Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
61. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения. Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.
Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.
Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.
Можно выделить четыре уровня норм регулирования социального обеспечения:
На федеральном уровне право социального обеспечения инвалидов регулируется законодательными актами РФ;
На региональном уровне субъектов РФ социальное обеспечение инвалидов регулируется республиканскими, областными, краевыми нормативными актами;
На муниципальном уровне
также принимаются акт, регулирующие
социальное обеспечение инвалидов.
Например, Постановление Главы
Право социального обеспечения инвалидов также может регулироваться на локальном уровне (внутри предприятия). В качестве локального источника права социального обеспечения можно назвать коллективный договор конкретной организации.
Федеральные Законы РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О занятости населения в РФ», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О медицинском страховании граждан», «Об охране здоровья граждан».
63. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.
Социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.
Управление
в социальной работе — это система
гибкого предприимчивого
Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления точные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т. п.
Социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.
К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:
а) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
б) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
в) адаптация или реадаптация людей в обществе;
г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить» сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
Концептуальная платформа управления социальной работой должна опираться на следующие положения (по В. Г. Бочаровой):
1. Профилактика социальных болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусматривает направленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу е их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений — нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана.
2. Содействие самореализации личности: социальная помощь — не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем.
3. Приоритетность сфер — семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.
4. Интегративность и
межведомственность профессии
5. Ранняя профессиональная
ориентация социальных
Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает:
— умение анализировать,
выявлять тенденции социально-
— видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;
— решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.
Совершенствование системы управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления — основные вопросы социальной защиты населения, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России.
Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.
64. Суть и
содержание профессиональной
Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и
- обеспечивает
принадлежность социального
- определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;
- побуждает
к постоянному повышению
Для развития профессиональной компетенции социальные работники:
а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы;
б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности;
в) участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления;
г) принимают
участие в образовательном
ж) признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма.
Социальный
работник не имеет права использовать
свои профессиональные знания, навыки
и умения, а<span class="dash041e_0431_044b_