Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.2 Интернет-аддикция как новый вид зависимости

1.2.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости

1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости

1.2.3 Классификация Интернет-зависимости

1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте

1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернет у подростков

1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка

Глава II. Состав испытуемых и методы исследования

2.1 Состав испытуемых

2.2 Материалы и методы исследования

2.2.1 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко

2.2.2 Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)

2.2.3 Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова

Глава III. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования

3.1. Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.2. Клинико-психологическая характеристика подростков эпилептоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.3. Клинико-психологическая характеристика подростков шизоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.4 Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков, относящихся к различным психотипам


Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

4. жалобы окружающих  на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [20].

Более развернутую систему  критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им (см. приложение 1)

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный  ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между  собой:

Психологические симптомы:

      1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
      2. невозможность остановиться;
      3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
      4. пренебрежение семьей и друзьями;
      5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
      6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
      7. проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  2. сухость в глазах;
  3. головные боли по типу мигрени;
  4. боли в спине;
  5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  6. пренебрежение личной гигиеной;
  7. расстройства сна, изменение режима сна .

Признанный авторитет  в этой области К. Янг из Питсбургского  университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:

1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.

2. Киберотношения. Зависимость  от дружеских отношений, завязанных  в комнатах общения, интерактивных  играх и конференциях, которая  заменяет реальных друзей и  семью.

3. Чрезмерная сетевая  вовлеченность. Включает в себя  вовлечение в азартные сетевые  игры, зависимость от интерактивных  аукционов и навязчивое состояние  торговли через сеть.

4.Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение  вебсайтов и поиск по базам данных.

5.Компьютерная зависимость.  Навязчивые состояния в компьютерных  играх или в программировании, в основном среди детей и подростков [20].

 

1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости

 

Если сравнивать Интернет-зависимость  с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях [11].

По статистике, к кибер-зависимости  склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной [2].

Социальная дезориентация  выражается в низкой самооценке, в  избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.

Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости [20]. Распознать появление у человека киберсексуальной зависимости поможет выявление первых признаков (см. приложение 2).

Интернет удовлетворяет  многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры [12].

Подводя итоги, ответим  на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:

1) возможность анонимного  общения;

2) возможность для  реализации представлений, фантазий  с обратной связью (в том числе  возможность создавать новые  образы "Я"; вербализация представлений  и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

3) чрезвычайно широкая  возможность поиска нового собеседника,  удовлетворяющего практически любым;

4)неограниченный доступ к информации [20].

 

 

 

1.2.3 Классификация Интернет-зависимости

 

Основные 6 типов интернет-зависимости  таковы:

Навязчивый веб-серфинг  — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам  — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

Игровая зависимость  — навязчивое увлечение компьютерными  играми по сети.

Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в  азартные игры, ненужные покупки в  интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

Пристрастие к просмотру  фильмов через Интернет, когда  больной может провести перед  экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или  передачу.

Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом

 

1.3 Особенности  Интернет-зависимости в подростковом возрасте

 

1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернета у подростков:

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации) [5].

Исследование "Фонда  Развития Интернет", проведенное  Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют  с помощью Интернета . Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.

Будет не лишним повторить  простые и хорошо известные аспекты взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком странном и необычном месте, как киберпространство.

Идентификация. Подростки  пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.

Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

Сепарация от родителей  и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.

Известно, что психология подросткового возраста тесно связана  с проблемой "отцов и детей". По результатам исследований Р.Ф. Теперик  в семьях подростков, характеризующихся  патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников .

Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный  и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве [13].

Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы  риска формирования Интернет-зависимости  связаны со следующими личностными  особенностями подростков: склонностью  к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска .

 

 

1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [5].

Интернет-аддикция почти  единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных  составляющих), опосредствованной взаимодействием  с Интернетом [3].

Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная [4].

Перечисленные последствия  применения информационных технологий в виде глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали  предметом фундаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер постановки проблемы.

Хакерство

Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует  личностную трансформацию, известную как хакерство [6;16]. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.

Посвященных данному  феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - ассоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка.

Информация о работе Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков