Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6

1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27

Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29

2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42

Заключение
43

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц..doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Обеспечение условий  реализации программ. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей  и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты; информирует:

- комиссию по делам  несовершеннолетних о результатах  взаимодействия межведомственных  структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;

- директора школы о  ходе выполнения программ;

- педагогический коллектив  о результатах взаимодействия  внутри школьных структур по  выполнению программ;

- начальника управления  образования о результатах взаимодействия внутри школьных структур по выполнению программ[23, с. 351].

Консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем  подростков группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

Межведомственные связи  социального педагога. Работая в  составе социально-психологической  службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Межведомственные связи  социального педагога реализуются  с ограничениями, обусловленными соблюдением  норм конфиденциальности и тайны  клиента.

Социальный педагог  совместно с социально-психологической  службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[17, с. 86].

Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Реализация функциональных направлений  деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную основу для  применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой  работы с подростками, оказавшимися в социально опасной ситуации.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с подростками девиантного поведения. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

- во-первых, позволяет конкретизировать  особые проблемы ребенка, при  этом динамичность и изменчивость  состояния последнего принимаются  в технологии за основу и  учитываются повсеместно как  на момент первичной диагностики,  так и во время, и по окончании  социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;

- во-вторых, содержательно связан  с последующим и предыдущим  этапами таким образом, что  невыполнение задач любого из  этапов на практике приводит  к необходимости его выполнения  или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;

- в-третьих, сам по себе может  рассматриваться как инструмент  стабилизации положения ребенка. Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка [12].

Комплексность проблем, которые требуют решения в  процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и, прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

 

Выводы по главе 1

 

1. Современная научная  литература раскрывает многообразие форм отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные аспекты этого довольно сложного социального явления. Наличие различных точек зрения на проблему позволяет более объективно подойти к характеристике сути отклоняющегося поведения, его психобиологической и социально-педагогической природы, более четко строить алгоритм профилактической и коррекционно-педагогической работы с учащимися на различных возрастных этапах жизнедеятельности молодежи.

2. Среди социально-педагогических  факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников.

3. Семье отводится  решающая роль в определении  направленности поведения подростков, именно в ней в процессе  взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формируется личность ребенка.

4. Стихийно-групповое  общение - важный фактор социализации  несовершеннолетних, здесь подростки  находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения. Если групповое общение носит асоциальное или общественно нейтральное содержание, то многое будет зависеть от личности лидера группы, от структуры группового общения, от социальной ситуации, складывающейся вокруг данной группы. Если же групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то, естественно, и характер отклоняющегося поведения подростка будет углубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.

5. Работа социального  педагога с девиантными подростками  должна основываться как на  симптоматическом подходе (работа  с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов  и условий, их провоцирующих).

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

2.1. Констатирующий  эксперимент и анализ полученных  результатов

 

Наше исследование проходило  на базе СШ № 39. г. Могилева в 8 «А» классе. В исследовании принимали участие 30 человек. 15 подростков составили экспериментальную группу, 15 подростков составили контрольную группу. Эксперимент проводился нами с 10 апреля 2012 г. по 20 мая 2012 г.

Одной из основных особенностей поведения девиантных подростков В.Д. Менделевич [23], В.В. Нагаев [24], А.М. Печенюк [25] называют наличие у них высокого уровня агрессивности. Поэтому в нашем исследовании мы проводили диагностику уровня агрессивности у девиантных подростков.

Цель исследования: диагностика уровня агрессивности у подростков с девиантным поведением.

Задачи исследование:

  1. Подбор методов исследования;
  2. Диагностика подростков;
  3. Обработка полученных результатов;
  4. Коррекционная работа с подростками;
  5. Проверка эффективности разработанной программы.

Объект исследования: личность  подростков с девиантным поведением.

Предмет исследования: агрессивность подростков с девиантным поведением.

Проведенное нами исследование проходило в три этапа:

I этап - диагностика уровня агрессивности у подростков с девиантным поведением;

II этап – коррекционная  работа с подростками с девиантным поведением.

III этап – повторная  диагностика детей для подтверждения  выдвинутой гипотезы.

Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованная социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков, позволит понизить уровень агрессивности у данной группы детей.

Методы и методики исследования: тестирование, наблюдение, Опросник агрессии Басса-Дарки.

 

Остановимся на описании методики эксперимента.

Опросник агрессии Басса-Дарки

Для решения нашей  задачи мы использовали личностный опросник, разработанный А.Бассом и А.Дарки  в 1957 г., для диагностики агрессивных  и враждебных реакций.

А.Басс, воспринявший ряд  положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басc и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия  — использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение — готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

5. Обида — зависть  и ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность —  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред.

7. Вербальная агрессия  — выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины —  выражает возможное убеждение  субъекта в том, что он является  плохим человеком, что поступает  зло, а также ощущаемые им  угрызения совести.

Исследователями была проверена  надежность и валидность шкалы. Модифицированная шкала из 66 вопросов была предложена группе университетских студентов, после чего факторный анализ выявил два предсказанных фактора: «враждебность» (состоящую из субшкал «негодование» и «негативизм») и «агрессию» (состоящую из субшкал «нападение», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия» и «раздражение»). Это подтвердило валидность шкалы, поскольку связь между субшкалами была такой, как и ожидалось. Затем, чтобы выявить ретестовую стабильность BDHI, он был предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. А.Басс обнаружил, что коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,46 (для «негативизма») до 0,78 (для «нападения»). Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82. Таким образом, хотя стабильность субшкалы «негативизм» низкая, BDHI в целом представляется достаточно стабильной мерой.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (см. приложение 2).

При составлении опросника использовались принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким  образом, чтобы в наибольшей степени  ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

Опросник Басса-Дарки  широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

 

На первом этапе исследования мы провели диагностику агрессивности  у детей экспериментальной и  контрольной групп с помощью  опросника агрессивности Басса–Дарки. Методика Басса–Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения. Анализ достоверности различий имеет практическое значение при оценке статистической значимости разности выборочных средних величин в сопоставляемых распределениях.

Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. С подростками  была проведена беседа, в которой рассматривались понятия «агрессия», «агрессивное поведение», формы и особенности проявления агрессии, конструктивные способы выражения агрессии в обществе и др. Беседа с подростками проводилась с целью их мотивации к участию исследовании.

Информация о работе Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками