Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6

1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27

Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29

2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42

Заключение
43

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц..doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

На исследовательском  этапе было проведено тестирование, во время которого, каждому испытуемому  был предложен бланк и опросник. Результаты тестирования представлены на таблицах 1, 2.

 

Таблица 1

 

Исследование агрессивности  у детей экспериментальной группы

 

№ п/п

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Раздражительность

Подозрительность

Обида

Чувства вины

Индекс агрессивности

Индекс враждебности*

21

25

30

33

25

24

27

34

28,6

25,5

23

25

24

42

30

36

28

20

24

22

27

22

30

30

28

31

28

24

29,6

19,5

20

24

22

28

20

23

25

22

33

20

34

37

24

29

30

28

30

26

25

19,5

19

29

24

25

33

34

32

30

27,3

23

29

39

21

36

30

32

27

24

33

19,5

25

21

22

25

26

30

23

34

26

21

25

26

25

38

31

40

30

35

32

22

30

36

29

30

30

37

20

23

18,3

18,5

28

24

22

20

22

28

27

31

31,3

17,5

19

32

23

25

32

26

37

25

21,3

20,5

21

23

24

40

25

28

37

38

26

23,5

28

20

32

32

26

34

28

33

30

21

19

32

21

19

30

23

20

36

20,7

21,5


 

Нормой агрессивности  по тесту Басса – Дарки является величина ее индекса равная 21 + – 4, а враждебности 6,5 – 7 + – 3.

 

Просмотр диагностических  данных показал, что подростки с  индексом враждебности, превышающим  норму,  в экспериментальной группе составляют 21%. Индекс агрессии, превышающий  норму, у детей экспериментальной группы - 5 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы в экспериментальной группе – 13 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Исследование агрессивности  у детей контрольной группы

 

№ п/п

Физическая

агрессия

Вербальная

агрессия

Косвенная

агрессия

Негативизм

Раздражительность

Подозрительность

Обида

Чувства вины

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

20

25

20

39

22

25

27

23

20,6

20

23

26

24

38

24

45

20

35

22

17,5

21

33

23

40

20

20

25

23

19

20,5

24

20

25

36

27

34

30

22

23,7

20

22

26

30

35

19

25

29

34

22,7

27

40

27

34

37

20

30

26

21

23,7

18

23

27

35

37

23

26

25

34

20,3

21,5

20

30

35

38

20

36

32

20

18,3

19

25

32

33

38

22

22

21

24

23,3

20,5

26

30

23

33

24

19

28

25

21,3

18,5

29

25

21

40

27

21

38

23

22

19,5

21

18

20

40

25

29

20

35

21,3

18,5

23

22

35

35

27

34

31

34

21,7

17,5

20

28

33

23

18

36

24

20

23

20

19

33

38

40

20

37

24

33

26,7

23


 

Нормой агрессивности  по тесту Басса – Дарки является величина ее индекса равная 21 + – 4, а  враждебности 6,5 – 7 + – 3.

 

Просмотр диагностических  данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, в контрольной группе составляют 17 %. Индекс агрессии, превышающий норму в контрольной группе – 7 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы в контрольной группе составляют 10 %.

На основе анализа  данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение детей контрольной группы характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью. По результатам анализа данных была составлена таблица, которая позволила предположить, что основное отличие агрессивного поведения детей контрольной и экспериментальной групп имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность (таблица 3).

 

Таблица 3

 

Процентное соотношение подростков с высоким показателем агрессии в экспериментальной и контрольной группах

№ п/п

Формы агрессии

Группа

Контрольная

Экспериментальная

1

Физическая агрессия

24%

42%

2

Косвенная агрессия

29%

25%

3

Раздражение

24%

42%

4

Негативизм

42%

44%

5

Обида

31%

29%

6

Подозрительность

31%

27%

7

Вербальная агрессия

30%

38%

8

Чувство вины

31%

23%


 

Анализ полученных данных показал, что индекс физической агрессии у детей контрольной группы ниже (24%), чем у детей экспериментальной  группы (42%). У детей контрольной группы уровень косвенной агрессии выше (29%), чем у детей экспериментальной группы (25%). По такой форме агрессии как раздражение у детей контрольной группы индекс ниже (24%), чем у детей экспериментальной группы (42%). Также у детей контрольной группы по такой форме агрессии как негативизм индекс ниже (42%), чем у детей контрольной группы (44%). Обида больше присуща детям контрольной группы (31%), чем детям экспериментальной группы (29%). У детей контрольной группы подозрительность выше (31%), чем у детей экспериментальной группы (27%). У детей контрольной группы по такой форме агрессии как вербальная агрессия результаты ниже (30%), чем в экспериментальной группе (38%). Чувство вины больше присуще детям контрольной группы (31%), чем детям экспериментальной группы (23%).

Таким образом, полученные данные позволили нам сделать  вывод, что у детей экспериментальной  группы уровень физической, вербальной агрессии выше, чем у детей контрольной  группы. Также у детей экспериментальной  группы раздражение, негативизм проявляются чаще, чем у детей контрольной группы. Так, с детьми экспериментальной группы необходимо провести коррекционную работу, направленную на снижение уровня агрессивности у подростков с девиантным поведением.

 

 

 

2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением

 

На втором этапе нашего эксперимента мы провели формирующий  эксперимент с целью разработки программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработка программы  по социально-педагогической работе  с подростками с девиантным поведением.

2. Проведение разработанной  программы с подростками экспериментальной  группы.

Остановимся на описании разработанной программы.

 

Программа коррекции девиантного поведения подростков

 

Цели программы:

- адаптировать участников к жизни в социуме (в школе как в микросоциуме),

- помочь в решении внутренних конфликтов,

- научить обращаться за помощью, 

- сформировать навык адаптации к изменяющимся условиям,

- ориентировать на социально приемлемые формы активности,

- стимулировать личностный рост и саморазвитие,

- мотивировать на достижение успеха в деятельности.

Задачи:

1. Развитие каждого  из аспектов социального интеллекта.

2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.

3. Обучение подростков  некоторым приёмам общения и  расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

1. Групповая деятельность - социально-психологический тренинг.

2. Индивидуально-коррекционная  работа с подростками.

3. Консультативная работа  с педагогическим коллективом  с целью оптимизации взаимодействий  в системе "учитель - ученик".

Для того чтобы меры были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

- выявление адекватности применяемых мер на основе данных социально-педагогического мониторинга;

- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Программа предназначена  для подростков, характеризующихся  отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ.

Количество  подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе - 10 человек.

Объём тренинговой  работы - 15 часов.

Режим работы:

- тренинг - пять 3-часовых занятий 1 - 2 раза в неделю;

- индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики.

Для проведения групповой  работы необходим кабинет, можно  учебный класс, и помещение для  индивидуального консультирования.

Коррекционную работу проводят два социальных педагога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование методов комплексной сказкотерапии.

Использование перечисленных  методов предоставляет возможность  прекращения нежелательного поведения  путём предоставления лучших вариантов  поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

В тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения [5,16].

Завершение тренинга эффективно работой с метафорой  изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.

    • Проведение тренинга, состоящего из 5 занятий длительностью 3 часа, общий объем - 15 часов.

Логика построения групповых коррекционных занятий:

1 занятие - создание  благоприятных условий для работы  группы, самопознание;

2 занятие - развитие  самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;

Информация о работе Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками