Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в изучении качества продукции, как экономической и социальной категории, определяющий направления стратегии совершенствования предприятия.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";

рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;

исследовать опыт контроля качества продукции на примере конкретного предприятия;

предложить направления стратегии совершенствования системы управления качеством продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты качества продукции, как экономической и социальной категории…………………………………………………………….5

1.1 Сущность качества продукции……………………………………………….5

1.2 Экономические показатели продукции……………………………………...9

1.3 Экономическая характеристика развития услуг в России и её регионах (на примере бытового обслуживания населения)………………………………….11

1.4 Система управление качеством продукции……………………………..…13

Глава 2. Практическое решение проблем управления качеством на предприятиях РФ………………………………………………………………...20

2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...20

2.2 Анализ системы управления качеством продукции предприятия………..22

Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»…………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….42


Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ- NEW - копия.docx

— 174.85 Кб (Скачать файл)

 

Обобщающие показатели качества используются на уровне национальных экономик, расчетов. В качестве таковых  используют удельный вес конкурентоспособной  продукции в общем объеме промышленной продукции в стране. На основе показателей  качества продукции осуществляется сравнение их значений по отдельным  изделиям и их совокупностям с  эталонными (базовыми) значениями.

 

Помимо показателей качества продукции, используются показатели качества труда, непосредственно не отражающие качество изделий в экономическом  понимании этой категории, но характеризующие  уровень их изготовления в сравнении  с требованиями, зафиксированными в  нормативно-технической документации. Такими показателями служат: процент  выявления в заводских условиях бракованных изделий; процент изделий  с производственными дефектами, выявленными в процессе эксплуатации изделий. Все дело в том, что эта  концепция, как и множество других, наводнивших наш бизнес идей, таких, как "шесть сигм", "пять С", TQM (всеобщая система управления качеством), TPM (всеобщая система обеспечения  деятельности производства), JIT (точно  в срок), КАНБАН и других подобных, являются компонентами огромной цельной  системы японского менеджмента  Кайдзен (постоянные улучшения), основанной на идеях Деминга, Джурана, Фейгенбаума  и их японских коллег Тагути и Сингу. Внимательное изучение других концепций, выдаваемых за новое последнее слово  в построении эффективного менеджмента, изложенных во многих книгах, заполнивших  отечественные прилавки, таких, как BSC (система сбалансированных показателей), ABC (учет, основанный на процессном подходе), BPR (реинжиниринг бизнес-процессов), Agile Manufacturing System (быстрореагирующая система  производства), Synchronous Manufacturing System (система  синхронного производства), оказываются  менее эффективным воплощением  тех же идей. То есть это всего  лишь системы, облегчающие переход  от централизованного жесткого управления бизнесом к бизнесу, основанному  на вовлечении работников и превалировании горизонтальных подходов к управлению над вертикальными. С этой точки  зрения и различные классические варианты MRP и ERP также обеспечивают поддержку уходящим в прошлое  неэффективным концепциям бизнеса. На смену им приходят различные варианты представления Кайдзен, одним из важнейших компонентов которого является Lean Production.

 

В основе концепции лежит  оптимизация процессов путем  их ранжирования по признакам, определяемым понятиями Муда. Под этими понятиями  подразумеваются процессы, которые  не приносят добавленной ценности потребителям, или уменьшают ее.

 

Реализация концепции  возможна в двух вариантах: либо для  получения разового результата, либо для создания постоянно улучшающегося  бизнеса.

 

В первом случае набор разовых  мероприятий напоминает то, что делается при реинжиниринге бизнес-процессов. Во втором случае создание бережливого  производства фактически означает освоение почти всех элементов Кайдзен.

 

Такое освоение реализуется  несколькими последовательными  и параллельными шагами.

 

Все начинается с наведения  порядка и наглядной демонстрации неудобств, вызванных большими запасами. Для этого необходимо внедрить концепцию 5С (S), чтобы каждый работающий смог понять и прочувствовать необходимость  самоорганизации и исключения превышения некоторого разумного минимума.

 

Параллельно необходимо провести огромную работу по делегированию полномочий и доведению стратегических целей  от высшего уровня вплоть до рабочих, в соответствии с их квалификациями и способностями. Эта работа сочетается с постановкой маркетинга и выстраиванием  цепочек внутренних потребителей и  поставщиков, ориентированных на потребителей.

 

Цепочки внутренних потребителей и поставщиков необходимо превратить в последовательности процессов. Это  даст возможность сформировать потоки создания ценностей, как для внутренних, так и для внешних потребителей. Эти потоки нужно распространить на поставщиков, что позволит минимизировать дискретности и разовые объемы поставок с максимальным приближением их к  реальным потребностям процессов. Фактически речь идет о подготовке к внедрению  бережливого производства по всем предприятиям и сетям поставщиков. Превращение  сетей поставок в потоки означает также непрерывность движения перерабатываемых в процессах ресурсов в ритме, задаваемом потребителями (еще одна модная концепция - Supply Chain Management) по принципу вытягивания. Таким образом, автоматически  получается система "точно в срок". Все это приводит к созданию тотальной  системы вовлечения работников в  процессы создания ценностей в соответствии с целями предприятия.

 

Следующие шаги по созданию бережливого производства осуществляются уже фактически с помощью и  на основе тотальных инициатив по повышению качества и уменьшению издержек. Искусное направление этих инициатив в сторону поддержания  непрерывного движения потока с помощью  инфраструктуры (оборудования и оптимально планируемых помещений) приводит нас  к технологии TPM (Total Productive Maintenance).

 

Такая последовательность действий ведет к тому, что на предприятии  начинает работать система тотального обеспечения качества и уменьшения издержек. Рабочие, инженеры и менеджеры, направляя свои усилия на устранение причин несоответствий и лишних и  вредных издержек, в рамках периодических  мероприятий по прорывным улучшениям способны совместными усилиями создать  бережливое производство, как высшую форму эффективного бизнеса. Естественно, все вышесказанное касается не только производственных, но и других процессов  на предприятии.

 

В бережливом производстве особое значение имеет информационное обеспечение, которое также принимает  характер универсального средства, поддерживающего  непрерывность потоков и их эффективность. Однако растут требования и к эффективности  самого информационного обеспечения. Поэтому обязательно наличие  в системе четкого управленческого  учета, обеспечивающего пользователей  только релевантной информацией, которая  всегда достоверна, своевременна и  объективна. Кроме того, информация должна быть представлена в форме, понятной ее потребителю, в виде, позволяющем  очень быстро принять правильное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое решение проблем управления качеством  на

 

предприятиях  РФ

 

2.1 Краткая характеристика  объекта исследования

 

В качестве объекта исследования проблем управления качеством было выбрано Открытое акционерное общество ОАО "ЯШЗ" - это крупнейшее российское предприятие шинной промышленности. Предприятие было создано в 1971 году как базовое производство шин.

 

Продукция ОАО «ЯШЗ»:

 

    • Автошины для грузовых и легковых автомобилей;

 

    • Грузовые автомобильные шины;

 

    • Легковые автомобильные шины;

 

    • Сельхозшины.

 

В 2007 году в ОАО «ЯШЗ»  был проведен сертификационный аудит. Предприятие сертифицировалось  органом по сертификации TUV SERT (Германия). Сертифицирующих фирм в мире достаточно, однако TUV SERT входит в пятерку мировых  лидеров, и иметь Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям  международного стандарта ИСО 9001: 2000. престижно и ответственно.

 

Действенность системы контроля качества подтверждена сертификатом соответствия системы качества Международному стандарту  ИСО 9001: 2000. Получен сертификат соответствия СЭМ применительно к проектированию и производству шин для различных  видов транспорта и сельскохозяйственной техники требованиям международного стандарта ИСО 14001: 2004. Сертификат является признанием огромной работы, которую  ОАО «ЯШЗ» проводит в области  охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности.

 

Качество продукции обеспечивается не только жестким выходным контролем, но контролем всех этапов создания шины, включая этапы проектирования шины, работы с поставщиками сырья, обеспечения точности и стабильности технологических процессов, а также  хранения и отгрузки готовой продукции.

 

Предприятие обладает испытательной  базой, достаточной для полной и  объективной оценки качества выпускаемой  продукции. Центральная заводская  лаборатория аттестована ТатЦСМС, а лаборатория испытаний шин  аккредитована Госстандартом России на техническую компетентность. Действенность  системы контроля качества подтверждена сертификатами соответствия системы  качества Международному стандарту  ИСО 9001. Соответствие шин государственным  стандартам и международным требованиям  подтверждено сертификатами соответствия в системе ГОСТ и ЕЭКООН. ОАО  «ЯШЗ» имеет большой творческий потенциал в лице высококвалифицированных  инженерно-технических работников, специалистов и рабочих, благодаря  усилиям которых, предприятие способно выпускать шины для любых условий  эксплуатации.

 

Около 20% продукции Компании экспортируется в страны ближнего и  дальнего зарубежья. ОАО «ЯШЗ» уже 7 лет работает в системе менеджмента  качества, соответствующей требованиям  международных стандартов ИСО 9001.

 

Постоянно модернизируя действующее  производство, Компания уделяет большое  внимание строительству новых современных  линий и производств. Организация  производства высокоэффективных легковых радиальных шин и строительство  нового подготовительного производства с внедрением новейших технологий ведущих  мировых производителей шин говорят  о том, что продукция отвечает самым строгим требованиям потребителей.

 

Одним из основных приоритетов  Компании является охрана окружающей среды и обеспечение производственной и промышленной безопасности.

 

ОАО «ЯШЗ» - социально ориентированное  предприятие. Шефская помощь учебным  заведениям, благотворительная помощь общественным организациям ветеранов  и инвалидов, учреждениям образования  и здравоохранения, спонсорская  помощь спортсменам, деятелям культуры и искусства, финансовая помощь пенсионерам - далеко не полный перечень направлений  социальной политики, реализуемой Компанией.

 

2.2 Анализ системы  управления качеством продукции  предприятия

 

В настоящее время на предприятии  реализуется проект ОАО "Татнефть" по выпуску высокоэффективных легковых шин на основе технологии "Пирелли" мощностью 2 млн. штук в год.

 

Работники ОАО «ЯШЗ» неукоснительно соблюдают требования заказчиков, нормативных  актов и документов ко всем видам  управленческой и производственной деятельности. Такая позиция создает  прочную основу для эффективной  работы предприятия, благополучия сотрудников, акционеров, инвесторов и взаимовыгодного  сотрудничества со смежниками (субподрядчиками). Вытекающая из этой позиции стратегия  ОАО «ЯШЗ» базируется на следующих  принципах:

 

Первый ориентация на потребителя  на долгосрочный период и предполагает понимание не только текущих, но и  будущих потребностей заказчиков и  стремление выполнить их с возможным  опережением. Принцип ориентации на заказчика распространяется также  и на отношения подразделений (сотрудников) внутри предприятия;

 

Второй лидерство: ориентация управленческой вертикали, пронизывающей  все предприятие на реализацию его  политики, постановку глобальных целей  и их декомпозицию по всем уровням  и направлениям развития. Принципиальные решения руководства по построению и совершенствованию системы  менеджмента качества (СМК) предприятия  конкретизируются и развиваются  целенаправленными и согласованными действиями отдела СМК и других подразделений. Управленческий персонал создает творческую атмосферу, в которой все работники  становятся полностью вовлеченными в достижение поставленных целей;

 

Третий вовлеченность  сотрудников в создание продукции (услуг) необходимого качества, в поиск  и реализацию всех возможностей для  совершенствования СМК предприятия. Любые исследования и проверки направлены на поиск путей совершенствования, а не на наказание виновных;

 

Четвертый процессный подход: любая деятельность в СМК предприятия  рассматривается как процесс, в  котором определены вход, выход и  последовательность действий, который  обеспечивается необходимыми ресурсами, и управление которым осуществляется по определенным критериям эффективности;

 

Пятый системный подход к  управлению: согласованное распределение  функций (задач, обязанностей) и полномочий между взаимосвязанными процессами (элементами) СМК и управление системой с целью оптимального использования  ресурсов для стабильного выпуска  продукции требуемого качества;

 

Шестой, постоянное улучшение: нацеленность всех работников на поиск  и реализацию возможностей для постоянного  улучшения СМК (предприятие, которое  не совершенствует СМК, не может быть конкурентоспособным);

 

Седьмой, принятие решений, основанное на фактах: все решения  в СМК принимаются на основе количественного, логического и экспертного анализа  объективной информации и данных;

 

Восьмой взаимовыгодные отношения  с поставщиками: ОАО «ЯШЗ» взаимодействуя с поставщиками, создает базу для  взаимовыгодного сотрудничества.

 

Для результативного и  эффективного функционирования предприятия  руководство ОАО определяет и  управляет многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Действие по использованию  и управлению ресурсами для преобразования входов в выходы рассматривается  как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно  вход следующего. Упрощенно процессный подход показан на рисунке 2.1

Информация о работе Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»