Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в изучении качества продукции, как экономической и социальной категории, определяющий направления стратегии совершенствования предприятия.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";

рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;

исследовать опыт контроля качества продукции на примере конкретного предприятия;

предложить направления стратегии совершенствования системы управления качеством продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты качества продукции, как экономической и социальной категории…………………………………………………………….5

1.1 Сущность качества продукции……………………………………………….5

1.2 Экономические показатели продукции……………………………………...9

1.3 Экономическая характеристика развития услуг в России и её регионах (на примере бытового обслуживания населения)………………………………….11

1.4 Система управление качеством продукции……………………………..…13

Глава 2. Практическое решение проблем управления качеством на предприятиях РФ………………………………………………………………...20

2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...20

2.2 Анализ системы управления качеством продукции предприятия………..22

Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»…………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….42


Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ- NEW - копия.docx

— 174.85 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2 - Анализ производства продукции в ОАО «ЯШЗ» за 2007-2009 годы

Авто

шины

Объем производства продукции, шт.

Отклонение фактического выпуска продукции

2007

2008

2009

2008 к 2007

2009 к 2008

2009 к 2007

+,-

%

+,-

%

+,-

%

Грузовые

3720287

3928822

4055934

208535

5,6

127112

3,2

335647

9

Сельско

Хозяйст-венные

249051

241070

288780

-7981

-3,2

47710

19,8

39729

16

Легковые

6706047

6974573

7047545

268526

3,4

72972

1,0

341498

5

" Евро"

-

102920

618955

102920

-

516035

501,4

618955

-

Итого

10675385

11247385

12011214

572000

5,4

763829

6,7

1335829

12,5


 

Анализируя данные таблицы  в 2008г. по сравнению с 2007г. на 5,4%, в 2009г. по сравнению с 2008г. на 6,7% и в 2009 по сравнению с 2007г. на 12,5%. По данным таблицы  составим рисунок 13, где отражена доля различных видов шин в общем  объеме производства за 2009 год (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Доля различных  видов шин в общем объеме производства за 2009 г.

 

По данным рисунка можно  определить, что в общем объеме производства наибольший объем занимает легковые автошины 59%, а на втором месте  стоят грузовые 34%, " Евро" 5%, а  сельскохозяйственные всего 2%. Рассмотрим объем реализации продукции за 2005-2007 годы в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 - Объем реализации продукции за 2007-2009 годы

Наименование показателя

Ед.

изм

2007 год

2008 год

2009 год

Объем производства а/шин

шт.

10 696 466

11 166 168

11417886

Объем выручки от продажи  продукции, работ, услуг

Тыс руб.

10260587

12385817

14918708

Объем выручки от продажи  продукции основного вида деятельности

Тыс руб.

10150946

12335370

14912690

Доля выручки от продажи  продукции основного вида дея-тельности  в общем объеме выручки

%

98,9

99,6

99,9


 

В течение трех лет у  предприятия наблюдался стабильный рост производства продукции. Так, рост продукции в натуральном выражении  за 2009 год по сравнению с 2007 годом  составил 721420 шт. шин.

 

Основной объем производства приходится на легковые автошины, а  так же видна тенденция увеличения объема производства начиная с 2008 года. Это связано с тем, что на предприятии  был расширен ассортимент продукции.

 

 

Структура затрат на производство продукции в ОАО «ЯШЗ» отражена в таблице 2.4

 

Таблица 2.4 - Структура затрат на производство и продажу продукции  основного вида деятельности за 2007-2009 годы

Наименование элементов  затрат

2007 год

2008 год

2009 год

Сырье и материалы,%

69,6

69,2

69,6

Вспомогательные материалы,%

2,9

3,0

2,2

Работы и услуги производственного  характера, выполненные сторонними организациями,%

2,2

1,5

1,7

Топливо,%

0,2

0,4

0,3

Энергия,%

7,0

6,9

6,6

Затраты на оплату труда,%

8,5

8,3

8,0

Отчисления на социальные нужды,%

3,1

2,9

2,1

Амортизация основных средств,%

1,9

1,6

1,4

Прочие затраты,%

4,6

6,2

8,2

в том числе

затраты комиссионера,%

1,5

3,0

3,0

лизинговые платежи,%

0,0

0,2

2,0

спец. маршрут,%

0,6

0,7

0,7

услуги управления безопасности,%

0,4

0,5

0,4

добровольное медицинское  страхование,%

0,3

0,3

0,3

Итого затраты на производство и продажу продукции основного  вида деятельности,%

100

100

100

Выручка от продажи продукции  основного вида деятельности, в% к  себестоимости

102,7

104,4

103,5


 

По таблице 2.4 видно, что  наибольшее количество затрат приходится на статью материалы и сырье, так  в общей структуре затрат приходится 69%. В течение трех лет структура  затрат изменилась. Эти изменения  связаны с переходом предприятия  ОАО "ЯШЗ" на давальческую схему  работы. Выручка от продажи продукции  основного вида деятельности в 2007г. составляла 102,7% к себестоимости, а  в 2009г.103,5%.

 

 

 

Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством (на примере ОАО «ЯШЗ»)

 

Задачами анализа качества произведенной продукции ОАО  «ЯШЗ» являются: выполнение плана  по уровню показателей качества произведенной  продукции; изучение динамики показателей  качества; причины изменения показателей  качества; влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.

 

Виды качества: высокое - товар превосходит по своим характеристикам  аналоги, цена на товар высокая; конкурентоспособное - товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя; низкое - товар уступает по качественным характеристикам аналогам, цена низкая; неконкурентоспособное - качество товара либо устарело, либо не выдерживает  стандартов, необходимо снять товар.

 

Качество продукции фиксируется  в следующих нормативно-правовых документах: государственные стандарты (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); региональные стандарты (РСТ); стандарты предприятия (СП); технические условия (ТУ); стандарты  научно-технических обществ; международные  стандарты и правила.

 

Цель повышения качества товара ОАО «ЯШЗ» заключается  в повышении его потребительской  ценности.

 

Высокий уровень качества продукции способствует повышению  спроса на нее и увеличению суммы  прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

 

Для оценки выполнения плана  по качеству необходимо рассчитать долю продукции каждого сорта в  общем объеме производства; средний  коэффициент сортности; средняя  доля изделия в сопоставимых условиях (таблица 3.1.).

 

 

 

Таблица 3.1. - Оценка качества продукции легковых шин за 2007-2009 годы

Рассчитаем потери от брака  за период 2007-2009гг.

Сорт продукции

Цена за ед. продукции, руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска продукции, тыс. руб.

 

по цене

первого сорта

план

факт

план

факт

план

факт

1

150

21600

26112

3240,0

3916,8

3240,0

3916,8

2

100

28800

29184

2880,0

2918,4

4320,0

4377,6

3

50

21600

1080,0

1080,0

54

3240,0

162

Итого

 

72000

56376

7200,0

6889,2

10800,0

8456,4


 

В 2007 году себестоимость  забракованной продукции составила 260,648 тыс. руб.; расходы по исправлению  брака были на сумму 36,5 тыс. руб.; себестоимость  брака по цене возможного использования  составила 75,59 тыс. руб., а сумма удержаний  с виновных лиц была на 7,8 тыс. руб.

 

В 2008 году себестоимость  забракованной продукции составила 188,4 тыс. руб.; расходы по исправлению  брака были на сумму 26,38 тыс. руб.; себестоимость  брака по цене возможного использования  составила 54,64 тыс. руб., а сумма удержаний  с виновных лиц была на 5,7 тыс. руб.

 

В 2009 году себестоимость  забракованной продукции составила 134,9 тыс. руб.; расходы по исправлению  брака были на сумму 18,89 тыс. руб.; себестоимость  брака по цене возможного использования  составила 38,12 тыс. руб., а сумма удержаний  с виновных лиц была на 4,1 тыс. руб.

 

Таким образом, потери от брака  в 2007г. составили 213,8 тыс. руб.; в 2008г. составили 154,4 тыс. руб., а 2009г. - 110,6 тыс. руб.

 

Основными причинами потерь от брака в ОАО «ЯШЗ» были:

 

    • плохое качество сырья;

 

    • низкий уровень технологии и организации производства;

 

    • невысокий уровень квалификации рабочих, качества оборудования;

 

    • аритмичность производства.

 

Для определения потерь товарной продукции следует знать фактический  уровень рентабельности.

 

Таким образом, потери товарной продукции в 2007г. составили 143,3 тыс. руб.; в 2008г. составили 86,5 тыс. руб., а 2009г. они были 51 тыс. руб.

 

За анализированный период 2007-2009гг. самый высокий уровень  потерь от брака был в 2007 году, его  сумма составила 213,8 тыс. руб. и потери товарной продукции 143,3 тыс. руб.

 

В 2008 году потери от брака  снижены до 154,4 тыс. руб., так же снижены  потери товарной продукции до суммы 86,5 тыс. руб. В 2009 году зафиксирован самый  низкий уровень потерь за трех летний период, который составил: потери от брака - 110,6 тыс. руб. и потери товарной продукции - 51тыс. руб. Снижение потерь в ОАО «ЯШЗ» связанно с тем, что увеличился объем товарной продукции  за счет выпуска автошин EURO.

 

Таким образом, В ОАО «ЯШЗ»  в течение трех лет увеличился объем производства продукции на 12,5%, и снижены потери бракованной  продукции благодаря тому, что  на предприятии ведется планирование качества продукции.

 

Планирование повышения  качества продукции на предприятии  ОАО «ЯШЗ» должно быть основано, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов  потребителей о продукции в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества должны учитывать также результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических  условий, результаты научный исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.

 

Предприятие ОАО «ЯШЗ»  имеющее собственные научно-исследовательские  подразделения, осуществляет не только текущее, но и перспективное планирование качества своей продукции, а также  его прогнозирование. При этом источниками  информации служат фактические показатели качества и эффективности продукции, нормативно-техническая документация, патенты, научные разработки и материалы  экспертных оценок. В зависимости  от временного периода, стоящих задач  и типа продукции могут применяться  различные методы прогнозирования: моделирование, экспертные оценки, математическая статистика, экстраполяция и др.

 

Планируемые задания и  обязательства по повышению качества продукции на предприятии ОАО  «ЯШЗ» должны быть согласованы с  другими разделами планов предприятия, а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми  ресурсами. Планируемые изменения  себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности  работников, их заработной платы, суммы  капитальных вложений и т.д., связанные  с проведением мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами. Для того чтобы обеспечить предусмотренное  в планах улучшение качества собственной  продукции, ОАО «ЯШЗ» должны требовать  от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемого  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции. Необходимо также оказывать разнообразную  помощь предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы  подобной помощи, а также расходы  на ее оказание должны быть предметом  планирования повышения качества на предприятии.

 

В состав плана ОАО «ЯШЗ»  по повышению качества продукции  могут входить как отдельные  показатели, так и целые комплексы  мероприятий, направленных на улучшение  качества. Основу плана повышения  качества продукции на ОАО «ЯШЗ»  составляет бережливое производство.

 

Бережливое производство - концепция менеджмента, созданная  на Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации  бизнеса каждого сотрудника и  максимальную ориентацию на потребителя. Целями бережливого производства являются:

 

    • сокращение трудозатрат,

 

    • сокращение сроков разработки новой продукции,

 

    • сокращение сроков создания продукции,

Информация о работе Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»