Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:24, курсовая работа
К задачам статистики товарооборота относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Теоретические основы товарооборота и товародвижения……………….. 4
1.1. Сущность и понятие товародвижения и товарооборота........................
4
1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота....................................................................................................
7
2. Анализ товарооборота и товародвижения на примере Республики Татарстан………………………………………………………………………
12
2.1.Статистические показатели динамики товарооборота...........................
12
2.2. Расчёт и анализ товарной структуры товарооборота.............................
50
Заключение…………………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………………… 61
|
Мультипликативная факторная модель товарооборота отражает влияние изменения демографической структуры и "очищает" динамику душевого товарооборота от этого влияния:
0,9756-0,8874 = 0,8618.
Чтобы построить аддитивную модель, нужно построить табл. 11.
Абсолютный прирост товарооборота отразил сокращение стоимости покупок более чем на 1 млрд. руб.:
приростТ = 48 000 - 53 040 = - 5 040 млн. руб.,
в том числе за счет:
1. "чистого" изменения
товарооборота на душу
приростТ(Di)= 48 000 - 49 200 = - 1 200 млн. руб.;
2. сдвигов в социально-
|
Группы населения по уровню дохода |
Структура населения, в % к итогу |
Товарооборот на душу населения базисного периода, руб./чел. |
Товарооборот в расчете на 100 чел. населения, руб. | ||
базисного периода |
текущего периода |
базисного периода, |
текущего периода, | ||
A |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокообеспеченные |
2 |
4,76 |
12000 |
24000 |
57120 |
Среднеобеспеченные |
64 |
28,57 |
6000 |
384000 |
171420 |
Малообеспеченные |
34 |
66,67 |
3600 |
122400 |
240012 |
Итого |
100 |
100 |
- |
530400 |
486552 |
Таблица. Расчет индекса демографической структуры товарооборота.
3. прироста численности населения:
|
В результате аддитивная модель принимает вид (млн. руб.):
- 1200 - 6456 + 2652 = - 5042.
Отклонение от первоначально рассчитанного абсолютного прироста товарооборота на 2 млн. руб. объясняется округлениями при расчете демографической структуры.
В индексе демографической структуры данный показатель выступает всего лишь в роли фиксированного соизмерителя. Поэтому важно сохранить правильные соотношения между размерами душевых показателей групповых покупок (потребления на душу).
Пример:
Рассчитаем индексы демографической структуры товарооборота. В качестве соизмерителей индекса демографических структурных сдвигов используем экспертные оценки (ранги) душевого расхода на покупку товаров (см. табл. 12). Показатели структуры населения заимствованы из табл. 11.
Индекс демографической структуры, исчисленный по данным табл. 12, так же, как и в предыдущем примере показал, что за счет данного фактора средний товарооборот на душу населения снизился на 11,7%:
|
Это было следствием главным образом роста удельного веса малообеспеченного населения, что не могло быть компенсировано некоторым увеличением удельного веса высокодоходного населения. Удельный вес среднего класса сократился более чем вдвое.
Выявление фактора демографической структуры позволяет расширить границы индексной мультипликативной многофакторной модели товарооборота. Тогда она принимает следующий вид:
|
Группы населения по уровню дохода |
Структура населения, в % к итогу |
Коэффициенты соотношения потребительских расходов на душу населения |
Коэффициент расходов, взвешенный по демографической структуре | ||
базисного периода |
текущего периода |
базисного периода, |
текущего периода, | ||
A |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокообеспеченные |
2 |
4.76 |
1 |
2 |
4.76 |
Среднеобеспеченные |
64 |
28.57 |
0.5 |
32 |
|
Малообеспеченные |
34 |
66.67 |
0.3 |
10.2 |
20 |
Итого |
100 |
100 |
- |
44.2 |
39.046 |
Таблица. Расчет индекса демографической структуры товарооборота по показателю соотношения расходов.
В регрессионную модель динамики товарооборота целесообразно включать следующие факторы:
|
Для исключения авторегрессии и учета случайных факторов следует включать в модель фактор времени (t).
2.2. Расчет и
анализ товарной структуры
Товарная структура или состав купли-продажи - абсолютный размер продажи отдельных товаров и соотношение между ними - представляет собой исключительно важный показатель статистики рынка и статистики товарооборота.С позиции оценки уровня жизни населения товарная структура розничного товарооборота служит качественным критерием удовлетворения личных потребностей точно так же, как структура реализации товаров производственного назначения выступает в роли качественной характеристики удовлетворения производственных потребностей. С точки зрения бизнес-статистики и маркетинга состав продажи товаров отражает сегментацию рынка, позволяет оценить эффективность диверсификационных процессов, а также характеристики конкурентоспособности фирм.
Под товарной структурой товарооборота понимается распределение отдельных продуктов и услуг в общем объеме их продажи, выраженных относительными величинами: удельным весом (долей) товара и коэффициентом соотношения товаров.
В структуре розничного товарооборота выделяются макрогруппы по потребительскому признаку:
-продукты питания (белковые продукты, сахаристые, хлебопродукты и картофель, витаминозные продукты и проч.);
-непродовольственные продукты
(предметы гардероба, т.е. ткани, одежда,
обувь; предметы культурно-бытового
назначения и домашнего
-алкогольные и табачные изделия.
Товарная масса состоит из товарных единиц, т. е. из обособленных величин, обладающих всеми признаками и свойствами товара.
Товарная группа - это совокупность товаров и их видов, сгруппированных по сочетанию экономических, социальных и технологических признаков, важнейшими из которых являются потребительские свойства, назначение товара, характер сырья, отраслевое происхождение товара и т.д.
Статистическое изучение товарной структуры товарооборота преследует следующие задачи:
-определение размера продажи отдельных товаров;
-характеристика места
отдельных товаров в общем
объеме денежных расходов
-оценка и анализ динамических
структурных сдвигов в
Наиболее распространенным способом расчета является балансовый метод. Его суть - в использовании балансовой формулы, которая принимает следующий вид:
|
где Pi - расход i-го товара за период;
ЗНi и ЗKi - запасы i-го товара соответственно на начало и конец периода;
Пi - поступление i-гo товара за период (строго документируется);
Pдокi - документированный расход, не являющийся продажей (например, передача товара другому предприятию собственной фирмы, отпуск товара на благотворительные цели и т.п.).
Расход (Рi) может не совпадать с фактической продажей за счет каких-либо недокументированных расходов (неустановленные потери и хищения, ошибки в учете; как правило, они составляют небольшой процент к товарообороту, в противном случае назначается ревизия). Недокументированный расход можно обнаружить, сравнивая сумму расхода с суммой товарооборота (де нежной выручки):
|
Для определения размера продажи каждого i-го товара прибегают к условному расчету, делая допущение, что недокументированный расход распределяется по товарам пропорционально расходу или, что то же самое, товарооборот распределяется пропорционально расходу. Для этой цели используются два способа: первый заключается в том, что сумма товарооборота умножается на исчисленный заранее удельный вес каждого товара в общем объеме расхода:
|
второй - в том, что исчисляется удельный вес общей суммы расхода в общей сумме товарооборота и полученный результат умножается на расход по каждому товару:
|
Пример:
Приводится балансовый расчет продажи отдельных товаров (см. табл. 13).
Рассчитаем расход товара Q: 20 + 180 - 24 - 36 = 140; его удельный вес в сумме расхода составил 35%: (140 : 400) * 100 = 35. Умножая полученный результат на сумму товарооборота, получаем размер продажи товара
Q: TQ = (35 * 360) : 100 = 126 млн. руб.
Товар |
Запас на начало периода |
Поступление товара |
Документированный расход товара |
Запас на конец периода |
Расход товара |
Структура расхода, % к итогу |
Продажа товара |
A |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Q |
20 |
180 |
24 |
36 |
140 |
35 |
126 |
W |
14 |
212 |
24 |
32 |
180 |
90 |
162 |
Z |
12 |
88 |
2 |
18 |
80 |
40 |
72 |
Итого |
22 |
480 |
50 |
86 |
400 |
200 |
360 |
Таблица. Расчет товарной структуры товарооборота балансовым методом, млн. руб.
К такому же результату придем, умножая расход товара Q на удельный вес общего объема товарооборота в общей сумме расхода:
|
Различия структуры покупок в группах населения с неодинаковым доходом усугубляются социальным расслоением общества. Действие закона Энгеля проявляется в том, что в группах с высоким доходом должна быть выше доля непродовольственных товаров в целом, доля товаров культурно-бытового назначения и предметов комфорта и роскоши в частности, а также высококачественных продуктов питания и т.д. Иллюстрация зависимости структуры товарооборота от дохода домохозяйств представлена на рис. 2.
Информация о работе Статистика товарооборота и товародвижения