Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:32, лекция
Работа содержит лекцию по "Статистике" на тему: "Предмет и метод статистики"
Вопрос 1. Предмет общей теории статистики;
Вопрос 2. Стадии и методы статистического исследования;
Вопрос 3. Задачи общей теории статистики;
¾ выровненные (теоретические) уровни ряда;
n ¾ число годовых периодов.
Выравнивание
может быть проведено методом
аналитического выравнивания или методом
скользящей средней.
Вопрос
2. Статистические показатели
ряда динамики
Пример 8.2.1 Имеются следующие данные о динамике производства тканей в одном из регионов за 1999–2003 гг.:
Аналитические показатели уровня ряда получаются сравнением уровней между собой. Сравниваемый уровень принято называть текущим, а уровень, с которым происходит сравнение, ¾ базисным. За базу сравнения обычно принимают предыдущий уровень или начальный уровень ряда динамики.
При сравнении каждого уровня с предыдущим получаются цепные показатели. Если же сравнение ведется с одним уровнем (базой), то показатели называются базисными.
Для выражения абсолютной скорости роста (снижения) уровня ряда динамики исчисляют статистический показатель ¾ абсолютный прирост (Dy). Его величина определяется как разность двух сравниваемых уровней и вычисляется следующим образом:
Dy = уi - у0 ¾ базисные показатели;
Dy = уi - уi - 1 ¾ цепные показатели,
где уi ¾ уровень i-го периода (кроме первого);
у0 ¾ уровень базисного периода;
уi -
1 ¾
уровень предыдущего периода.
Абсолютное значение 1% прироста – это отношение абсолютного прироста на соответственно темп роста выраженный в процентах.
У нас в таблице для 2000 года этот показатель равен абсолютный прирост (4,3) делим на соответствующий темп прироста, равный 11:4,3=2,56.
Начальный уровень ряда всегда берется за 100%. Сравниваемый уровень называется текущий, а тот с которым сравнивают базисный.
В
том случае, если сравниваемый уровень
анализируется с начальным
1998 – 20 – данных за 1997 год нет, поэтому 1998 год.
1999 – 25 – принят за 1 ед. Темп роста показателя базисный в 100% (1 ед.), т.е. абсолютного изменения уровней нет.
1998 – база сравнения.
Для нашего примера рассчитаем средний уровень по формуле средней арифметической простой:
Вывод:
в среднем за год было произведено
279,6
В примере 1 абсолютный прирост по сравнению с 1999 г. составит:
■ в 2000 г. ¾ Dy = 267 - 256 = 11 (млн м2);
■ в 2001 г. ¾ Dy = 279 - 256 = 23 (млн м2) и т. д.
Рассчитаем цепные показатели абсолютного прироста для примера 1. Абсолютный прирост составит:
■ в 2000 г. по сравнению с 1999 г. ¾ Dy = 267 - 256 = 11 (млн м2);
■ в 2001 г. по сравнению с 2000 г. ¾ Dy = 279 - 267 = 12 (млн м2) и т. д.
Интенсивность изменения уровней ряда динамики оценивается отношением текущего уровня к предыдущему или базисному. Этот показатель называется коэффициентом роста, или темпом роста (Тр), и выражается в процентах:
¾ базисные показатели;
¾ цепные показатели.
Если Тр больше 100%, уровень растет, если меньше ¾ уровень уменьшается. Тр ¾ всегда положительное число.
В примере 1 темп роста составит:
■ в 2000 г. по сравнению с базисным 1999 г.:
■ в 2001 г. по сравнению с базисным 1999 г.:
Рассчитаем цепные показатели темпа роста для примера 1. Темп роста составит:
■ в 2000 г. по сравнению с базисным 1999 г.:
■ в 2001 г. по сравнению с 2000 г.:
Для выражения изменения величины абсолютного прироста уровней ряда динамики в относительных величинах определяется темп прироста (Тпр), который рассчитывается как отношение абсолютного прироста к базисному или предыдущему уровню:
¾ базисные показатели;
¾ цепные показатели.
Темп прироста может быть вычислен также путем вычитания из темпов роста 100%, т. е. Тпр = Тр - 100%.
Для примера 1 рассчитаем темп прироста:
■ в 2000 г. по сравнению с базисным 1999 г.:
Tпр = 104,3% - 100% = 4,3%;
■ в 2001 г. по сравнению с базисным 1999 г.:
Tпр = 109% - 100% = 9% и т. д.
Показатель абсолютного значения 1% прироста (|%|) определяется как результат деления абсолютного прироста на соответствующий темп прироста, выраженный в процентах.
или
0,01yi - 1.
В примере 1 абсолютное значение прироста 1% составит:
■ в 2000 г. по сравнению с 1999 г.:
|%| = 0,01y1999 г. = 0,01 × 256 = 2,56 (млн м2);
■ в 2001 г. по сравнению с 2000 г.:
|%| = 0,01y2000 г. = 0,01 × 267 = 2,67 (млн м2) и т. д.
Приведенная
в примере 1 таблица с вычислениями
характеристик изменения
В примере 1 мы имеем интервальный ряд динамики с равноотстоящими уровнями во времени, поэтому средний уровень ряда рассчитаем по формуле средней арифметической простой:
где ¾ итог суммирования уровней за весь период;
n ¾ число периодов.
Для нашего примера рассчитаем средний уровень по формуле средней арифметической простой:
Средний объем производства тканей за пять лет составил:
Вывод:
в среднем за год было произведено 279,6
млн.м2.
Средний абсолютный прирост определяется по формуле:
В примере 1 среднегодовой прирост производства тканей за 1999-2003 гг. равен:
Среднегодовой темп роста вычисляется по формуле средней геометрической:
где n ¾ число коэффициентов роста, yn – значение показателя в анализируемом периоде, y0 – значение базового уровня.
Среднегодовой темп роста производства тканей за 1999-2003 г. (пример 1) рассчитаем двумя способами: берем из таблицы – ценные темпы роста.
- отношение уровня конечного к начальному.
Тр
и Тприроста (6-7 колонки – хвостики
– сравнение со 100%). Колонка №6=4-100
Среднегодовой темп прироста получим, вычтя из среднего темпа роста 100%. В примере 1:
Если интервальный ряд динамики имеет неравноотстоящие уровни, то средний уровень ряда вычисляется по формуле средней арифметической взвешенной:
где t ¾ число периодов времени, в течение которых уровень не изменяется.
Для моментного ряда с равноотстоящими уровнями средний уровень ряда вычисляется по формуле средней хронологической.
Вычисление среднего уровня ряда
В
примере 8.2.2 подчеркнем предлоги «на»
– это подсказка. Данные суммировать экономически
абсурдно, т.к. имеет место повторный счет,
ряд моментный.
Пример 8.2.2. Известны товарные остатки магазина на 1-е число каждого месяца 2003 г.
В
данном случае мы имеем моментный
ряд с равноотстоящими