Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа
Цель состоит в изучении качества продукции, как экономической и социальной категории, определяющий направления стратегии совершенствования предприятия.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";
рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;
исследовать опыт контроля качества продукции на примере конкретного предприятия;
предложить направления стратегии совершенствования системы управления качеством продукции.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты качества продукции, как экономической и социальной категории…………………………………………………………….5
1.1 Сущность качества продукции……………………………………………….5
1.2 Экономические показатели продукции……………………………………...9
1.3 Экономическая характеристика развития услуг в России и её регионах (на примере бытового обслуживания населения)………………………………….11
1.4 Система управление качеством продукции……………………………..…13
Глава 2. Практическое решение проблем управления качеством на предприятиях РФ………………………………………………………………...20
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...20
2.2 Анализ системы управления качеством продукции предприятия………..22
Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»…………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………
Таблица 2.2 - Анализ производства продукции в ОАО «ЯШЗ» за 2007-2009 годы
Авто шины |
Объем производства продукции, шт. |
Отклонение фактического выпуска продукции | |||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 к 2007 |
2009 к 2008 |
2009 к 2007 | ||||
+,- |
% |
+,- |
% |
+,- |
% | ||||
Грузовые |
3720287 |
3928822 |
4055934 |
208535 |
5,6 |
127112 |
3,2 |
335647 |
9 |
Сельско Хозяйст-венные |
249051 |
241070 |
288780 |
-7981 |
-3,2 |
47710 |
19,8 |
39729 |
16 |
Легковые |
6706047 |
6974573 |
7047545 |
268526 |
3,4 |
72972 |
1,0 |
341498 |
5 |
" Евро" |
- |
102920 |
618955 |
102920 |
- |
516035 |
501,4 |
618955 |
- |
Итого |
10675385 |
11247385 |
12011214 |
572000 |
5,4 |
763829 |
6,7 |
1335829 |
12,5 |
Анализируя данные таблицы в 2008г. по сравнению с 2007г. на 5,4%, в 2009г. по сравнению с 2008г. на 6,7% и в 2009 по сравнению с 2007г. на 12,5%. По данным таблицы составим рисунок 13, где отражена доля различных видов шин в общем объеме производства за 2009 год (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Доля различных видов шин в общем объеме производства за 2009 г.
По данным рисунка можно определить, что в общем объеме производства наибольший объем занимает легковые автошины 59%, а на втором месте стоят грузовые 34%, " Евро" 5%, а сельскохозяйственные всего 2%. Рассмотрим объем реализации продукции за 2005-2007 годы в таблице 2.3
Таблица 2.3 - Объем реализации продукции за 2007-2009 годы
Наименование показателя |
Ед. изм |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Объем производства а/шин |
шт. |
10 696 466 |
11 166 168 |
11417886 |
Объем выручки от продажи продукции, работ, услуг |
Тыс руб. |
10260587 |
12385817 |
14918708 |
Объем выручки от продажи продукции основного вида деятельности |
Тыс руб. |
10150946 |
12335370 |
14912690 |
Доля выручки от продажи продукции основного вида дея-тельности в общем объеме выручки |
% |
98,9 |
99,6 |
99,9 |
В течение трех лет у
предприятия наблюдался стабильный
рост производства продукции. Так, рост
продукции в натуральном
Основной объем производства приходится на легковые автошины, а так же видна тенденция увеличения объема производства начиная с 2008 года. Это связано с тем, что на предприятии был расширен ассортимент продукции.
Структура затрат на производство продукции в ОАО «ЯШЗ» отражена в таблице 2.4
Таблица 2.4 - Структура затрат на производство и продажу продукции основного вида деятельности за 2007-2009 годы
Наименование элементов затрат |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Сырье и материалы,% |
69,6 |
69,2 |
69,6 |
Вспомогательные материалы,% |
2,9 |
3,0 |
2,2 |
Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями,% |
2,2 |
1,5 |
1,7 |
Топливо,% |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
Энергия,% |
7,0 |
6,9 |
6,6 |
Затраты на оплату труда,% |
8,5 |
8,3 |
8,0 |
Отчисления на социальные нужды,% |
3,1 |
2,9 |
2,1 |
Амортизация основных средств,% |
1,9 |
1,6 |
1,4 |
Прочие затраты,% |
4,6 |
6,2 |
8,2 |
в том числе затраты комиссионера,% |
1,5 |
3,0 |
3,0 |
лизинговые платежи,% |
0,0 |
0,2 |
2,0 |
спец. маршрут,% |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
услуги управления безопасности,% |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
добровольное медицинское страхование,% |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Итого затраты на производство и продажу продукции основного вида деятельности,% |
100 |
100 |
100 |
Выручка от продажи продукции основного вида деятельности, в% к себестоимости |
102,7 |
104,4 |
103,5 |
По таблице 2.4 видно, что
наибольшее количество затрат приходится
на статью материалы и сырье, так
в общей структуре затрат приходится
69%. В течение трех лет структура
затрат изменилась. Эти изменения
связаны с переходом
Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством (на примере ОАО «ЯШЗ»)
Задачами анализа качества произведенной продукции ОАО «ЯШЗ» являются: выполнение плана по уровню показателей качества произведенной продукции; изучение динамики показателей качества; причины изменения показателей качества; влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.
Виды качества: высокое -
товар превосходит по своим характеристикам
аналоги, цена на товар высокая; конкурентоспособное
- товар соответствует
Качество продукции
Цель повышения качества
товара ОАО «ЯШЗ» заключается
в повышении его
Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Для оценки выполнения плана по качеству необходимо рассчитать долю продукции каждого сорта в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средняя доля изделия в сопоставимых условиях (таблица 3.1.).
Таблица 3.1. - Оценка качества продукции легковых шин за 2007-2009 годы
Рассчитаем потери от брака за период 2007-2009гг.
Сорт продукции |
Цена за ед. продукции, руб. |
Выпуск продукции, шт. |
Стоимость выпуска продукции, тыс. руб. | ||||
по цене первого сорта | |||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||
1 |
150 |
21600 |
26112 |
3240,0 |
3916,8 |
3240,0 |
3916,8 |
2 |
100 |
28800 |
29184 |
2880,0 |
2918,4 |
4320,0 |
4377,6 |
3 |
50 |
21600 |
1080,0 |
1080,0 |
54 |
3240,0 |
162 |
Итого |
72000 |
56376 |
7200,0 |
6889,2 |
10800,0 |
8456,4 |
В 2007 году себестоимость
забракованной продукции
В 2008 году себестоимость
забракованной продукции
В 2009 году себестоимость
забракованной продукции
Таким образом, потери от брака в 2007г. составили 213,8 тыс. руб.; в 2008г. составили 154,4 тыс. руб., а 2009г. - 110,6 тыс. руб.
Основными причинами потерь от брака в ОАО «ЯШЗ» были:
Для определения потерь товарной
продукции следует знать
Таким образом, потери товарной продукции в 2007г. составили 143,3 тыс. руб.; в 2008г. составили 86,5 тыс. руб., а 2009г. они были 51 тыс. руб.
За анализированный период 2007-2009гг. самый высокий уровень потерь от брака был в 2007 году, его сумма составила 213,8 тыс. руб. и потери товарной продукции 143,3 тыс. руб.
В 2008 году потери от брака снижены до 154,4 тыс. руб., так же снижены потери товарной продукции до суммы 86,5 тыс. руб. В 2009 году зафиксирован самый низкий уровень потерь за трех летний период, который составил: потери от брака - 110,6 тыс. руб. и потери товарной продукции - 51тыс. руб. Снижение потерь в ОАО «ЯШЗ» связанно с тем, что увеличился объем товарной продукции за счет выпуска автошин EURO.
Таким образом, В ОАО «ЯШЗ»
в течение трех лет увеличился
объем производства продукции на
12,5%, и снижены потери бракованной
продукции благодаря тому, что
на предприятии ведется
Планирование повышения качества продукции на предприятии ОАО «ЯШЗ» должно быть основано, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о продукции в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества должны учитывать также результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научный исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.
Предприятие ОАО «ЯШЗ»
имеющее собственные научно-
Планируемые задания и
обязательства по повышению качества
продукции на предприятии ОАО
«ЯШЗ» должны быть согласованы с
другими разделами планов предприятия,
а также обеспечены необходимыми
материальными, трудовыми и финансовыми
ресурсами. Планируемые изменения
себестоимости продукции, прибыли,
рентабельности производства, численности
работников, их заработной платы, суммы
капитальных вложений и т.д., связанные
с проведением мероприятий по
повышению качества продукции, должны
быть подтверждены соответствующими расчетами.
Для того чтобы обеспечить предусмотренное
в планах улучшение качества собственной
продукции, ОАО «ЯШЗ» должны требовать
от своих поставщиков
В состав плана ОАО «ЯШЗ» по повышению качества продукции могут входить как отдельные показатели, так и целые комплексы мероприятий, направленных на улучшение качества. Основу плана повышения качества продукции на ОАО «ЯШЗ» составляет бережливое производство.
Бережливое производство - концепция менеджмента, созданная на Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Целями бережливого производства являются:
Информация о работе Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»