Анализ финансовых показателей деятельности страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 08:23, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность работы. Каждое предприятие стремиться максимизировать прибыль и минимизировать затраты для поддержания своей конкурентоспособности. В связи с этим возникает необходимость в постоянном совершенствовании его финансовой, организационной, маркетинговой, управленческой и других видов деятельности, а также разработке путей повышения эффективности функционирования. При изучении эффективности деятельности страховой компании анализируются такие основные показатели, как прибыльность, рентабельность, ликвидность, срок окупаемости затрат и т.п. Значительно меньшее внимание уделяется проблемам социальной, технической и научной эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 722.37 Кб (Скачать файл)

 

 

Общее количество баллов, полученное в результате оценки финансовых показателей страховой компании, определяется следующим образом33:

, где:

- общее количество баллов, полученное в результате оценки финансовых показателей;

- количество баллов по показателю i;

- вес показателя i;

- вес группы показателей j, в которую входит показатель i.

По общему количеству баллов в соответствии с таблицей 1.2 определяется рейтинговая оценка, присвоенная страховой компании по результатам анализа финансовых показателей34.

Таблица 1.2

Определение рейтинговой оценки страховой компании по результатам анализа финансовых показателей

Количество баллов

Рейтинговая оценка

От 90 до 100 включительно

1

От 80 до 90 включительно

2

От 70 до 80 включительно

3

От 60 до 70 включительно

4

От 50 до 60 включительно

5

От 40 до 50 включительно

6

От 30 до 40 включительно

7

От 20 до 30 включительно

8

От 10 до 20 включительно

9

От 0 до 10 включительно

10


 

Финансовые показатели должны иметь положительную динамику (планомерно увеличиваться) или хотя бы относительную стабильность.

 

1.4. Зарубежный  опыт анализа финансового состояния  страховых компаний

 

Зарубежные агентства разработали множество специфических моделей, предназначенных для оценки тех или иных факторов, влияющих на деятельность страховой компании, однако, как признают сами западные аналитики, без использования специфических методик расчета невозможно достоверно оценить все исследуемые критерии. Несмотря на это, отдельные элементы анализа страховщиков, которые используют в своей практике «Standard & Poor’s», «A.M.Best» и другие рейтинговые агентства, встречаются в том или ином виде и в разных отечественных методиках, при этом зачастую существующие методики и модели рейтинговой оценки - коммерческая тайна рейтингового агентства, вследствие чего не раскрываются пользователям35.

Рассмотрим основные аспекты анализа финансового состояния страховых компаний в некоторых странах мира.

Деятельность всех страховщиков США тщательно анализируется тремя консалтинговыми компаниями: «A.M.Best», «Moody S», «Standart&Poors», которые ежеквартально издают каталоги по их работе. Они публикуют официальные рейтинги страховых компаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платежеспособности. Основными факторами, по которым производится анализ, являются:

- финансовое положение (уровень потерь, доходы и коэффициент прибыли по инвестициям и уровень дебиторской задолженности);

- выплата по искам и уровень сервиса;

- безопасность и предотвращение потерь;

- гибкость в работе компании;

- стоимость  услуг.

Страховое дело в Германии регулируется законом о государственном страховом надзоре, содержащем основные правовые нормы страхования. Национальные и иностранные страховые компании, действующие в Германии, подлежат обязательному государственному страховому надзору со стороны Федерального ведомства по надзору за деятельностью страховых компаний (BAV). Основная цель деятельности федерального органа государственного страхового надзора - защита интересов страхователей.

Анализ финансового состояния страховых компаний Германии также проводится рейтинговыми агентствами на основе оценки основных финансовых показателей (уровня доходов, уровня потерь, прибыльности)36.

Обобщенно, в зарубежной практике проводится оценка групп показателей37:

1. Показатели  достаточности страховых резервов — коэффициенты достаточности страховых резервов по видам страхования.

2. Показатели  достаточности собственных средств:

- отношение собственных средств к сумме страховых резервов;

- отношение размера собственных средств к нетто-премии отражает достаточность собственных средств для выполнения обязательств перед держателями полисов.

3. Показатели  зависимости от перестраховочного  портфеля:

- доля взносов по видам страхования, переданных в перестрахование, в общей сумме полученных взносов;

- доля выплат по видам страхования, покрытых за счет перестраховщиков, в общей сумме страховых выплат;

- доля перестраховщиков в страховых резервах по видам страхования.

4. Показатели  инвестиционной деятельности:

- доходность инвестиций;

- доходность страховых резервов по видам страхования.

5. Показатели  общей платежеспособности:

- соотношение фактического и нормативного размера маржи платежеспособности;

- соотношение суммы собственных средств и страховых резервов и суммарной стоимости активов;

- соотношение собственных средств и суммарной стоимости активов;

- соотношение собственных средств и нестраховых обязательств.

6. Показатели  ликвидности:

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- соотношение текущих активов и краткосрочных обязательств;

- соотношение кредиторской задолженности и суммарной стоимости активов.

7. Показатели  рентабельности и достигнутых  результатов:

- рентабельность собственных средств;

- рентабельность страховых резервов.

В зависимости от результатов оценки страховой компании присваивается определенный уровень надежности.

На текущий момент времени зарубежный опыт активно используется для повышения прибыльности страховых компаний.

Рынок страхования России, сохраняя положительный тренд последних лет, демонстрирует по итогам прошлого года  прирост объема собранной премии. Однако вместе с развитием рынка обострилась проблема повышения прибыльности страхового бизнеса38.

Можно выделить две группы факторов, влияющих на структуру рынка и прибыльность страховых компаний: первая - состояние экономики, развитость законодательства и покупательная способность населения; вторая - продуктовые и технологические инновации страховщиков, диверсификация каналов продаж.

Первая группа факторов оказывает большее влияние на развивающиеся рынки, к ним относятся рынки России, Индии, Китая, Аргентины, Бразилии, Индонезии и другие. Их характеризуют низкий уровень проникновения страховых услуг, в среднем - около 3%, и наличие спроса на простые продукты, например, кредитное страхование жизни и имущества, моторное страхование. Вторая группа факторов более значима для «насыщенных» рынков: например, рынков Западной Европы и Северной Америки, для которых характерны спрос на сложные продукты и высокий уровень проникновения страхования - более 11%. В условиях жесткой конкуренции, рост объемов и прибыльности в основном происходит за счет новых продуктов или методов дистрибуции. Эти решения могут адаптироваться к страновым особенностям, поэтому относительно легко «импортируются».

В отличие от насыщенных рынков, где уже достигнут органический предел роста, развивающиеся рынки обладают высоким потенциалом за счет макроэкономических драйверов: демографический бонус, допуск на рынок иностранных страховщиков (пример - Филиппины и Малайзия, с некоторыми ограничениям - Китай и Индий) и т.д. А также за счет собственных ресурсов: эффект от оптимизации бизнес-процессов компаний и повышения их технологичности, еще далеко не исчерпан39.

Например, андеррайтинг на основе данных о вождении, впервые появившийся в США в начале 2000-х, по прогнозам позволит уменьшить стоимость страхования на 20% для половины водителей, а кроме того поощряет более безопасную езду. Использование IT-систем, отслеживающих изменения данных по застрахованным и лечебным учреждениям, позволит снизить убыточность медицинского страхования минимум на 4%. И это - только несколько примеров. В целом, улучшение технологического оснащения компаний и оптимизация бизнес-процессов способны значительно повысить прибыльность компаний40.

Страховой рынок России имеет огромный потенциал роста. Критический анализ зарубежного опыта и успешных практик его внедрения, позволит найти инструменты для повышения прибыльности российских компаний.

Таким образом, анализ финансовых показателей страховых компаний призван выявлять проблемные зоны страховой компании и способствовать их быстрому устранению. Также анализ финансовых показателей страховых компаний предназначен для клиентов страхового рынка, для определения уровня надежности страховых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансовых показателей деятельности страховой компании ООО «Страховая компания «Согласие»

 

2.1. Характеристика  страховой компании и ее деятельности

 

Для проведения анализа финансовых показателей деятельности было выбрано ООО «Страховая Компания «Согласие».

ООО «Страховая Компания «Согласие» успешно ведет свою деятельность на страховом рынке уже более 19 лет. Внутренняя политика компании позволяет уверенно удерживать высокие позиции на страховом рынке и ежегодно увеличивать число страхователей. В соответствии с Лицензиями ФССН С № 1307 77 и П № 1307 77 компания успешно осуществляет более 90 видов добровольного и обязательного страхования.

Оплаченный уставный капитал компании составляет 7,28 млрд. рублей.

По итогам 9 месяцев 2012 года Страховая компания «Согласие» сохранила высокие темпы роста по основным показателям деятельности. Совокупный объем страховых премий по договорам обязательного и добровольного страхования составил 25,3 млрд. рублей, превысив показатель сбора премий за аналогичный период 2011 г. на 32,4 %. Общая сумма страховых выплат насчитывает 12,7 млрд. рублей.

В национальном рейтинге страховых компаний России, проводимом рейтинговым агентством «Эксперт РА», в 2002 году Страховой Компании «Согласие» был присвоен, а в июне 2012 года повышен рейтинг надежности СК «Согласие» до уровня А++ «Исключительно высокий уровень надежности», прогноз по рейтингу «стабильный».

Организационная структура ООО «Страховая компания «Согласие» представлена на рисунке 2.1.

 

Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Страховая компания «Согласие»

 

СК «Согласие» является одним из крупнейших участников Российского рынка перестрахования, что подтверждается долгосрочным сотрудничеством с крупными российскими и западными страховыми и перестраховочными компаниями и брокерами. Партнерами компании по перестрахованию являются Hannover Re, Munich Re, Swiss Re, SCOR и другие высоконадежные перестраховщики. В 2012 году перестраховочные емкости компании были увеличены до 3 825 000 000 рублей, что позволяет оставлять на собственном удержании крупные риски клиентов.

Наличие разветвленной сети продаж, насчитывающей 730 подразделений: 117 офисов в Москве и Московской области, 77 филиалов, 234 агентства, 167 удаленных рабочих мест и 135 дополнительных офисов в регионах России, позволяет компании осуществлять страховую защиту имущественных интересов клиентов практически на всей территории страны.

Структура портфеля страхования ООО «Страховая компания «Согласие» представлена на рисунке 2.2.

 

Рис. 2.2. Структура портфеля страхования ООО «Страховая компания «Согласие», 2012 г.

 

За все годы деятельности СК «Согласие» не имела претензий со стороны Департамента Министерства Финансов РФ по надзору за страховой деятельностью, а также невыполненных в срок обязательств перед страхователями.

В рамках стратегии развития основными направлениями развития бизнеса ООО «Страховая компания «Согласие» на 2012-2014 годы станут:

1. Диверсификация  каналов продаж для более полного  охвата растущего розничного  сегмента, поиск новых форм взаимодействия  с партнерами и клиентами.

2. Продвижение  культуры ориентированности на  клиента как основы бизнеса  компании. Дальнейшее совершенствование  клиентского сервиса для соответствия  новому бренду и самым строгим  европейским стандартам.

3. Сохранение  и преумножение существующего  корпоративного портфеля, выход  на новые открывающиеся сегменты  корпоративного рынка страхования.

4. Активное  продвижение бренда как символа  успешности и надежности компании.

5. Оптимизация  линейки страховых продуктов  и приведение их в соответствие  с потребностями различных клиентских  групп.

6. Успешное  завершение интеграции бизнеса  в России, оптимизация бизнес-процессов  в операционной деятельности, внедрение  новых технологических решений.

Информация о работе Анализ финансовых показателей деятельности страховой компании