Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:26, курсовая работа
Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения был государственный бюджет. Бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину.
Введение
Понятие медицинского страхования
Определение медицинского страхования как вида социального страхования
История развития обязательного медицинского страхования
Социально-психологические вопросы медицинского страхования
Системы здравоохранения и медицинского страхования за рубежом
Медицинское страхование в странах Западной Европы
Медицинское страхование в Великобритании
3.2 Медицинское страхование в Германии
3.3 Медицинское страхование во Франции
3.4 Медицинское страхование в Италии
3.5 Медицинское страхование в Австрии
3.6 Медицинское страхование в Швейцарии
3.7 Медицинское страхование в Голландии
4. Медицинское страхование в странах Восточной Европы
4.1 Состояние медицинского страхования в Восточной Европе
4.2 Медицинское страхование в Болгарии
4.3 Медицинское страхование в Чехии
4.4 Медицинское страхование в Польше
4.5 Медицинское страхование в Венгрии
Выводы
Список использованной литературы
В медицинском страховании взаимодействуют четыре относительно самостоятельных субъекта:
Именно ради последнего − застрахованного гражданина осуществляется медицинское страхование как часть государственной социальной политики.
Каждый субъект медицинского страхования имеет свои интересы. Интересы различных субъектов страхования совпадают далеко неполностью. Иногда групповые интересы преобладают над общественными, это оказывает влияние на обсуждение и принятие решений центральными и территориальными органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, что приводит к принятию под давлением групповых интересов отдельных субъектов медицинского страхования, далеко не всегда совершенных законов и подзаконов нормативных документов.
Введение медицинского страхования в большинстве стран было результатом гражданского договора и само способствовало гармонизации отношений в гражданском обществе, в государствах с социально-ориентированной рыночной экономикой. В этих странах обязательное медицинское страхование, ставшее неотъемлемой частью широкой системы социального страхования, существует как осознанная необходимость для одних и желанная защита для других.
Идея введения медицинского страхования далеко не сразу и не у всех граждан получила поддержку. Это связано с тем, что определенная часть общества упорно связывает медицинское страхование с платностью медицинских услуг, дополнительными личными расходами, неравенством в медицинском обслуживании, связанным с финансовым положением. Некоторая вина за это заблуждение лежит на средствах массовой информации, которые не всегда четко различали и различают добровольное (коммерческое) и обязательное (социальное) медицинское страхование.
Пропаганда опыта добровольного медицинского страхования, ориентированного на платежеспособное население, а также введение добровольного медицинского страхования раньше обязательного, реализация медицинского страхования в условиях экономического кризиса, привели к искажению восприятия идей медицинского страхования в социальной психологии.
С вышесказанным связана настоятельная необходимость широкой разъяснительной и образовательной работы с субъектами страхования: гражданами, медицинскими работниками, представителями страхователей и страховых медицинских организаций, которые должны реально представлять себе свои интересы и интересы партнеров, их взаимозависимость и потребность гармонизации для успешного введения медицинского страхования, необходимого обществу в его сложной экономической ситуации, как реальная форма защиты интересов граждан в области медицинского обслуживания.
Чтобы осветить эти вопросы, необходимо остановиться на правах, обязанностях, интересах субъектов медицинского страхования и их защите.
Интересы субъектов медицинского страхования не всегда совпадают, каждый имеет свои права и нуждается в их защите. Медицинское страхование − это, в первую очередь, форма защиты интересов граждан в области здравоохранения в условиях перехода к рыночным отношениям.
В системе медицинского страхования граждане имеют право:
Эти права имеют и иностранные граждане, постоянно проживающие в стране. Страхователями работающего населения, как было сказано выше, являются работодатели, неработающего населения − государственные органы исполнительной власти, они уплачивают взносы в системе обязательного медицинского страхования. В добровольном страховании страхователями могут быть как сами граждане, так и работодатели.
Права и обязанности страхователя определены законом, страхователь имеет право:
Кроме того, предприятие-страхователь имеет право:
Страховщики, страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Органы и учреждения здравоохранения не имеют права быть их учредителями, но имеют право владеть акциями страховых организаций, при этом их суммарная доля не должна превышать 10% общего пакета акций страховой медицинской организации. Эти положения закона направлены на устранение возможности объединения интересов страховщиков и медицинских учреждений с целью диктовать условия страхования, цены на услуги и тарифы, по сути эти положения антимонопольные.
В соответствии с законом страховые медицинские, организации имеют право выбирать медицинские учреждения для оказания помощи и услуг по договорам медицинского страхования; участвовать в аккредитации медицинских учреждений; устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению и/или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и/или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Страховые медицинские организации обязаны: заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, выдавать страхователю (при групповом страховании) или застрахованному страховые медицинские полисы; осуществлять возвратность части взносов при добровольном страховании, если это предусмотрено договором; контролировать объем, сроки, качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защищать интересы застрахованных.
В системе медицинского страхования медицинские работники имеют в определенной мере интересы, совпадающие с интересами всех субъектов страхования, являясь гражданами, они могут быть страхователями и служащими страховых организаций, однако в первую очередь, как работники медицинских учреждений или лица, занимающиеся индивидуальной медицинской практикой, они выступают в качестве исполнителей медицинских услуг. Медицинская помощь в системе медицинского страхования оказывается учреждениями с любой формой собственности. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, заключают договоры со страховыми медицинскими организациями и работают в соответствии с ними. Содержанием договора определяются права и обязанности учреждения. Кроме того, все учреждения должны получить лицензию на осуществление определенных видов деятельности и услуг. Медицинские учреждения в системе медицинского страхования имеют право на выдачу документов.
2. Системы здравоохранения и медицинского страхования за рубежом
В настоящее время можно выделить три основные принципиально отличающиеся системы здравоохранения:
Практически ни в одной из достаточно развитых стран указанные системы не представлены в чистом виде. Более того, в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система.
Трудно назвать, помимо США, страны, где господствует частная медицина и частное добровольное медицинское страхование.
Например, во всех странах, даже с государственной системой здравоохранения, имеются организации и учреждения, осуществляющие добровольное, частное медицинское страхование.
Преимущественно государственная система здравоохранения развивалась как направление социальной политики государства. В результате государство усиливало свое влияние и контроль над деятельностью медицинских и страховых организаций.
Заслуживает внимания тот факт, что система здравоохранения, например, Великобритании создавалась с учетом опыта СССР. Опыт организации государственной системы здравоохранения Великобритании свидетельствует о её высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощи. Основная часть средств поступает из государственного бюджета и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения.
Существенным недостатком бюджетного финансирования здравоохранения является склонность к монополизму, игнорирование прав пациентов, как правило, отсутствие возможности выбора врача, лечебного учреждения.
В монополистической структуре неизбежно снижение качества медицинских услуг из-за диктата их представителя (производителя, продавца) и отсутствие возможности осуществления контроля за деятельностью медицинских учреждений со стороны пользователей, потребителей медицинских услуг.
Преимущественно страховая система основана на принципах солидарности. Она тесно связана со всей системой социального страхования и регулируется одним законодательством. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность осуществления контроля над использованием страховых средств, застрахованным − возможность выбора врача, лечебно-профилактического учреждения. В страховой медицине наиболее важными являются проблемы обеспечения равного доступа и оплаты медицинской помощи, оказываемой лицам из групп повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), оптимального распределения финансовых ресурсов среди групп застрахованных.
Финансирование подобных систем осуществляется из трех источиков:
Так в Германии действует одна из наиболее развитых систем социального медицинского страхования. Она была введена в Европе в 1883 г. Бисмарком, и в настоящее время ею охвачено более 90% населения (8% − охвачено частным медицинским страхованием и за 2% неимущих платит государство). Эта система обеспечивает необходимую медицинскую помощь в случае заболевания для всех застрахованных.
Система обязательного страхования осуществляет свою деятельность через некоммерческие страховые организации − больничные кассы. Это независимые самоуправляемые организации, структура которых определена законодательно. Существует несколько видов касс: местные (преимущественно для неработающих, членов семей застрахованных), расположенные по месту жительства, производственные (по месту работы), морские, горняцкие, сельскохозяйственные и эрзац кассы (главным образом для служащих). Контроль и управление за их деятельностью осуществляет правительственное агентство.
Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования. В системе социального страхования существует более двадцати различных видов, в том числе медицинское − по болезни, временной нетрудоспособности, несчастному случаю, беременности и родам.
Информация о работе Системный обзор функционирования медицинского страхования в странах ЕС