Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:12, курсовая работа
Актуальность исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.
Введение
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Интернет-аддикция как новый вид зависимости
1.2.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости
1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости
1.2.3 Классификация Интернет-зависимости
1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте
1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернет у подростков
1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования
2.1 Состав испытуемых
2.2 Материалы и методы исследования
2.2.1 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко
2.2.2 Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)
2.2.3 Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова
Глава III. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования
3.1. Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
3.2. Клинико-психологическая характеристика подростков эпилептоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
3.3. Клинико-психологическая характеристика подростков шизоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
3.4 Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков, относящихся к различным психотипам
Заключение
Список использованной литературы
2.2.2. Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)
Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг.
В настоящее время тест содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: редко (1 балл), иногда (2 балла), время от времени (3 балла), часто (4 балла), всегда (5 баллов), никогда (0 баллов).
Опросник предназначен для выявления уровня Интернет зависимости и содержит 3 критерия оценки уровня Интернет зависимости:
1. 20-49 баллов соответствуют уровню обычного пользователя Интернета, который умеет себя контролировать.
2. Сумма баллов от 50
до 79 говорит о наличии некоторых
проблем, связанных с чрезмерны
3. При сумме баллов
80-100 можно предположить наличие
значительных проблем в связи
с использованием Интернета,
2.2.3 Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова.
Данная анкета была разработана И.М Балоновым. Она содержит четырнадцать вопросов, направленных на выявление подростков увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми, и также позволяет выявить наличие компьютерной игровой зависимости.
Интерпретация результатов:
Утвердительный ответ на пять и более вопросов – указывает на наличие компьютерной зависимости.
Утвердительный ответ
на три и более вопросов – указывает
на наличие высокой степени
Утвердительный ответ менее чем на три вопроса - говорит о низкой степени увлеченности компьютерными играми.
ГЛАВА III. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
Результаты проведенного исследования 30 подростков со склонностью к Интернет-зависимости позволили разделить группу обследуемых на четыре личностных психотипа: циклоиды, шизоиды, истероиды и эпилептоиды. (диаграмма 3.1.)
Диаграмма 3.1
Соотношение четырех психотипов в выборке испытуемых
Из диаграммы 3.1. видно, что 30% относятся к циклоидному психотипу. Таких подростков отличает хорошее, даже повышенное настроение, соответствующее верхней границе нормы, т.е. приподнятостью и адекватной веселостью. Первые проявления гипертимности нередко возникают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность. Обладают высоким жизненным тонусом, способностью к активной, целенаправленной и продуктивной деятельности, высокой работоспособностью, которая сохраняется длительное время (годы и десятилетия). Энергичны, выражено стремление к лидерству, притом неформальному. Внешний вид больше напоминает пикников или нормостеников с тенденцией к пикническому телосложению. На лице мы видим адекватную доброжелательную эмоциональную игру, отражающую общительность и жизнелюбие. Чувство симпатии у окружающих появляется практически сразу, когда они видят приветливое и доброжелательное выражение лица, мягкие, добрые, лукавые глаза, душевность и добросердечность, которую источают циклотимики. Практически все представители циклоидного психотипа внешне симпатичные, обаятельные, правдивые и чрезмерно болтливые, но в то же время надежные и преданные друзья и коллеги. Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Характеризуются как врожденные рассказчики, которые самые обычные истории умудряются преподнести слушателям как чрезвычайно интересные и с чувством юмора. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном – встают бодрыми, отдохнувшими [23]
27% подростков относятся к шизоидному типу. Подросток этого типа внешне спокойно переносит неприятности, но всерьез переживает в душе. Он не любит открываться перед другими. Однако иногда и его самообладание может серьезно пошатнуться и превратиться в шквал эмоций и неадекватных поступков. Справляется со стрессом такой тип, нося все в себе и постепенно успокаиваясь. Он может заняться чем-то другим. Вообще такие люди не любят, когда над ними насмехаются, вспоминают прошлые обиды. И еще они терпеть не могут активно общаться.[24]
43% исследуемых подростков относится к эпилептоидному психотипу. Таких подростков легко вывести из себя, не доделывая до конца начатое или нарушая его планы, поскольку это серьезная личность. Они любят, когда все предельно ясно, и терпеть не могут неопределенности. Очень дорожат своей репутацией. Крайне чувствительны к критике со стороны начальства. Из стрессовых ситуаций эти люди выходят при помощи погружения в работу или отдыха на природе. [24]
3.1 Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
Диаграмма 3.2.
Показатели дополнительных шкал объективной оценки по методике ПДО у подростков циклоидного психотипа
Условные обозначения: d – психологическая склонность к делинквентности; Е – реакция эмансипации; В – показатель возможной органической природы акцентуации характера или психопатии; V – психологическая склонность к алкоголизации.
Из диаграммы 3.2. видно, что у 11% подростков выявлена склонность к алкоголизации- данная шкала диагностирует именно психологическую склонность к алкоголизации, а не констатирует злоупотребление им. В силу этого с ее помощью выявляются не только подростки, которые употребляют спиртные напитки, но и те, которые не пьют, но не имеют достаточно твердых антиалкогольных установок и в силу этого, оказавшись в пьющей компании, легко могут поддаться соблазну. Психологическая склонность к алкоголизации зависит как от ближайшего окружения подростка, так и от типа акцентуации характера или психопатии. Также у 22% отмечена вероятность органического генеза- изменения характера под влиянием пренатальных, натальных и ранних постнатальных поражений головного мозга травмами, инфекциями, интоксикациями, у 56% выявлена выраженная и сильная реакция эмансипации, которая проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция
может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности, а у 11% подростков мужского пола возможная склонность к делинквентности, то есть асоциальное противоправное поведение подростка, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.
Таким образом, наиболее
свойственными клинико-
Диаграмма 3.3.
Показатели шкал по тесту «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг) подростков циклоидного психотипа.
Из диаграммы 3.3. видно, что у 22% подростков выявлен средний уровень интернет–зависимости, у таких подростков есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. У 78% испытуемых подростков был выявлен низкий уровень интернет зависимости, что говорит об уровне обычного пользователя Интернетом, который умеет себя контролировать. Высокий уровень интернет-зависимости подростков не выявлен.
Таким образом, у испытуемых подростков был выявлен средний и низкий уровень интернет-зависимости.
Диаграмма 3.4.
Показатели шкал по анкете идентификации компьютерной игровой зависимости (И.М Баллонов) подростков циклоидного психотипа.
Из диаграммы 3.4 видно, что у 22% подростков выявлен высокий уровень компьютерной игровой зависимости- игровая зависимость как свершившийся факт, у 22% подростков средний уровень- проблема актуальна, а у 56% испытуемых подростков низкий уровень компьютерной игровой зависимости.
Таким образом, для подростков циклоидного психотипа характерно: высокий, средний и низкий уровень компьютерной игровой зависимости.
3.2 Клинико-психологическая характеристика подростков эпилептоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
Диаграмма 3.5
Показатели дополнительных шкал объективной оценки по методике ПДО у подростков эпилептоидного психотипа
Условные обозначения: d – психологическая склонность к делинквентности; Е – реакция эмансипации; В – показатель возможной органической природы акцентуации характера или психопатии; V – психологическая склонность к алкоголизации.
Из диаграммы 3.5. видно, что для 23% подростков характерен органический генезис- изменения характера под влиянием пренатальных, натальных и ранних постнатальных поражений головного мозга травмами, инфекциями, интоксикациями, у 62% выявлена выраженная и сильная реакция эмансипации - эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности, и у 15% подростков мужского пола возможная склонность к делинквентности, то есть асоциальное противоправное поведение подростка, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.
Таким образом, наиболее
свойственными клинико-
Диаграмма 3.6.
Показатели шкал по тесту «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг) подростков эпилептоидного психотипа.
Из диаграммы 3.7. видно, что у 31% подростков выявлен средний уровень интернет – зависимости, у таких подростков есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. У 69% испытуемых подростков был выявлен низкий уровень интернет зависимости, что говорит об уровне обычного пользователя Интернетом, который умеет себя контролировать. Высокий уровень интернет-зависимости не был выявлен, все показатели в пределах нормы.
Таки образом, для подростков эпилептоидного психотипа характерно: средний и низкий уровень интернет-зависимости.
Диаграмма 3.7.
Показатели шкал по анкете идентификации компьютерной игровой зависимости (И.М Баллонов) подростков эпелиптоидного психотипа
Из диаграммы 3.7 видно что у 38% подростков выявлен высокий уровень компьютерной игровой зависимости, у 8% подростков средний уровень, а у 54% испытуемых подростков низкий уровень компьютерной игровой зависимости.
Таки образом, для подростков эпилептоидного психотипа характерно: высокий, средний и низкий уровень компьютерной игровой зависимости.
3.3 Клинико-психологическая характеристика подростков шизоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости
Диаграмма 3.8
Показатели дополнительных шкал объективной оценки по методике ПДО у подростков шизоидного психотипа.
Условные обозначения: d – психологическая склонность к делинквентности; Е – реакция эмансипации; В – показатель возможной органической природы акцентуации характера или психопатии; V – психологическая склонность к алкоголизации.
Из диаграммы 3.8. видно, что для 38% подростков характерен органический генезис- изменения характера под влиянием пренатальных, натальных и ранних постнатальных поражений головного мозга травмами, инфекциями, интоксикациями, у 38% выявлена выраженная и сильная реакция эмансипации - эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности, и у 25% подростков мужского пола возможная склонность к делинквентности, то есть асоциальное противоправное поведение подростка, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.
Таким образом, наиболее
свойственными клинико-
Диаграмма 3.9.
Показатели шкал по тесту «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг) подростков шизоидного психотипа.
Из диаграммы 3.9. видно, что у 38% подростков
выявлен средний уровень
Таким образом, для подростков шизоидного психотипа характерно: средний и низкий уровень интернет-зависимости.
Диаграмма 3.10.
Показатели шкал оценки по анкете идентификации компьютерной игровой зависимости (И.М Баллонов) подростков шизоидного психотипа.
Из диаграммы 3.10. видно что у 50% подростков выявлен высокий уровень компьютерной игровой зависимости, а у 50% испытуемых подростков низкий уровень компьютерной игровой зависимости. Среднего уровня интернет – зависимости у подростков выявлено не было.
Таким образом, для подростков шизоидного психотипа характерно: высокий и низкий уровень компьютерной игровой зависимости.
3.4 Сравнительная характеристика
личностно-типологических
Диаграмма3.11.
Сравнительный анализ показателей анкеты идентификации компьютерной игровой зависимости (И.М Баллонов) у подростков, относящихся к различным психотипам
Из диаграммы 3.1 видно, что высокий уровень компьютерной игровой зависимости диагностирован у 50% подростков циклоидного и у 50% испытуемых подростков шизоидного психотипа, и у 38% подростков эпилептоидного психотипа, что свидетельствует о их компьютерной зависимости как свершившимся факте.
Диаграмма 3.12.
Сравнительный анализ показателей теста «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг) у подростков, относящихся к различным психотипам