобализованное общество будет обладать существенно большей целостностью по сравнению с существующим. И произойдет это за счет беспрецедентного развития информационных, экономических геополитических и культурных связей между отдельными странами и регионами мира, а также за счет дальнейшего и весьма быстрого развития аналогичных связей внутри самих стран и регионов. При этом общее количество информации в мировом сообществе должно будет существенным образом возрасти, а это означает, что возрастет и уровень сложности самого мирового сообщества как самоорганизующейся системы. В результате этого уровень устойчивости мирового сообщества по отношению к внешним воздействиям, а также его способности к противодействию этим воздействиям, безусловно, возрастут. И это является одним из важных прогнозируемых положительных последствий глобализации.

В то же время в процессе глобализации общества уже сегодня можно наблюдать ряд деструктивных факторов, которые деформируют и даже вовсе разрушают отдельные структурные компоненты общества и, следовательно, должны будут привести его к частичной деградации. В последние годы эти факторы все более заметно проявляют себя в сфере культуры [2]. Поэтому их анализ, а также прогнозирование возможных последствий представляются весьма актуальными как для науки, так и для практической деятельности.

Основные факторы глобализации. Анализ показывает, что глобализация общества обусловлена целым рядом факторов, наиболее важными из которых являются следующие.

Технологические факторы, связанные с бурным развитием новых технологий и переходом развитых стран мира к новому технологическому укладу общественного производства. Высокая эффективность новых технологий, которые позволяют не только производить высококачественную продукцию, но также и сокращать при этом затраты природных ресурсов, энергии и социального времени, делают эти технологии все более важной и привлекательной частью мирового рынка товаров и услуг [3]. Поэтому их распространение в глобальном масштабе и является одной из ведущих тенденций развития современной цивилизации. Прогнозы свидетельствуют, что в ближайшие десятилетия эта тенденция будет только усиливаться.

Экономические факторы, связанные с развитием транснациональных промышленных корпораций (ТНК) и все более широким распространением международного разделения труда. Уже сегодня основная доля высокотехнологичной продукции производится именно в рамках ТНК, которые владеют значительной частью производственных фондов и создают более половины всего валового продукта в мире. 

Развитие ТНК влечет за собой глобализацию производственных связей, методов организации труда и сбыта готовой продукции, формирование унифицированной производственной культуры общества и соответствующей этой культуре этики и нормативов поведения людей, а также теории и практики управления трудовыми коллективами.

Информационные факторы, связанные с развитием глобальных сетей радио и телевидения, телефонной и факсимильной связи, компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей и новых информационных технологий. Бурное и все еще нарастающее развитие средств информатики и их все более широкое проникновение во все сферы жизнедеятельности общества превратили его информатизацию в глобальный социотехнологический процесс, который в ближайшие десятилетия будет, безусловно, оставаться доминантой научно-технического, экономического и социального развития общества.

Революционная трансформация информационной сферы общества сегодня активно формирует не только новый, информационный образ жизни сотен миллионов людей на нашей планете, но также и новые представления о качестве жизни, которые во многом связываются с уровнем потребления информации и информационных услуг. Буквально на наших глазах стремительно возрастают коммуникационные возможности человека.    Мобильная телефонная связь, электронная почта, глобальная информационно-коммуникационная сеть Интернет, спутниковое телевидение – все эти новшества быстро осваиваются культурой современного общества и, в свою очередь, трансформируют эту культуру, привнося в нее не только новые информационные средства и возможности, но также и новые этические и правовые нормы, формируют новые ценности.  Сегодня есть веские основания утверждать, что в ближайшие десятилетия на нашей планете будет сформирован принципиально новый тип цивилизации – информационная цивилизация [4].

              Важно отметить, что в  результате происходящей на наших глазах новой информационной революции мировое сообщество людей становится все более мобильным и информационно связанным. При этом радикально изменяются традиционные представления о пространстве и времени – этих двух важнейших категориях человеческого бытия [5].

Геополитические факторы глобализации общества связаны, главным образом, с осознанием необходимости консолидации мирового сообщества перед лицом общих угроз, противостоять которым достаточно эффективно можно лишь объединенными усилиями. Осознание такой необходимости началось еще в середине 20-го века, когда была создана Организация Объединенных Наций – первый достаточно влиятельный международный орган, предназначенный для предотвращения военных конфликтов политическими методами.

                            Сегодня помимо опасности таких конфликтов, появилась новая глобальная  угроза для стабильности мирового сообщества – международный терроризм. Для эффективного противодействия этой угрозе также необходимо будет выработать общие для всех стран юридические нормы и правила обеспечения международной безопасности. Однако, все-таки самым мощным фактором дальнейшей глобализации общества в ближайшие десятилетия может стать осознание необходимости объединения усилий мирового сообщества для борьбы с глобальными угрозами экологического характера. Здесь на первый план выдвигаются такие проблемы, как беспрецедентное наступление пустынь на африканском и азиатском континентах, загрязнение воды, почвы и воздуха промышленными отходами, уничтожение флоры и фауны нашей планеты в результате хозяйственной деятельности человека, засорение околоземного космического пространства и т.п.

              Последние события, связанные с беспрецедентными в новейшей истории наводнениями в ряде стран Европы и Юго-восточной Азии, должны стать хорошим поводом для того, чтобы современное общество пересмотрело свое отношение к экологическим проблемам и осознало, наконец, их реальную опасность для своего будущего.

              На основании вышеизложенного можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что сегодня в мире действует целый ряд достаточно мощных и объективных факторов, которые и являются основными причинами развития процесса глобализации общества и содействуют его все большему распространению на многие страны мирового сообщества. Анализ внутренней природы этих факторов и тенденций их дальнейшего развития показывает, что в ближайшие годы действие этих факторов будет только усиливаться. Поэтому и процесс глобализации общества, который они обуславливают, естественным образом будет также нарастать.

 

Вопрос 27. Свободный рынок и социология труда. Основы экономической социологии

В современный период происходит становление новой научной дисциплины - экономической социологии. До сих пор ее основу составляет синтез западной экономической и социологической мысли. Однако в этом своем качестве экономическая социология не может выступать инструментом для понимания общественных и хозяйственных процессов, протекающих в России. В ее фундаменте должна лежать макро-экономико-социологическая теория, объясняющая закономерности хозяйственного развития России. Основу экономической социологии должна составлять единая конвенциальная, т.е. признанная и разделяемая большинством исследователей данной области, теория. Процесс институционализации экономической социологии в России завершится только в том случае, когда будет создана теория общественного и хозяйственного развития России, на базе которой сформируются частные направления исследования.

Вопрос 28 Нравственные нормативно-оценочные категории социальной действительности

Добро и зло, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. В интерпретации природы Д. и з. в истории этики, начиная с древности, сталкивались материалистические и идеалистические тенденции. Первая связывала эти понятия с человеческими потребностями и интересами, с законами природы или фактическими желаниями и устремлениями людей (натурализм), с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека (гедонизм, эвдемонизм), с реальным социальным значением действий индивидов для их совместной жизни. Вторая же выводила понятия Д. и з. из божественного веления или разума (и отклонений от них), из некоторых потусторонних миру сущего идей, сущностей, законов, в результате чего конфликту между Д. и з. придавался метафизически-онтологический смысл борьбы двух извечных начал в мире, или же сводила содержание данных понятий к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. Лишь марксистская философия и этика поставили анализ этих понятий на подлинно научную, социально-историческую почву, связав Д. и з. с конкретными противоречиями общественной действительности и их специфическим отражением в моральном сознании определённых эпох, общественных систем, классов. Этим и обусловлены различия в понимании конкретного содержания Д. и з. в истории. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому», — писал Ф. Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 94). Но вместе с тем в данных понятиях сохранялось и некоторое предельно общее содержание: они всегда выражали в форме нравственных оценок и предписаний практические задачи социальных субъектов в современности или на отдалённое будущее — задачи, формулирующие, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутых результатов в предшествующем развитии культуры, а с другой — выражающие неудовлетворённость сущим и цели дальнейшего исторического прогресса. Идея добра, писал В. И. Ленин, отражает требования человека к действительности: «... мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 195). В коммунистической нравственности конфликт Д. и з. осмысляется прежде всего в плане борьбы за уничтожение эксплуатации, социального неравенства и за всестороннее развитие личности в бесклассовом обществе.

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"