Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:12, курсовая работа
Актуальность исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.
Введение
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Интернет-аддикция как новый вид зависимости
1.2.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости
1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости
1.2.3 Классификация Интернет-зависимости
1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте
1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернет у подростков
1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования
2.1 Состав испытуемых
2.2 Материалы и методы исследования
2.2.1 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко
2.2.2 Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)
2.2.3 Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова
Глава III. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования
3.1. Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
3.2. Клинико-психологическая характеристика подростков эпилептоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
3.3. Клинико-психологическая характеристика подростков шизоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
3.4 Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков, относящихся к различным психотипам
Заключение
Список использованной литературы
4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [20].
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им (см. приложение 1)
Общие чертами компьютерной
зависимости является характерный
ряд психологических и
Психологические симптомы:
Физические симптомы:
Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:
1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
2. Киберотношения. Зависимость
от дружеских отношений,
3. Чрезмерная сетевая
вовлеченность. Включает в
4.Информационная перегрузка.
Чрезмерная вовлеченность в
5.Компьютерная зависимость.
Навязчивые состояния в
1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях [11].
По статистике, к кибер-зависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной [2].
Социальная дезориентация
выражается в низкой самооценке, в
избегании проблем и
Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости [20]. Распознать появление у человека киберсексуальной зависимости поможет выявление первых признаков (см. приложение 2).
Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры [12].
Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:
1) возможность анонимного общения;
2) возможность для
реализации представлений,
3) чрезвычайно широкая
возможность поиска нового
4)неограниченный доступ к информации [20].
1.2.3 Классификация Интернет-зависимости
Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:
Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
Пристрастие к виртуальному
общению и виртуальным
Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом
1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте
1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернета у подростков:
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации) [5].
Исследование "Фонда
Развития Интернет", проведенное
Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой
позволило определить круг потребностей,
которые подростки
Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком странном и необычном месте, как киберпространство.
Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.
Интимность и принадлежность.
В процессе взросления человек знакомится
с различными аспектами интимных
отношений, в особенности с противоположны
Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.
Известно, что психология подросткового возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей". По результатам исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников .
Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве [13].
Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска .
1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [5].
Интернет-аддикция почти
единогласно признается негативным
направлением трансформации личности,
преобразования деятельности (ее мотивационных,
целеобразующих и операциональных
составляющих), опосредствованной
Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:
1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная [4].
Перечисленные последствия
применения информационных технологий
в виде глобальных преобразований личности
лишь в незначительном объеме стали
предметом фундаментальных
Хакерство
Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство [6;16]. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.
Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - ассоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка.