Системный обзор функционирования медицинского страхования в странах ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения был государственный бюджет. Бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину.

Содержание

Введение
Понятие медицинского страхования
Определение медицинского страхования как вида социального страхования
История развития обязательного медицинского страхования
Социально-психологические вопросы медицинского страхования
Системы здравоохранения и медицинского страхования за рубежом
Медицинское страхование в странах Западной Европы
Медицинское страхование в Великобритании
3.2 Медицинское страхование в Германии
3.3 Медицинское страхование во Франции
3.4 Медицинское страхование в Италии
3.5 Медицинское страхование в Австрии
3.6 Медицинское страхование в Швейцарии
3.7 Медицинское страхование в Голландии
4. Медицинское страхование в странах Восточной Европы
4.1 Состояние медицинского страхования в Восточной Европе
4.2 Медицинское страхование в Болгарии
4.3 Медицинское страхование в Чехии
4.4 Медицинское страхование в Польше
4.5 Медицинское страхование в Венгрии
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

оэф курсовая.docx

— 81.32 Кб (Скачать файл)

Законодательством утвержден единый порядок страхования, которым охвачено 80% населения. Система страхования, включающая в себя более 90 страховых компаний, контролируется общенациональной организацией. Фонды социального страхования, сформированные на национальном уровне, осуществляют финансирование обязательной программы страхования здоровья. Пополнение финансовых средств осуществляется путем введения страховых налогов, что составляет 90% объема фонда. При этом страховой налог равен 60% фонда оплаты труда.

Кроме обязательного государственного страхования существует сеть дополнительного страхования и местные фонды социальной помощи. За счет последних получают медицинское обслуживание незастрахованные французы, число которых едва превышает 2%.

В Бельгии раньше, чем в других странах была введена практика государственных дотаций оплат медицинского обслуживания. В системе медицинского страхования работает шесть общенациональных союзов страховых фондов: католический (45% населения), социалистический (26%), либеральный (7%), профессиональный (15%), независимый (4%) и вспомогательный (1%). Таким образом, 98% бельгийцев охвачено обязательным медицинским страхованием, и только 1% − частным.

Управление системой медицинского страхования осуществляет Национальный Институт по болезни и инвалидности. Крупнейшие страховые компании не имеют своей ниши в системе медицинского страхования. Высокий уровень социальной защиты, всеохваченность государственным медицинским страхованием, удовлетворенность качеством медицинского обслуживания исключил острую необходимость развития частного страхования.

Современное состояние общественного здоровья Японии характеризуется очень высокими показателями: ожидаемая продолжительность жизни − 80 лет − самая высокая для развитых стран мира. Младенческая смертность − 4,4 случая на 1000 живорожденных, − самая низкая в мире. Эти успехи обусловлены высоким уровнем организации медицинского страхования в Японии, основанной на национальной системе обязательного медицинского страхования. Высокая продолжительность жизни в стране заставила Министерство здравоохранения и благосостояния уделить особое внимание проблеме организации помощи и ухода на дому для пожилых людей.

Важно подчеркнуть, что в Японии разные группы населения, независимо от уровня доходов, имеют одинаковую возможность получать медицинскую помощь. Врачи не только выписывают лекарства, но и обеспечивают пациентов лекарствами. В результате страна занимает первое место в мире по потреблению медикаментов на душу населения.

Преимущественно частная система медицинского страхования, наиболее широко представленная в США, характеризуется децентрализованностью, высоким развитием инфраструктуры страховых организаций и отсутствием государственного регулирования.

Для большинства населения США страхование здоровья является частным делом каждого. Добровольной, частной формой медицинского страхования охвачено более 80% населения. В США примерно 1500 частных страховых компаний. Из них две самые крупные, занимающиеся только страхованием здоровья, − «Синий Крест» и «Синий Щит». Это частные страховые компании, занимающиеся добровольным страхованием, получающие при этом сверхприбыли.

Наряду с частной системой медицинского страхования в США существует две правительственные программы, находящиеся на государственном финансировании − это «Медикэр» (для медицинской помощи пожилым − после 65 лет) и «Медикейд» (для безработных, неимущих и некоторых групп инвалидов). Однако только 46% американцев с низким доходом получили возможность зарегистрироваться и получать пособия в рамках программы «Медикейд». Программой обязательного социального страхования престарелых («Медикэр») охватываются все граждане старше 65 лет, поэтому она считается более успешной. Однако престарелые пациенты вынуждены сами платить из своего кармана за первый день госпитализации, за посещение врачей в поликлинике и почти за всю долгосрочную помощь в домах сестринского ухода.

Следует подчеркнуть, что именно в США разрабатываются и внедряются эффективные медицинские технологии, развертываются передовые научные исследования и, в результате, успешно реализуется медицинская помощь высокого качества.

Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, в настоящее время, по-видимому, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением.

 

3. Медицинское  страхование в странах Западной  Европы

      3.1. Медицинское страхование в Великобритании.

Век двадцатый является точкой отсчета для обязательного медицинского страхования и национальной системы здравоохранения в странах Европы. В начале двадцатого века во многих европейских странах был принят закон об обязательном медицинском страховании, который скрепил отношения трудящихся и предпринимателей, государства и его граждан. Согласно этому закону, взносы за предоставление медицинских услуг частично оплачивали рабочие и предприниматели (от 25 до 40%). Государство также вносит свою лепту в систему оплаты предоставляемой медицинской помощи. В дальнейшем динамика финансирования определялась большим участием государства и его усиливающимся контролем данной сферы. Стремление к осуществлению контроля воплотилось в создании государственной (национальной, бюджетной) медицины. В таких странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и др., медицинское страхование постепенно трансформировалось в государственную медицину.

В Великобритании реформа медицинского страхования, подтвержденная «Актом о национальном страховании», принятым в 1911 г., стала примером для других стран. Изначально реформой не предусматривалось внесение страховых взносов только за счет государства. Согласно Акту рабочие низкой квалификационной категории не оплачивали свою медицинскую страховку, квалифицированные рабочие вносили свою часть взноса, равно как предприниматели и государство. Таким образом, страховой полис для каждого рабочего оплачивался из трех источников, но в разных процентных частях. Акт 1911 г. законодательно закрепил общественное согласие, когда богатый платит за бедного, здоровый за больного.

В 1913 г. была проведена новая реформа медицинского страхования. Государство взяло на себя покрытие всех расходов, связанных со страхованием на случай болезни и инвалидности. Граждане освобождались от уплаты соответствующего налога, а средства выделяло государство из бюджета. Покрытие расходов на медицинское обслуживание предполагало всеобщий государственный контроль в сфере здравоохранения. Система медицинского страхования трансформировалась в страхование «без взносов», что и стало предпосылкой для реформы 1948 г., когда в Великобритании была создана бюджетная Национальная служба здравоохранения.

В современном обществе существуют, дополняя друг друга, следующие формы организации медицинской помощи:

• платная (частная) медицина;

• добровольное медицинское страхование;

• обязательное медицинское страхование;

• национально-государственная система здравоохранения.

Одним из признаков благополучия общества считается способность государства обеспечить охрану здоровья своих граждан. Тем не менее история вносит свои коррективы. Государственное здравоохранение предполагает одинаковые медицинские услуги для всех социальных групп. Но для того чтобы удовлетворить запросы всех слоев общества, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень сервиса. Под силу ли это государству? Разный достаток и социальный уровень предполагают разные требования.

Государственная медицина, как и всякая иная, одной рукой дает, другой «урезает». Кто хочет тратить больше, чем необходимо? Правительство умеет считать деньги. Схемы и протоколы диагностики и лечения, которые применяются при определенных заболеваниях в Великобритании и США, значительно разнятся. В Туманном Альбионе протоколы имеют более «урезанный» вид. Забота о здоровье граждан там в чем-то напоминает сюжет басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» − вроде бы и сыр дают подержать, но никак не получается его съесть.

Альтернативой государственной медицине являются добровольное, обязательное медицинское страхование и платная медицина.

Для самого многочисленного среднего класса особенно актуально добровольное медицинское страхование, даже несмотря на то, что часть средств вносят сами застрахованные. Эти расходы они готовы нести в обмен на более высокое качество медицинского обслуживания. Страховые компании, предлагая полис добровольного медицинского страхования, подтверждают его своей ответственностью за каждый страховой случай, гарантируя полноценную диагностику и лечение и как следствие корректный диагноз.

Граждане, стоящие на верхней ступени социальной лестницы, предпочитают частную медицину.

Сосуществование разных форм медицинской помощи в обществе вполне естественно. Никакой особой конкуренции. Если говорить о государственной медицине, то она «опекает» всех граждан без исключения, медицинский сервис всем доступен, никто не обделен.

Обязательное медицинское страхование по уровню и объему сервиса схоже с государственной медициной, но несет новые обязательства, а значит, предполагает ответственность перед клиентом. Добровольное медицинское страхование строго контролирует уровень оказываемой помощи, дополняя ее более качественным сервисом. Частная медицина стремится соединить высокий профессионализм и максимальный комфорт.

Еще один аспект медицинского сервиса, который выпадает из поля зрения пациента, но является крайне важным для врача: каждая форма медицинского обслуживания предполагает разную оплату труда медицинского персонала. Самая низкая оценка труда врача и медсестры в системе государственной медицины. Далее следуют обязательное медицинское страхование, добровольное; высокую заработную плату предлагает частная медицина. Соответственно зарплате повышается заинтересованность врача и его отдача.

Учитывая все факторы, можно сделать вывод, что всякая медицина хороша, если не культивировать и не монополизировать только одну ее форму.

Тем не менее, в Великобритании на сегодняшний день государственная медицина довлеет над другими ее формами и является приоритетной.

Для Великобритании национальная система здравоохранения уже давно стала привычной, устоявшейся и незыблемой.

Как решает проблемы со здоровьем английский обыватель?

Государственная медицина Великобритании несложна для восприятия украинского гражданина. Дело в том, что она, как две капли воды, похожа на нынешнюю отечественную систему здравоохранения. Схема проста и привычна − каждый гражданин приписан к медицинскому центру по месту жительства (аналог нашей районной поликлиники). Если возникает проблема со здоровьем, англичанин записывается на прием к закрепленному за ним врачу (в нашей системе − участковый терапевт). Далее следует ожидание своей очереди, но более длительное чем у нас, − попасть к врачу иногда можно в течение недели. При необходимости срочной консультации схема следующая − ожидание пару часов в «живой» очереди к врачу, у которого окажется «окно» в приеме. Терапевт устанавливает первичный диагноз (зачастую он же и окончательный). Попасть на прием к врачу − узкому специалисту − или же пройти лабораторные и диагностические обследования можно только по назначению терапевта. Даже измерение артериального давления (АД) выполняется по показаниям врача с частотой, указанной в протоколе исследования.

Например, при подозрении на гипертоническую болезнь врач не будет опережать события, сразу же назначая лекарственную терапию. Согласно нормам Британского общества по лечению гипертензии (British Medical Journal, 1989, № 298, р. 694-698) только уровень АД выше 160/100 насторожит британского терапевта и заставит задуматься о гипертензии. И это в случае, если такой показатель будет зафиксирован трижды за трехмесячный период. Это значит, что пациент сможет посетить врача не более трех раз в течение трех месяцев. Врачи «тянут» время с окончательным установлением диагноза, потому что согласно английской статистике у 25% пациентов за данный период АД нормализуется. Если уровень АД все же высокий, то рекомендации врача пациенту будут следующими:

• исключить курение;

• при избыточной массе тела соблюдать диету;

• уменьшить количество употребляемого алкоголя;

• уменьшить количество потребляемой соли;

• регулярно выполнять физические упражнения (три раза в неделю по 30 мин);

• по возможности избегать стрессов.

Граждане Великобритании добросовестно выполняют предписания своих врачей. Только если АД не поддается коррекции при выполнении рекомендаций врача, то приступают к лекарственной терапии.

Процесс ожидания пациентом своей очереди на прием к врачу − характерная черта государственной медицины Великобритании. Данное правило распространяется и на пациентов с жизненно опасными заболеваниями. Установленный диагноз онкологического заболевания не ускоряет получение медицинской помощи. Зачастую химиотерапия становится доступной только по истечении 2-10 мес. К сожалению, не все пациенты доживают до данного лечения.

Государственная медицина Великобритании напоминает тихую пристань социального равенства среди давящих небоскребов капиталистического бытия. Из собственного печального опыта знаем, что «уравниловка» в любой сфере деятельности не сопутствует прогрессу. Но англичане на генетическом уровне не приветствуют глобальных изменений, сопротивляясь всему непривычному.

Государственная медицина определяет доступность медицинских услуг для каждого, что немаловажно. Великобритания предоставляет бесплатное медицинское обслуживание всем имеющим право на проживание в стране, независимо от гражданства и уровня доходов.

Особенностями государственной медицины в Великобритании являются современное медицинское оборудование и высокий профессионализм персонала.

Национальная система здравоохранения Великобритании предусматривает строгий контроль за подбором медицинских кадров. Так, чтобы оказаться у постели английского пациента в качестве врача, украинскому специалисту необходимо выдержать два основных экзамена: международный тест на знание английского языка (International English Language Testing System − IELTS) и тест департамента по определению лингвистического и профессионального уровня (Professional and Linguistic Assessment Board (PLAB) test), который сдают в два этапа с определенным интервалом. Успешная сдача вышеуказанных экзаменов еще не является залогом самостоятельной врачебной практики. Возможна врачебная деятельность, но под контролем другого врача. Перспектива профессионального становления в Туманном Альбионе очень заманчива, но достаточно отдаленная. Достигают успеха наиболее целеустремленные и настойчивые.

Информация о работе Системный обзор функционирования медицинского страхования в странах ЕС