Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:32, лекция
Работа содержит лекцию по "Статистике" на тему: "Предмет и метод статистики"
Вопрос 1. Предмет общей теории статистики;
Вопрос 2. Стадии и методы статистического исследования;
Вопрос 3. Задачи общей теории статистики;
Индекс физического объема реализации.
К примеру 9.2.1.
Числитель сводного индекса товарооборота – это товарооборот в отчетном периоде, а знаменатель товарооборот в базисном.
Разность числителя и знаменателя даст абсолютный прирост товарооборота.
Iq – индекс физического объема товарной массы:
Соизмерителем веса являются цены товаров в базисном периоде, для того, чтобы индекс показал только бы изменение проданных товаров (индекс физического объема, индекс изменения товарной массы и т.д.).
Адуктивная модель (факторная) товарооборота.
, - П
Переменный состав по отношении 2-х средних индексов
Индекс структуры анализируемой доли является
Вопрос
3. Расчет среднеарифметического
индекса
Рассмотрим методику расчета среднеарифметического индекса на следующем примере.
Пример 9.3.1. Имеются следующие данные о реализации овощной продукции предприятия розничной торговли округа:
Среднеарифметические индексы чаще всего на практике применяются для расчета сводных индексов количественных показателей, а из качественных показателей ¾ индекс производительности труда Струмилина.
В примере 1 известен розничный товарооборот базисного периода, но отсутствуют данные о товарообороте текущего периода; кроме того, известно изменение физического объема реализации в текущем периоде по сравнению с базисным. В таком случае среднеарифметический индекс физического объема реализации овощной продукции можно рассчитать по следующей формуле:
Так как iqq0 = q1, формула этого индекса преобразуется в формулу:
Индивидуальные индексы физического объема для примера 1 равны: 0,935; 0,920; 1,015.
Физический
объем реализации данных товаров
в среднем снизился на 3,6%.
Вопрос
4. Расчет среднегармонического
индекса
Рассмотрим методику расчета среднегармонического индекса на следующем примере.
Пример 9.4.1. Имеются следующие данные о реализации отдельных видов товаров предприятия розничной торговли округа:
104,2 – 1,042
102,3 – 1,023
99
– 0,990
Среднегармонический индекс рассчитывается в том случае, когда известны только отчетные (текущие) данные, а базисные данные отсутствуют, и известно лишь изменение в процентах или в виде индивидуального индекса.
В примере 1 имеются данные о розничном товарообороте текущего периода, но отсутствуют базисные данные и определены индивидуальные индексы цен по каждой товарной группе, поэтому рассчитаем среднегармонический индекс цен:
Цены по данным товарным группам в текущем периоде по сравнению с базисным в среднем возросли на 1,9%.
Среднегармоническое, т.к. неизвестен знаменатель, а там неизвестен был числитель:
где p0 базисный, а гармоника (среднегармоническое), ip – индивидуальный индекс цен.
Вопрос
5. Расчет индексов средних
величин
Рассмотрим методику расчета индексов средних величин на примере.
Пример. Имеются следующие исходные данные о реализации продукции торговыми предприятиями акционерного общества (данные условные):
Предприятия АО | Базисный период | Отчетный период | Расчетные графы, тыс.руб. | ||||
цена, руб. (p0) | продано, шт. (q0) | цена, руб. (р1) | продано, шт. (q1) | p0q0 | p1q1 | p0q1 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6=2*3 | 7 | 8=2*5 |
1 | 60 | 110 | 70 | 95 | 6 600 | 6 650 | 5 700 |
2 | 80 | 140 | 90 | 160 | 11 200 | 14 400 | 12 800 |
Итого: | Х | 250 | Х | 255 | 17 800 | 21 050 | 18 500 |
Вычислим индекс цен переменного состава:
Вывод: цена продукции на каждом предприятии в отчетном периоде возросла по сравнению с базисным. В целом по двум предприятиям средняя цена возросла на 15,9%.
Рассчитаем индекс структурных сдвигов:
Первая часть приведенной формулы позволяет ответить на вопрос, какой была бы средняя цена в отчетном периоде, если бы цены на каждом предприятии сохранились на базисном уровне. Вторая часть формулы отражает фактическую среднюю цену базисного периода.
Вывод: за счет изменения структуры проданных товаров, цены возросли на 1,9 в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Определим индекс фиксированного или постоянного состава, который не учитывает изменение структуры продаж:
Вывод: за счет изменения цен товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным средние цены возросли на 13,8%.
Проверим взаимосвязь: