Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6
1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29
2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42
Заключение
43
Список использованных источников
На исследовательском
этапе было проведено тестирование,
во время которого, каждому испытуемому
был предложен бланк и
Таблица 1
Исследование агрессивности у детей экспериментальной группы
№ п/п |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувства вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности* |
21 |
25 |
30 |
33 |
25 |
24 |
27 |
34 |
28,6 |
25,5 | |
23 |
25 |
24 |
42 |
30 |
36 |
28 |
20 |
24 |
22 | |
27 |
22 |
30 |
30 |
28 |
31 |
28 |
24 |
29,6 |
19,5 | |
20 |
24 |
22 |
28 |
20 |
23 |
25 |
22 |
33 |
20 | |
34 |
37 |
24 |
29 |
30 |
28 |
30 |
26 |
25 |
19,5 | |
19 |
29 |
24 |
25 |
33 |
34 |
32 |
30 |
27,3 |
23 | |
29 |
39 |
21 |
36 |
30 |
32 |
27 |
24 |
33 |
19,5 | |
25 |
21 |
22 |
25 |
26 |
30 |
23 |
34 |
26 |
21 | |
25 |
26 |
25 |
38 |
31 |
40 |
30 |
35 |
32 |
22 | |
30 |
36 |
29 |
30 |
30 |
37 |
20 |
23 |
18,3 |
18,5 | |
28 |
24 |
22 |
20 |
22 |
28 |
27 |
31 |
31,3 |
17,5 | |
19 |
32 |
23 |
25 |
32 |
26 |
37 |
25 |
21,3 |
20,5 | |
21 |
23 |
24 |
40 |
25 |
28 |
37 |
38 |
26 |
23,5 | |
28 |
20 |
32 |
32 |
26 |
34 |
28 |
33 |
30 |
21 | |
19 |
32 |
21 |
19 |
30 |
23 |
20 |
36 |
20,7 |
21,5 |
Нормой агрессивности по тесту Басса – Дарки является величина ее индекса равная 21 + – 4, а враждебности 6,5 – 7 + – 3.
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, в экспериментальной группе составляют 21%. Индекс агрессии, превышающий норму, у детей экспериментальной группы - 5 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы в экспериментальной группе – 13 %.
Таблица 2
Исследование агрессивности у детей контрольной группы
№ п/п |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувства вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
20 |
25 |
20 |
39 |
22 |
25 |
27 |
23 |
20,6 |
20 | |
23 |
26 |
24 |
38 |
24 |
45 |
20 |
35 |
22 |
17,5 | |
21 |
33 |
23 |
40 |
20 |
20 |
25 |
23 |
19 |
20,5 | |
24 |
20 |
25 |
36 |
27 |
34 |
30 |
22 |
23,7 |
20 | |
22 |
26 |
30 |
35 |
19 |
25 |
29 |
34 |
22,7 |
27 | |
40 |
27 |
34 |
37 |
20 |
30 |
26 |
21 |
23,7 |
18 | |
23 |
27 |
35 |
37 |
23 |
26 |
25 |
34 |
20,3 |
21,5 | |
20 |
30 |
35 |
38 |
20 |
36 |
32 |
20 |
18,3 |
19 | |
25 |
32 |
33 |
38 |
22 |
22 |
21 |
24 |
23,3 |
20,5 | |
26 |
30 |
23 |
33 |
24 |
19 |
28 |
25 |
21,3 |
18,5 | |
29 |
25 |
21 |
40 |
27 |
21 |
38 |
23 |
22 |
19,5 | |
21 |
18 |
20 |
40 |
25 |
29 |
20 |
35 |
21,3 |
18,5 | |
23 |
22 |
35 |
35 |
27 |
34 |
31 |
34 |
21,7 |
17,5 | |
20 |
28 |
33 |
23 |
18 |
36 |
24 |
20 |
23 |
20 | |
19 |
33 |
38 |
40 |
20 |
37 |
24 |
33 |
26,7 |
23 |
Нормой агрессивности по тесту Басса – Дарки является величина ее индекса равная 21 + – 4, а враждебности 6,5 – 7 + – 3.
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, в контрольной группе составляют 17 %. Индекс агрессии, превышающий норму в контрольной группе – 7 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы в контрольной группе составляют 10 %.
На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение детей контрольной группы характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью. По результатам анализа данных была составлена таблица, которая позволила предположить, что основное отличие агрессивного поведения детей контрольной и экспериментальной групп имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность (таблица 3).
Таблица 3
Процентное соотношение подростков с высоким показателем агрессии в экспериментальной и контрольной группах
№ п/п |
Формы агрессии |
Группа | |
Контрольная |
Экспериментальная | ||
1 |
Физическая агрессия |
24% |
42% |
2 |
Косвенная агрессия |
29% |
25% |
3 |
Раздражение |
24% |
42% |
4 |
Негативизм |
42% |
44% |
5 |
Обида |
31% |
29% |
6 |
Подозрительность |
31% |
27% |
7 |
Вербальная агрессия |
30% |
38% |
8 |
Чувство вины |
31% |
23% |
Анализ полученных данных показал, что индекс физической агрессии у детей контрольной группы ниже (24%), чем у детей экспериментальной группы (42%). У детей контрольной группы уровень косвенной агрессии выше (29%), чем у детей экспериментальной группы (25%). По такой форме агрессии как раздражение у детей контрольной группы индекс ниже (24%), чем у детей экспериментальной группы (42%). Также у детей контрольной группы по такой форме агрессии как негативизм индекс ниже (42%), чем у детей контрольной группы (44%). Обида больше присуща детям контрольной группы (31%), чем детям экспериментальной группы (29%). У детей контрольной группы подозрительность выше (31%), чем у детей экспериментальной группы (27%). У детей контрольной группы по такой форме агрессии как вербальная агрессия результаты ниже (30%), чем в экспериментальной группе (38%). Чувство вины больше присуще детям контрольной группы (31%), чем детям экспериментальной группы (23%).
Таким образом, полученные
данные позволили нам сделать
вывод, что у детей экспериментальной
группы уровень физической, вербальной
агрессии выше, чем у детей контрольной
группы. Также у детей
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
На втором этапе нашего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью разработки программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Разработка программы
по социально-педагогической
2. Проведение разработанной
программы с подростками
Остановимся на описании разработанной программы.
Программа коррекции девиантного поведения подростков
Цели программы:
- адаптировать участников к жизни в социуме (в школе как в микросоциуме),
- помочь в решении внутренних конфликтов,
- научить обращаться за помощью,
- сформировать навык адаптации к изменяющимся условиям,
- ориентировать на социально приемлемые формы активности,
- стимулировать личностный рост и саморазвитие,
- мотивировать на достижение успеха в деятельности.
Задачи:
1. Развитие каждого
из аспектов социального
2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
3. Обучение подростков
некоторым приёмам общения и
расширения ролевого
Для решения поставленных
задач выбраны следующие средст
1. Групповая деятельность - социально-психологический тренинг.
2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3. Консультативная работа
с педагогическим коллективом
с целью оптимизации
Для того чтобы меры были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
- выявление адекватности применяемых мер на основе данных социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ.
Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе - 10 человек.
Объём тренинговой работы - 15 часов.
Режим работы:
- тренинг - пять 3-часовых занятий 1 - 2 раза в неделю;
- индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики.
Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.
Коррекционную работу проводят два социальных педагога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).
При проведении индивидуальных
коррекционных занятий
Использование перечисленных
методов предоставляет
В тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения [5,16].
Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.
Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
Логика построения
групповых коррекционных
1 занятие - создание
благоприятных условий для
2 занятие - развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;