Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.2 Интернет-аддикция как новый вид зависимости

1.2.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости

1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости

1.2.3 Классификация Интернет-зависимости

1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте

1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернет у подростков

1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка

Глава II. Состав испытуемых и методы исследования

2.1 Состав испытуемых

2.2 Материалы и методы исследования

2.2.1 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко

2.2.2 Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)

2.2.3 Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова

Глава III. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования

3.1. Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.2. Клинико-психологическая характеристика подростков эпилептоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.3. Клинико-психологическая характеристика подростков шизоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.4 Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков, относящихся к различным психотипам


Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Из диаграммы 3.12. видно, что у 30% подростков эпилептоидного психотипа, у 50% подростков циклоидного и у 38% испытуемых подростков шизоидного психотипа выявлен средний уровень интернет-зависимости. Это говорит о том, что у таких подростков есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом.

 

Таким образом, у подростков как эпилептоидного, циклоидного, так и шизоидного психотипа не выявлено высокого уровня интернет – зависимости. Это говорит о том, что интернет-зависимость не зависит от личностно-типологических особенностей подростков, то есть наша гипотеза не подтвердилась.

Заключение:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния Интернета  на личность подростков показал, что Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы.

Подростковый возраст  относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость.

   В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.

 

 В ходе проведения  экспериментально – психологического  исследования, целью которого было  выявление личностно-типологических  особенностей Интернет зависимых подростков было установлено, что в подростковой среде преобладают три типа характера: эпилептоидный, циклоидный и шизоидный. Так же было выявлено, что у подростков всех психотипов высокий уровень компьютерной игровой зависимости, а Интернет-зависимость у них на среднем уровне. Это говорит о том что в подростковой среде преобладают компьютерные игры, а не время препровождения в социальных сетях. Вследствие чего выдвинутая гипотеза не подтвердилась, что формирование Интернет-аддикции у подростков имеет определенную специфику, которая определяется личностно-психотипологическими особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Арестова О.Н., Бабанин  Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация  в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.

2. Арестова О.Н., Бабанин  Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация  пользователей Интернета. Гуманитарные  исследования в Интернете / Под  ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

3. Бабаева Ю. Д, Войскунский  А.Е. Психологические последствия  информатизации // Психологический  журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.

4. Бабаева Ю.Д., Войскунский  А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие  на личность. Гуманитарные исследования  в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

5. Балонов И.М. "Компьютер  и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

6. Вейценбаум Дж. Возможности  вычислительных машин и человеческий  разум // От суждений к вычислениям.  М.: 1982.

7. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6.

8. Войскунский А.Е.  Общение, опосредованное компьютером/  Диссертация кандидата психологических  наук. М., 1990.

9. Войскунский А.Е.  Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.

10. Выготский Л.С. Педология  подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.: Издательство: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.

11. Егоров А.Ю. Нехимические  зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

12. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология.

2005. № 1. С.65-77.

13. Жичкина А.Е., Белинская  Е.П. Самопрезентация в виртуальной  коммуникации и особенности идентичности  подростков-пользователей Интернета  // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.

14. Короленко Ц.П. Аддиктивное  поведение. Общая характеристика  и закономерности развития. // Обозр.  психиат. и мед. психол., 1991/1.

15.Личко А.Е Психопатии  и акцентуации у подростков.- М..: Изд-во Медицина, 1983

16. Марков Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев: 1996.

Мадорский Л.Р Глазами  подростков.- М.: изд-во Просвещение,1991.

17. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. .Е. Войскунского.М., 2000. С.77-99.

18. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.

19. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.

20. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29

21.Яньшин П.В. Практикум  по клинической психологии. Методы исследования.- Спб.: Изд-во Питер,2004

22. Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250.

23. http://globalteka.ru/order/9071.html

24. http://sovetydnya.com/?p=5562

 


Информация о работе Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков