Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.2 Интернет-аддикция как новый вид зависимости

1.2.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости

1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости

1.2.3 Классификация Интернет-зависимости

1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте

1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернет у подростков

1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка

Глава II. Состав испытуемых и методы исследования

2.1 Состав испытуемых

2.2 Материалы и методы исследования

2.2.1 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко

2.2.2 Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)

2.2.3 Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова

Глава III. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования

3.1. Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.2. Клинико-психологическая характеристика подростков эпилептоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.3. Клинико-психологическая характеристика подростков шизоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.4 Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков, относящихся к различным психотипам


Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность хакеров  подчиняется как познавательной мотивации, так и целому ряду других мотивов, среди которых корысть, стремление добиться признания своих  способностей, выразить себя, получить от общества то, что оно задолжало  и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в своих крайних проявлений хакерство является негативной личностной аномалией.

По мнению Дж. Маркофа  и К. Хефнер (1996), хакеры - это, как  правило, люди с какими-либо недостатками: упоминаются излишняя полнота, детство в неполной семье, знакомство с наркотиками, отсутствие полноценного общения со сверстниками и со взрослыми и т.д. Если это так, то может быть высказано предположение, согласно которому увлечение информационными технологиями и хакинг служат компенсацией своих недостатков [16]. Расхожим местом стало убеждение о полной ассоциальности хакеров: они одиноки и не понимают других, лишены эмпатийности в общении, не сопереживают своим собеседникам, не умеют завязывать контакты, а при реализации хакерских замыслов не отдают себе отчета в последствиях. Если это действительно так, то речь может идти о недостаточной выраженности потребности в общении; о несформированности коммуникативных навыков; об инфантилизме как неготовности понимать последствия своих поступков; о несформированности моральной сферы личности; об индивидуальной системе ценностей, расходящейся с общепринятой и т. п [6]. Таким образом, данная деятельность способствует формированию именно таких наклонностей у подростков, так как в этом возрасте они наиболее чувствительны к подобного рода влияниям.

Игровая деятельность

Игровая деятельность повсеместно  признается крайне важным моментом развития как отдельного человека, так и  человеческих сообществ. Тем не менее  в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами [19]. Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость.

Одной из наименее ясных  проблем является принципиальная возможность  переноса виртуального опыта в реальную жизнь. Например, когда игроки постепенно принимают на себя роль своего игрового персонажа. Опираясь на имеющиеся материалы, можно утверждать, что очевидные проявления переноса у игроков могут носить негативный (уход в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или адаптации к ней) характер. Например, попытка игроков идентифицировать себя с агрессивным персонажем может переносится в реальный мир, в реальные отношения [17].

Особый интерес представляет собой такое явление, как "игры с идентичностью" или экспериментирование  с самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство Интернета, задающее ситуацию безопасности - анонимность. Живя жизнью своего героя, игроки могут настолько включаться в виртуальную жизнь, что забывают о реальной. Это может вызвать зависимость или сказаться на здоровье и психическом состоянии: появляются бессонница, раздражительность, невнимательность, повышенная утомляемость. Общаясь от лица своего персонажа с другими, игроки начинают хуже распознавать реальные человеческие эмоции [13].

Коммуникативная деятельность в Интернете

Р.Ф. Теперик (Москва) выделяет следующие  нарушения общения при Интернет-зависимости. Они проявляются в виде нарушения  эмоционального компонента общения, снижения способности улавливать эмоциональное  состояние партнера и снижения способности распознавать невербальные аспекты коммуникации .

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование  с анонимностью, от предельного самораскрытия  с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [8].

Большое значение имеют  факторы новизны и непривычности  опыта, позволяющего варьировать степень  анонимности общения. Новизна естественным образом привлекает подростков, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты. Это может приводить к зависимости от Интернета, когда подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности [20].

В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости  от Интернета относят не только зависимость  от социальных применений Сети, но и  привязанность к азартным играм  в Интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета [20;22]. Драматизм последнего вида зависимости заключается в том, что он настигает подростков в переходном возрасте, либо это момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что основные проблемы "жителя Интернета" концентрируются  в области самопринятия. Как известно подростки испытывают сложности  в близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического "Я" и своих телесных потребностей. Возможной непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе. Отметим еще, что для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет сопряжена с готовностью контролировать каждый этап работы компьютерных программ; эту склонность контролировать они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования другими людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции [3].

 

Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм [1].

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, после завтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [14].

Существует мнение, что  интернет-зависимость это не официальный  диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем  в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.

 

Глава II. Состав испытуемых и методы исследования

 

2.1. Состав испытуемых.

В экспериментально-психологическим исследовании приняли участие 30 учащихся 10 класса МБОУ СОШ № 20 города Минеральные Воды Ставропольского края в возрасте 16-17 лет. Из них 15 юношей, 15 девушек.

 

2.2 Материалы  и методы исследования

 

2.2.1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко.

Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и  концепция психологии отношений.

На основании описания типов патологических характеров в  руководствах и монографиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Принцип отношения к  личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк, В.Н.Мясищев), был использован  для диагностики типов характера, т.к. оценка испытуемым своих отношений оказалась более объективной и надежной, чем данные исследований, в которых подростку предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера.[15]

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

Методика проведения исследования:

ПДО включает 25 таблиц —  наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов.

С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему  предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые  ответы (при желании можно выбрать  в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.

В обоих исследованиях  разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число  таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

При получении регистрационных  листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

Обработка результатов:

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке.

Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих  типов:

 

Г — гипертимный, Ц  — циклоидный , Л — лабильный , А — астено-невротический, С  — сенситивный, П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный, И — истероидный, Н — неустойчивый, К — конформный.

Пропуск в графах, где  проставлены баллы, означает, что  данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные  буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены  следующие дополнительные показатели:

О — негативное отношение  к исследованию;

Д — диссимуляция действительного  отношения к рассматриваемым  проблемам и стремления не раскрывать черты характера;

Т — откровенности;

В — черт характера, встречающихся  при органических психопатиях;

E — отражения в самооценке реакции эмансипации;

d — психологической  склонности к делинквентности  (только для подростков

мужского пола);

М — черт мужественности;

Ф — черт женственности  в системе отношений.

Кроме того, на основании  числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V).

Информация о работе Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков