Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6

1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27

Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29

2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42

Заключение
43

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц..doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

3 занятие - развитие  невербальной экспрессии, формирование  эффективных способов общения  со сверстниками на основе  анализа целей, намерений, потребностей  участников коммуникации;

4 занятие - сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;

5 занятие - приобретение  опыта взаимодействия с группой  при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;

Сроки реализации программы  социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2 - 3 месяца.

Конспекты занятий с подростками к программе  представлены в приложении 1.

 

 

 

 

2.3. Проверка эффективности разработанной программы

 

На третьем этапе  нашего эксперимента мы провели повторную  диагностику агрессивности у  подростков с девиантным поведением  экспериментальной и контрольной  группы с целью выявления эффективности  разработанной нами программы. При повторной диагностике детей мы использовали те же методики, что и при первичной диагностике детей. Полученные данные представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Сравнительной анализ результатов  диагностики детей экспериментальной  и контрольной групп до и после коррекционной работы

 

№ п/п

Формы агрессии

Группа

Контрольная

Экспериментальная

До

После

До

После

1

Физическая агрессия

24%

24%

42%

20%

2

Косвенная агрессия

29%

29%

25%

15%

3

Раздражение

24%

24%

42%

30%

4

Негативизм

42%

42%

44%

31%

5

Обида

31%

31%

29%

25%

6

Подозрительность

31%

31%

27%

27%

7

Вербальная агрессия

30%

30%

38%

30%

8

Чувство вины

31%

31%

23%

20%


 

Таким образом, анализ полученных данных показал, что у детей в  контрольной группе результаты не изменились, т.к. с ними коррекционная работа не проводилась, а у детей в экспериментальной группе произошло снижение уровня агрессивности по всем показателям.

Далее для определения  эффективности проведенной коррекционной  программы мы произвели статистическую обработку полученных данных.

Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр–показателей, полученных по результатам тестирования.

Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5–процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше были присуще подросткам до коррекции в экспериментальной группе. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее, чем на 10–процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у детей экспериментальной группы до коррекционной работы.

Сопоставление показателей  выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий у детей экспериментальной группы до коррекции и после коррекции.

Таким образом, полученные данные в ходе математической и статистической обработки полученных результатов  позволили нам сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

1. На первом этапе  исследования мы провели диагностику  агрессивности у детей экспериментальной  и контрольной групп с помощью  опросника агрессивности Басса–Дарки.  Методика Басса–Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения. Анализ достоверности различий имеет практическое значение при оценке статистической значимости разности выборочных средних величин в сопоставляемых распределениях.

2. Анализ полученных  данных показал, что индекс  физической агрессии у детей  контрольной группы ниже (24%), чем  у детей экспериментальной группы (42%). У детей контрольной группы  уровень косвенной агрессии выше (29%), чем у детей экспериментальной группы (25%). По такой форме агрессии как раздражение у детей контрольной группы индекс ниже (24%), чем у детей экспериментальной группы (42%). У детей контрольной группы по такой форме агрессии как вербальная агрессия результаты ниже (30%), чем в экспериментальной группе (38%). Чувство вины больше присуще детям контрольной группы (31%), чем детям экспериментальной группы (23%).

3. На втором этапе  нашего эксперимента мы провели  формирующий эксперимент с целью  разработки программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением. Программа была предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ.

4. На третьем этапе  нашего эксперимента мы провели повторную диагностику агрессивности у подростков экспериментальной и контрольной группы с целью выявления эффективности разработанной нами программы. Анализ полученных данных показал, что у детей в контрольной группе результаты не изменились, т.к. с ними коррекционная работа не проводилась, а у детей в экспериментальной группе произошло снижение уровня агрессивности по всем показателям.

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы и проведенное экспериментальное  изучение работы с подростками с девиантным поведением, позволило нам сделать следующие выводы:

Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его  поведения, выделяются родительская семья  и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Стихийно-групповое общение - важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения

Работа социального  педагога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

На первом этапе нашего эксперимента мы провели диагностику детей подросткового возраста. Анализ полученных результатов показал, что  у детей в экспериментальной группе высокий уровень агрессивности. В контрольной группе данный показательнизкий.

На втором этапе нашего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью разработки программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением. Разработанная нами программа включала тренинг, коррекционные занятия и проводилась с помощью методов сказкотерапии.

На третьем этапе нашего исследования мы провели контрольный эксперимент с целью выявления эффективность разработанной программы. На основании анализа данных полученных в контрольном эксперименте мы можем сделать вывод, что разработанная нами программа оказалась эффективной: у подростков экспериментальной группы появились новые интересы, друзья, нормализовались отношения с учителями, у некоторых с родителями, уменьшилось количество подростков употребляющих спиртное, уменьшилось влияние компании друзей на подростков.

Так, в ходе проведенного эксперимента наша гипотеза подтвердилась.

 

Список использованных источников

 

  1. Ананьев, Б.Г. Проблемы подросткового возраста / Б.Г. Ананьев. - М.: Психология, 1994. – 123 с.
  2. Васильева, Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции / Н.В. Васильева // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.
  3. Василькова, Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками / Ю.В. Василькова // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
  4. Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома / Е. Вахрамов // Социальная педагогика. - 2000. - №3. - С.52-60.
  5. Гиндикин, В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков / В.Я. Гиндикин // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.
  6. Гиндикин, В.Я. Личностная патология / В.Я. Гиндикин. - М.: Триада-Х, 1999. - 266 с.
  7. Гордон, М. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска / М. Гордон // Социальная педагогика. - 1999. - №5. - С.173-178.
  8. Горьковая, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И.А. Горьковая // Психологический журнал. - 1994. -  № 2. - С.57-65.
  9. Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения / Е.Л. Григоренко // Социальная педагогика. - 1995. - № 3. - С. 3-22.
  10. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста / В.А. Гурьева. – М., 1994. - 310 с.
  11. Здравомыслова, О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы / О. Здравомыслова // Социальная педагогика. - 1999. - №9. - С.233-234.
  12. Зенкин, В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних / В.И. Зенкин // Первые итоги. - 1997. - С. 61-66.
  13. Зиядова, Д. Почему подросток совершает преступление? / Д. Зиядова // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С.17-21.
  14. Калинина, Н.В. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.
  15. Клейберг, Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.
  16. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
  17. Комарь, В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков / В.Д. Комарь // Классный руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.
  18. Крылова, Н. Проблемный подросток: его права и возможности / Н. Крылова. - 2001. - №9. - С.17-25.
  19. Кузнецов, В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.
  20. Кузнецова, И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении / И. Кузнецова // Школьный психолог. - 2000. - № 29. – С. 30- 31.
  21. Лукин, Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков / Н.Н. Лукин // Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.
  22. Малышев, К. Профилактика и коррекция девиантного поведения / К. Малышев // Социальная педагогика. - 2003. - №2. - С.52-53.
  23. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич // Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 1999. - С.351-416.
  24. Нагаев, В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов / В.В. Нагаев // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.
  25. . Печенюк, А.М. Гуманистические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних/ А.М. Печенюк. – М., 1999. – 133 с.
  26. Самохина, А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения / А.А. Самохина // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
  27. Стурова, М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема / М.П. Стурова // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-41.
  28. Чумаков, И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков / И.В. Чумаков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.

 

Приложение 1

 

Конспекты занятий  к программе

 

Занятие №1

Цели:

  • создание благоприятных условий для работы группы;
  • принятие правил работы;
  • определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
  • начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
  1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
  1. Принятие правил работы в группе.
  2. Ожидания, связанные с работой в группе.

Назначение: получить первый опыт - говорить в группе.

  1. Игра "Встаньте в круг".

Назначение:

  • создание общей атмосферы тренинга;
  • построение доверительных отношений участников.

Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться  с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

Обсуждение: как себя чувствовали  во время игры; что помогало, что  мешало выстроиться в круг.

  1. Игра "Меняются местами те, кто…".

Назначение:

    • интенсивное физическое взаимодействие;
    • создание общей атмосферы тренинга;
    • диагностика динамики поведения участников.
  1. Упр. "Мои добрые дела"

Назначение:

    • развитие умений анализировать свои поступки;
    • настрой на доброе отношение друг к другу.

Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

  1. Разминка.

Изобразить, как ходит:

    • глубокий старик;
    • младенец, только начавший ходить;
    • солдат;
    • пьяный;
    • влюблённый, ожидающий свидания;
    • робот;
    • горилла и т.п.

Информация о работе Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками