Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6

1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27

Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29

2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42

Заключение
43

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц..doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

3

   

Глава 1. Теоретические  основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

6

   

1.1. Основные подходы  в научной литературе к   формированию девиантного поведения  у подростков

6

1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков

16

1.3. Система работы  с подростками   с  девиантным    поведением

21

Выводы по главе 1

27

   

Глава 2. Экспериментальное  исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

29

   

2.1. Констатирующий эксперимент  и анализ полученных результатов

29

2.2. Разработка программы  по работе с подростками с  девиантным поведением 

37

2.3. Проверка эффективности  разработанной программы

40

Выводы по главе 2

42

   

Заключение

43

   

Список использованных источников

45

   

Приложение

48


 

Введение

 

Приступая к исследованию проблемы социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением необходимо, прежде всего, определить и сформулировать понятийный аппарат.

Анализ состояния проблемы показал, что И.А. Горьковая [8],   Е.Л. Григоренко [9],  Ю.А. Клейберг [15,16], В.Д. Комарь [17], Н.Н. Лукин [21] считают, что одним из ее недостатков является существующее терминологическое разночтение толкования понятий. К наиболее часто встречающимся определениям, характеризующим негативное поведение подростков относят понятия: трудные подростки, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, девиантность, воспитательно-коррекционная работа, дезадаптация [10, с. 78].

Понятие «трудный» –  очень широкое. К этой  И.А. Горьковая категории относит детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам и психологам, для которых оказываются бесполезными общие нормы поведения, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям [8, с. 58].

Также в литературе существует такое понятие как подростки  с отклоняющимся поведением. Разграничим  данные понятия.  Е.Л. Григоренко дает следующие определение отклоняющемуся поведению (девиантное) (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества [9, с. 5]. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп.

Феномен отклоняющегося поведения несовершеннолетних широко представлен в психолого-педагогических исследованиях М.А. Алемаскина, А.Г. Антоновой, C.A. Беличевой Ш. ,В.Н. Кудрявцева, И.А. Невского и др. В указанных работах отклоняющимся (асоциальным), называют поведение, в котором устойчиво проявляется отклонение от социальных (правовых, нравственных, эстетических и др.) норм отклонения как активно- агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа[24, с. 40].

Утверждение идеи самоценности человека имеет прямое отношение  к теории и практике воспитания, а тем более перевоспитания трудных детей. «Антропологическая философия зарубежных и отечественных ученых пронизана страстной защитой человека и вносит гуманистический вклад в педагогическое осмысление проблемы самоценности ребенка, вообще, и ребенка с девиантным поведением, в частности, достойного существования тех подростков, кто в свое время стал жертвой обстоятельств, подавляющих их личностное, подлинно человеческое начало», утверждает А.М. Печенюк [25, с. 13].

Признание уникальности конкретного подростка с девиантным поведением приводит сегодня к перестройке всей системы воспитательной работы с такими детьми.

Во-первых, идея самоценности человека формирует у социального  педагога установку перехода от воспитания всех к воспитанию каждого.

Во-вторых, идея самоценности подростка с девиантным поведением – это идея обеспечения подростку его достойного существования, предоставления ему определенных прав и свобод, создания для него соответствующих социально-экономических условий, необходимого культурно-образовательного пространства.

В-третьих, такой подросток никогда не должен быть средством достижения мнимых иллюзорных воспитательных «достижений, отраженных в отчетах, он всегда – цель!» [25, с. 10].

Таким образом, в условиях переосмысления и поиска новых путей  социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением тема нашей курсовой работы «Особенности социально-педагогической деятельности с девиантными подростками» является актуальной.

Цель исследования: изучение  системы работы с подростками  с девиантным поведением.

Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.

2. Диагностика поведения подростков.

3. Разработка программы  по социально-педагогической работе  с подростками с девиантным  поведением.

4. Проверка  эффективности  разработанной программы.

Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованная социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков, позволит понизить уровень агрессивности  у данной группы детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; анкетирование; опрос; наблюдение.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

1.1. Основные  подходы в научной литературе  к  формированию девиантного  поведения у подростков

 

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т. е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам[19, с. 54].

В философии и этике поступок трактуется как клеточка нравственной деятельности, рассматриваемой с точки зрения единства мотива и его последствий, намерений и практических дел, целей и средств, т. е. единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами.

В психологии поступок рассматривается  как сознательное действие, как акт  нравственного самоопределения  человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия или проступки, которые представляют собой нарушение  правил этики, моральных норм.

С юридической точки зрения проступок - это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие.

В отклоняющемся поведении (да и поведении в норме) поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т. д.  При таком разнообразии проявлений и выражений поступка как части, единицы социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее[19, с. 54].

Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его  социальных деятельностей, с помощью  которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, и как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностными отношениями; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. Это необходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения подростков, при определении причин и условий, его обусловливающих(Б. Г. Ананьев) [1, с. 16].

Необходимо отметить то, что поведение  охватывает все поступки человека целиком как особый вид взаимодействия с окружающей средой. В поведении имеется внутренний план действия, в котором проявляются сознательно выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. То есть поведение выступает как единство мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности. Отсюда мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете определяются не тем, что человек думает о своих поступках (хотя и это немаловажно), а общей линией поведения на протяжении длительного времени в различных условиях.

Социально-педагогические параметры  отклоняющегося поведения детей  и подростков, его структура и  содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются  неоднозначно.

Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны [14, с. 16].

В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

• первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических  норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);

• второй - нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;

• третий - правонарушения, т. е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного  или уголовного законодательства;

• четвертый - отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей (Л. М. Зюбин) [8, с. 57].

В других классификациях отклоняющееся  поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

• отклонения социально-пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода  от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных иллюзий с помощью алкоголя, токсических и наркотических средств, суицид);

• отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и  правонарушениях, связанных со стремлением  получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

• отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, побои, нанесения телесных повреждений) [3, с. 91].

Как всякое действие, отклоняющееся  поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

Соответственно девиантное (отклоняющееся) поведение подростка  может проявляться в нескольких плоскостях:

• как особенности  отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных  процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.);

Информация о работе Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками