Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:24, курсовая работа
К задачам статистики товарооборота относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Теоретические основы товарооборота и товародвижения……………….. 4
1.1. Сущность и понятие товародвижения и товарооборота........................
4
1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота....................................................................................................
7
2. Анализ товарооборота и товародвижения на примере Республики Татарстан………………………………………………………………………
12
2.1.Статистические показатели динамики товарооборота...........................
12
2.2. Расчёт и анализ товарной структуры товарооборота.............................
50
Заключение…………………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………………… 61
Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности.
К задачам изучения динамики товарооборота относятся:
- оценка и анализ изменения
и тенденций общего объема
товарооборота в целом по
- оценка и анализ изменения продажи отдельных продуктов и услуг;
- выделение отдельных элементов (факторов) динамики товарооборота (количественный, ценностный, демографический, структурный и т.д.), построение факторных индексных моделей динамики товарооборота;
- выявление и моделирование закономерностей динамического развития товарооборота и его прогнозирование.
Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота:
- оценить вектор и скорость развития товарооборота;
- отразить количественные и ценовые компоненты динамики товарооборота;
- выявить и охарактеризовать
место демографического
- отразить роль регионов
в формировании процесса
- обнаружить и оценить
ассортиментные и структурные
сдвиги в динамике
Индекс товарооборота - относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменении количества и цен.
Текущий и базисный периоды должны быть равными по временной протяженности (месяц, квартал, полугодие, год и т.д.).
В качестве базы сравнения может быть избран любой предыдущий период (разумеется, сопоставимый по протяженности): предшествовавший период, соответствующий период прошлого года, или любой удаленный период прошлого. Используются как цепная, так и базисная системы индексов. Выбор определяется интересами и целями анализа.
Как правило, изучается динамика чистого товарооборота, потому что в противном случае изменение валового товарооборота может вызываться звенностью товародвижения. Расчет индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса:
|
где pi0 и pi1 - цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
qi0 и qi1 - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n - число i-х товаров, вошедших в общую совокупность.
Этот индекс относится к категории общих, он агрегирует некое число товарных единиц или товарных групп, но он же может поступать как однотоварный, объединяя какое-то число ассортиментных видов. Он подтверждает, что товарооборот - функция двух компонент (факторов) - количества и цены.
Уже говорилось о том, что товарооборот - синтетическая величина. Соответственно индекс товарооборота - интегральный показатель, обобщающий динамику товарооборота отдельных предприятий и регионов. По существу этот индекс представляет собой среднюю из соответствующих индексов по регионам, фирмам, предприятиям.
Пример:
Расчет и моделирование показателей динамики товарооборота (см. табл. 1).
Месяц |
Товарооборот, млн. руб. |
Индексы товарооборота, % |
Абсолютные приросты, млн. руб. |
Абсолютное значение 1% прироста, млн. руб. | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
I |
500 |
100 |
*** |
*** |
*** |
*** |
II |
590 |
118 |
118 |
90 |
90 |
5 |
III |
770 |
154 |
130 |
270 |
180 |
5,9 |
IV |
930 |
186 |
121 |
430 |
160 |
7,7 |
V |
1220 |
244 |
131 |
720 |
290 |
9,3 |
VI |
1490 |
298 |
122 |
990 |
270 |
12,2 |
Таблица. Динамика товарооборота фирмы за 6 месяцев(в фактических ценах)
За 6 месяцев денежная выручка одной из фирм в Татарстане увеличилась почти в 3 раза. Среднегодовой темп роста товарооборота составил 124,4%. Об ускорении роста денежной выручки свидетельствует и построенная по данным табл. 1 трендовая модель. Тенденция роста хорошо аппроксимировалась уравнением параболы 2-го порядка (коэффициент аппроксимации составил 1,64%). Трендовая модель имеет следующий вид (млн. руб.):
|
где t - номер, присвоенный каждому периоду (месяцу).
Экстраполяция на седьмой месяц дает возможность предположить, что товарооборот вырастет до 1839 млн. руб. (округленно -1800).
Для товаров, измеряемых в натуральном выражении, задача сравнительно упрощается: строится однотоварный (индивидуальный) индекс количества проданных товаров по следующей формуле:
|
Он широко используется в статистике оптовой торговли средствами производства и более ограниченно в оптовой торговле предметами потребления.
Индекс физического объема товарооборота - относительный показатель, который отражает влияние изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода.
Агрегатная форма данного индекса представлена в следующем виде:
|
где piн - одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная, или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида;
qi0 и qi1 - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n - число i-х видов товаров.
Числитель и знаменатель данного индекса представляют собой агрегированную стоимость совокупности i-x товаров (или ассортиментных видов какого-либо товара); такой индекс может строиться по любой совокупности товаров или их видов. По существу, индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостной индекс, не в состоянии отразить изменение количественного фактора (так же, как индекс цен - ценностного), он может только показать изменение товарооборота за счет количественного фактора. Эту тонкость статистического анализа необходимо принимать во внимание при интерпретации значения индекса.
Индекс ценностного фактора товарооборота (индекс цен) - относительный показатель, который отражает влияние изменений цен на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей одного и того же количества товаров, соизмеренного по ценам текущего периода (в числителе) и базисного (в знаменателе) показателей. Агрегатная форма индекса ценностного фактора представлена следующей формулой:
|
где qiн - одинаковое для числителя и знаменателя количество i-го товара;
pi0 и pi1 - цены i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n - число i-х товаров.
Все три индекса образуют единую взаимосвязанную систему, позволяющую строить индексные модели товарооборота.
Мультипликативная факторная индексная модель товарооборота представляет собой разложение индекса товарооборота на произведение индекса физического объема товарооборота (индекса количественного фактора) на индекс цен (индекс ценностного фактора):
|
Аддитивная факторная индексная модель товарооборота представляет собой разложение абсолютного прироста товарооборота по факторам как сумма приростов товарооборота за счет количественного и ценностного факторов:
|
Аддитивная модель строится как разность между числителями и знаменателями всех трех индексов.
Существуют два типа индексов физического объема товарооборота и соответственно две системы индексных моделей. Они различаются по способу взвешивания (соизмерения) показателя количества в числителе и знаменателе в индексе физического объема. Имеется альтернатива: использовать цены текущего периода или цены базисного периода. И тот и другой вариант обладают достоинствами и недостатками. Если первый вариант индекса физического объема товарооборота построен по схеме Пааше, т.е. по ценам текущего периода, то индекс ценностного фактора должен строиться по схеме Ласпейреса, т.е. по весам базисного периода. Это соответствует современным принципам построения индекса цен. Формула индекса физического объема товарооборота принимает следующий вид:
|
где pi1 - цена i-го товара в текущем периоде.
Данный индекс образует единую индексную систему (мультипликативную и аддитивную модели) с индексом товарооборота и индексом ценностного фактора товарооборота:
|
Индекс ценностного фактора в этой модели строится по формуле индекса цен Ласпейреса, которая в настоящее время используется в практике государственной статистики. Это позволяет упростить расчет общего индекса физического объема товарооборота, если использовать общий индекс цен в качестве дефлятора. Суть расчета заключается в делении индекса товарооборота (в фактических ценах текущего периода) на индекс цен Ласпейреса:
|
Однако данная система индексов имеет существенный недостаток: она не позволяет строить сколько-нибудь длительный динамический ряд товарооборота с сопоставимыми уровнями цен. В результате пришлось бы в каждом предыдущем периоде пересчитывать товарооборот в цены последнего периода. Более логично представить себе динамический ряд, где каждый последующий уровень последовательно исчисляется в ценах начального уровня (принятого за базу). Рассмотрим различные варианты построения индекса физического объема товарооборота в зависимости от выбора базы сравнения и способа взвешивания (см. табл. 2).
Из анализа рассмотренных формул можно сделать вывод, что расчет индекса физического объема товарооборота по схеме Ласпейреса имеет явные преимущества. Она позволяет легко перейти от базисной к цепной системе индексов, хотя в принципе предпочтительнее выбор единого неизменного в течение продолжительного промежутка времени уровня цен в качестве базы сравнения. Вот формула агрегатного индекса физического объема товарооборота по базисным ценам, т. е. построенная по схеме Ласпейреса:
| |||||
| |||||
Год |
Товарооборот | ||||
в фактических ценах |
в ценах текущего периода (схема Пааше) |
в ценах базисного периода (схема Ласпейреса) |
в ценах предыдущего периода | ||
2005 |
p05q05 |
P10q05 |
p05q05 |
p05q05 | |
2006 |
p06q06 |
P10q06 |
p05q06 |
p05q06 | |
2007 |
p07q07 |
P10q07 |
p05q07 |
p06q07 | |
2008 |
p08q08 |
P10q08 |
p05q08 |
p07q08 | |
2009 |
p09q09 |
P10q09 |
p05q09 |
p08q09 | |
2010 |
P10q10 |
P10q10 |
p05q10 |
p09q10 |
Таблица. Динамические ряды товарооборота, построенные по схемам Пааше и Ласпейреса.
Однако индекс физического объема товарооборота, построенный по схеме Ласпейреса, не сопоставим с индексом цен Ласпейреса. Объединение их в одну модель приводит, как объясняет индексная теория, к образованию так называемого неразложимого остатка, трудно экономически интерпретируемого в процессе анализа. Чтобы получить полноценную индексную модель, нужно использовать индекс ценностного фактора с весами текущего периода (по схеме Пааше). Статистику товарооборота интересует не индекс цен сам по себе, а изменение стоимости товара за счет ценового фактора. Его можно определить, разделив общий индекс товарооборота на индекс физического объема товарооборота:
|
В результате такого расчета строится мультипликативная факторная индексная модель динамики товарооборота:
|
а также аддитивная форма этой модели:
|
Пример:
В табл. 3 приведены исходные данные. Произведем необходимые расчеты для построения индексных моделей товарооборота.
Информация о работе Статистика товарооборота и товародвижения