Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:24, курсовая работа
К задачам статистики товарооборота относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Теоретические основы товарооборота и товародвижения……………….. 4
1.1. Сущность и понятие товародвижения и товарооборота........................
4
1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота....................................................................................................
7
2. Анализ товарооборота и товародвижения на примере Республики Татарстан………………………………………………………………………
12
2.1.Статистические показатели динамики товарооборота...........................
12
2.2. Расчёт и анализ товарной структуры товарооборота.............................
50
Заключение…………………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………………… 61
В анализе товарной структуры товарооборота широко применяется графический метод; например, строятся структурные диаграммы (см. рис.3).
Рис. 2. Зависимость структуры товарооборота от дохода домохозяйств в 2009 г.
Для объективной оценки изменения структуры может быть использован индексный метод: рассчитываются приросты и темпы роста доли отдельных товаров. Долю каждого товара (товарной группы) можно выразить в виде отношения части к целому, т.е. объем продажи одного товара или товарной группы к объему продажи всех товаров. Долю товара в фактических ценах можно интерпретировать как расход на покупку данного товара в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на приобретение всех товаров.
Тогда темп роста доли (индекс доли) может быть выражен в вине отношения доли товаров, проданных в текущем периоде, к доле базисного периода.
|
Рис. 3. Структура розничного товарооборота в 2009 г.
Приведем формулу индекса доли, где влияние цен уже исключено (по схеме Ласпейреса):
|
где iф.о.д - индекс физического объема доли;
- доля i-го товара в общем объеме товарооборота, пересчитанная в базисные цены;
iф.о.т- индивидуальный (однотоварный) индекс физического объема товарооборота;
Iф.о.т- общий индекс физического объема товарооборота;
n - число i-х товаров/товарных групп.
Таким образом, показатель районного изменения доли товара, индекс доли в сопоставимых ценах равен отношению индивидуального или группового индекса физического объема товарооборота к общему по всем товарам индексу физического объема товарооборота. Чтобы более точно выявить влияние ценового фактора, можно пересчитать в сопоставимые цены только один, изучаемый товар, а остальные оставить без пересчета, однако такая операция потребует значительных усилий.
Пример:
Произведем пересчет структуры товарооборота и индексов доли товаров в сопоставимые цены (см. табл. 13).
Расчет индекса доли в фактических ценах подтвердил визуальные наблюдения за период 2009-2010гг. в Татарстане: значительно сократилась доля товара X(соки) и выросла доля товара Y(алкоголь). Вывод, что темп сокращения доли товара X составил 0,454, можно было получить и без расчета самой доли путём деления индекса продажи товара X (6) на общий индекс товарооборота, равный 13,2 (13,2 : 6 = 0,454).
Товарные группы |
Структура товарооборота, в % к итогу |
Индексы доли, в коэффициентах | |||
в базисном периоде |
в текущем периоде |
в текущем периоде в базисных ценах |
в фактических ценах |
в базисных ценах | |
A |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
X |
60 |
27,27 |
20 |
0,454 |
0,333 |
Y |
40 |
72,73 |
80 |
1,818 |
2,363 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Таблица. Расчет и анализ товарной структуры товарооборота за два года.
Обе системы (Пааше и Ласпейреса) показывают одну и ту же тенденцию изменения доли за счет количественного и ценностного факторов, но система Пааше занижает темпы, а система Ласпейреса - завышает, что связано с влиянием структурных различий. Еще раз следует подчеркнуть, что применение той или иной системы зависит от конкретной ситуации и целей исследования. Обобщающую оценку изменения товарной структуры товарооборота можно дать с помощью среднего линейного отклонения относи тельных показателей структуры базисного и текущего периодов коэффициента структурных сдвигов (Кс.с):
|
где n - число товарных групп (товаров), представленных в изучаемой структуре товарооборота.
Сравнивая полученный показатель со средним размером товарной группы в базисном периоде, получим меру интенсивности структурных сдвигов - коэффициент интенсивности структур ных сдвигов (Ки.с.с.):
|
где - средний размер доли, исчисляемый как отношение суммы всех удельных весов товарных групп (товаров), представ ленных в изучаемой структуре товарооборота, к их числу.
Пример:
Коэффициент структурных сдвигов (см. табл. 13) составил 32,73
(в фактических ценах)
и 40 (в сопоставимых ценах
|
Средний размер доли составил 50% . Интенсивность структурных сдвигов очень велика: более 65% в фактических ценах и 80% в сопоставимых ценах:
|
Заключение
В работе раскрыты понятия товародвижения и товарооборота, сформулированы задачи исследования, охарактеризована современная система показателей, отражена действующая система сбора информации. В современной статистике рынка центр тяжести переносится со сбора отчетности на проведение выборочных обследований и опросов.
Из анализа рассмотренных формул можно сделать вывод, что расчет индекса физического объема товарооборота по схеме Ласпейреса имеет явные преимущества. Она позволяет легко перейти от базисной к цепной системе индексов, хотя в принципе предпочтительнее выбор единого неизменного в течение продолжительного промежутка времени уровня цен в качестве базы сравнения.
Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление.
Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.
Анализ товарооборота завершается выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и изменений структуры реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль, и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые
акты
1. Постановление Госкомстата РФ от 01.04.1996
N 25 (ред. от 08.12.1998) "Об утверждении Инструкции
по определению розничного товарооборота
и товарных запасов юридическими лицами,
осуществляющими розничную торговлю и
общественное питание"
II. Специальная литература
2. Курс социально-экономической
статистики: учебник для вузов / Под ред.
проф. М.Г. Назарова. — М.: Финстатинформ,
ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 771 с.
3. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.:
учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М,
2002. — 480 с
4. Статистика рынка товаров и услуг.- 2-е
изд., перераб. и доп.; И.К. Беляевский, Г.Д.
Кулагина, Л.А. Данченок и др., Под ред. И.К.
Беляевского.; Финансы и статистика. 2003
г. – 656с.
5. Минашкин, В.Г., Гусынин, А.Б.Курс лекций
по теории статистики./В.Г. Минашкин, А.Б.
Гусыгин. - М., 2000. - 189с.
III.Источники удаленного доступа
6.http://ru.wikipedia.org/
7. http://www.tatstat.ru/digital/
8. http://protown.ru/russia/obl/
Информация о работе Статистика товарооборота и товародвижения