Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в изучении качества продукции, как экономической и социальной категории, определяющий направления стратегии совершенствования предприятия.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";

рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;

исследовать опыт контроля качества продукции на примере конкретного предприятия;

предложить направления стратегии совершенствования системы управления качеством продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты качества продукции, как экономической и социальной категории…………………………………………………………….5

1.1 Сущность качества продукции……………………………………………….5

1.2 Экономические показатели продукции……………………………………...9

1.3 Экономическая характеристика развития услуг в России и её регионах (на примере бытового обслуживания населения)………………………………….11

1.4 Система управление качеством продукции……………………………..…13

Глава 2. Практическое решение проблем управления качеством на предприятиях РФ………………………………………………………………...20

2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...20

2.2 Анализ системы управления качеством продукции предприятия………..22

Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»…………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….42


Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ- NEW - копия.docx

— 174.85 Кб (Скачать файл)

 

Экономические показатели необходимо рассматривать как особый вид  показателей при оценке уровня качества продукции, поскольку они тесно  взаимосвязаны практически со всеми  классификационными группами показателей (назначения, надёжности и долговечности, технологичности, стандартизации и  унификации, эргономическими, эстетическими, экономическими, безопасности и транспортабельности). Именно по этому при оценке уровня качества с помощью экономических  показателей можно отразить не только затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию, но и другие свойства изделия. С помощью экономических  показателей оценивают, например, ремонтопригодность продукции, её технологичность, уровень  стандартизации и унификации.

 

Экономические показатели учитываются  так же при определении комплексных (интегральных) показателей качества. Экономическим показателем отводится  важная роль в определении и детальном  анализе затрат на обеспечение качества изделия на разных стадиях его  жизненного цикла. В наиболее общем  случае в состав на обеспечение качества входят затраты предприятия на:

 

    • Исследование рынка для выявления основных требований потребителей к качеству выпускаемой продукции;

 

    • Проведение научно-исследовательских работ для выявления возможностей и направлений повышения качества выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка;

 

    • Разработку необходимой конструкторской и технологической документации для выпуска продукции улучшенного качества;

 

    • Подготовку производства;

 

    • Процесс производства;

 

    • Проведение испытаний новых и модернизированных образцов продукции, осуществление технического контроля качества;

 

    • Профилактику брака, предупреждение возникновения дефектов;

 

    • Проведение анализа возможных причин возникновения браков и дефектов;

 

    • Проведение различных мероприятий по обеспечению качества.

 

Экономические показатели используются не только при планировании и анализе  перечисленных затрат, но и при  обосновании уровня качества, а так  же при оценке экономической эффективности  различных вариантов повышения, обеспечения качества продукции.

 

 

 

1.3 Экономическая  характеристика развития услуг  в России и регионах (на примере бытового обслуживания населения)

 

Современная сфера обслуживания представляет собой совокупность видов  деятельности, функциональное значение которых в системе общественного  производства выражается в реализации потребностей населения в услугах.

 

Возрастание роли услуг является общемировой тенденцией развития рыночной экономики. Качество, ассортимент и  доступность предоставляемых услуг  является важнейшей составляющей формирования высокого качества жизни населения.

 

Сфера услуг России заметно  отстаёт от сферы услуг наиболее развитых постиндустриальных стран  мира. В 1990 гг. сфера услуг запада стала крупнейшим сектором национального  государства (62-74% ВВП), составлена 63-75% в общей численности занятых  и превысила 50% общего объёма. Это  говорит о необходимости капитальных  вложений, совершенствования форм и  инструментов регулирования развития сферы услуг в России.

 

Оказываемые населению услуги чрезвычайно разнообразны и включают в себя различные виды деятельности – от очень простых, не требующих  высокой квалификации, до сложных, выполнение которых требует специального образования, знаний технологий, оборудования.

 

Общероссийским классификатором  услуг населению (ОКУН) определено более 4000 видов услуг. Кроме того, деятельность в сфере услуг определяется Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности (ОКВЭД).

 

Услуги, оказываемые предприятиями  бытового обслуживания, принято делить на три основные группы:

 

    • Услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей;

 

    • Услуги, связанные с восстановлением ранее созданных потребительных стоимостей;

 

    • Услуги личного характера, направленные на человека или на окружающие условия и не фиксируемые в предметах потребления.

 

Иногда бытовые услуги называют традиционными и даже «науко- престижными», однако значимость сферы  бытового обслуживания растёт, что  определяется двумя факторами:

 

Во – первых, её социальной направленностью, значительным вкладом  в создание благоприятных условий  проживания населения в регионе;

 

Во – вторых, её широким  участием в механизмах регулирования  занятости населения;

 

Вопрос социальной и экономической  значимости бытовых услуг актуален для любого региона. В последние  годы в крупных городах России происходит перелив трудовых ресурсов из отрасли промышленности в отрасли  обслуживания: – торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание, финансовую сферу.

 

Бытовое обслуживания населения  является одной из наиболее специфических  и социально значимых отраслей сферы  платных услуг. На избирательность  потребностей большое влияние оказывают  экономические условия жизни, обычаи и традиции, социальная положение  населения, его профессиональный уровень, род занятий, место жительства и  т.д.

 

Бытовые услуги занимают важное место среди расходов населения  во всех субъектах РФ. По данным Минэкономразвития  России, в 2003 году в 26 регионах из 79 доля бытовых услуг была на 5% выше, чем  в среднем по России. В настоящее  время развитие рынка бытовых  услуг могут носить как производственный, так и социально – культурный характер. Многие бытовые услуги имеют  такой срок окупаемости (от полугода до года) и доступна для не слишком  самостоятельных инвесторов. В погоне за лёгкой прибылью часть предпринимателей не выполняют установленные нормы, что приводит к потере качества , снижению уровня безопасности и росту  цен на услуги. В то же время ряд  услуг требует серьёзных капитальных  вложений и имеет большой срок окупаемости (3-5 лет), что вызывает опасение в целесообразности инвестиций.

 

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные  трактовки понятия качество. Международная  организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение  качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных  стандартов ИСО серии 9000 вышла в  конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти  стандарты вторглись непосредственно  в производственные процессы, сферу  управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное  направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают  современные методы менеджмента  качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

 

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к  договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями  и потребителями продукции. Иными  словами, стандарты ИСО – жесткая  ориентация на потребителя.

 

1.4 Система управление  качеством продукции

 

Международные стандарты  ИСО 9000 исходят из неразрывности  и взаимовлиянии всех видов деятельности в системе менеджмента - системного подхода к деятельности организации.

 

Содержание современной  системы менеджмента качества по требованиям ИСО 9001: 2000 в значительной мере определяется набором "восьми ключевых принципов менеджмента  качества" положенных ИСО в основу формирования новой версии стандартов на системы качества.

 

Первое ориентация на потребителя: организации зависят от своих  потребителей, и поэтому должны принимать  текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

 

Второе лидерство руководителей: руководители устанавливают единство цели и направления деятельности организации; им следует создавать  и поддерживать внутреннюю среду, в  которой работники могут стать  полностью вовлеченными в решение  поставленных задач.

 

Третье вовлечение работников: работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с  выгодой использовать их способности.

 

Четвертое процессный подход: желаемый результат достигается  эффективнее, когда деятельностью  и соответствующими ресурсами управляют  как процессом.

 

Пятое системный подход: идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как  системы содействуют результативности и эффективности организации  при достижении ее целей.

 

Шестое постоянное улучшение: постоянное улучшение деятельности в целом следует рассматривать  как ее неизменную цель.

 

Седьмое принятие решений, основанное на фактах: эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

 

Восьмое взаимовыгодные отношения  с поставщиками: организация и  ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность  обеих сторон создавать ценности.

 

Качество продукции имеет  первостепенное значение для потребителей, так как именно качество определяет ее потребительскую стоимость. При  этом часто повышение качества продукции  равнозначно росту ее количества; кроме того повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объема выпуска продукции.

 

При наибольшем значении интегрального  показателя качества продукции обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, то есть максимальная эффективность для компании.

 

Управление качеством  продукции - это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем  его установления, обеспечения, поддержания. Большую роль при этом играют экономические  методы, которые охватывают такие  системы производственной деятельности, как планирование, стимулирование, ценообразование.

 

Планирование повышения  качества, установление обоснованных заданий на выпуск продукции с  определенными значениями показателей, которые должны быть достигнуты к  заданному моменту или на заданный период времени.

 

Уровень качества продукции  складывается из технического уровня изделия или качества модели. Например, для машин и оборудования уровень  качества определяют: производительность оборудования; стандартизация и унификация моделей, надежность, простота и безопасность в использовании, а также техническая  новизна и патентная чистота, долговечность, срок службы без ремонта.

 

При оценке уровня качества продукции используются как технические, так и экономические данные. Обоснование  выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:

 

    • назначения и условий использования продукции;

 

    • анализа требований потребителя;

 

    • задач управления качеством продукции;

 

    • состава и структуры характеризуемых свойств;

 

    • основных требований к показателям качества.

 

Оценка качества производится на основе показателей, отражающих функциональные свойства, моду, стиль, надежность, ремонтопригодность, сохраняемость.

 

Анализ качества продукции  включает:

 

    • характеристику качества по установленным показателям/планам;

 

    • изучение основных факторов, влияющих на качество;

 

    • расчет влияния качества на объем продукции в денежном выражении [14, c.15].

 

Среди экономических показателей  особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной  цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя.

 

Комплексные показатели используются в различных звеньях управления фирмой при экономическом обеспечении  мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности  собственных и чужих изделий.

Информация о работе Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»