Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:21, курс лекций
Задача 1.1. Необходимо определить объем продаж, начиная с которого фирма не несет убытков. Цена сборных ж/б балок составляет 700 руб / м3, постоянные затраты — 60 000 руб., переменные затраты составляют 400 руб. на единицу продукции.
Задача 6.2. Зарплата столяра в месяц составляет 2475 руб. По приказу по организации ему начислена премия 800 руб. Определить зарплату столяра за текущий месяц.
«Под сметной нормой
рассматривается совокупность ресурсов (затрат
труда работников строительства, времени
работы строительных машин,
потребности в материалах, изделиях
и конструкциях и т.п.), установленная
на принятый измеритель строительных,
монтажных или других работ...»
Главной функцией сметных норм является определение
нормативного
количества ресурсов, минимально необходимых
и достаточных для выпол-
1 «Методика определения стоимости строительной
продукции на территории Российской
Федерации» МДС 81 -35.2004.
14
нения соответствующего вида работ,
как основы для последующего пере-
хода к стоимостным показателям.
Методические основы ценообразования
в строительстве складывались
На протяжении длительного периода времени.
В условиях плановой советской
экономики действовала система
центра-
низованного государственного регулирования
сметного ценообразования и
осуществлял его Госстрой СССР.
В этот период в состав Строительных
норм и правил (СНиП) вошли
сметные нормы и правила (СНиП IV —
84).
В период либерализации
экономики в 90-е годы на смену жесткому го-
сударственному регулированию сметного
ценообразования в строительстве
пришла система свободных (договорных)
цен, формируемых заказчиком и
подрядчиком. При этом стороны должны
руководствоваться единым под-
ходом к определению стоимости строительства,
чтобы прийти к соглаше-
нию о цене. Поэтому и в условиях рыночной
экономики сохранилась необ-
ходимость регулирования ценообразования
в строительстве.
Начиная с 1992 г. эту работу
проводил Госстрой России, а после
его ли-
квидации в 2004 г. эти функции перешли к Министерству регионального
развития РФ.
Регулирование вопросов ценообразования
в субъектах РФ осуществля-
ют Региональные центры по ценообразованию
в строительстве (РЦЦС).
В условиях реформирования
экономики страны новые подходы
к цено-
образованию в строительстве нашли отражение
в «Основных положениях
(концепции) ценообразования и сметного
нормирования в строительстве в
условиях развития рыночных отношений»
(1993г.). А в 1994г. на их основе
был разработан «Свод правил по определению
стоимости строительства в
составе предпроектной и проектно-сметной
документации» (СП 81-01-94).
С учетом изменений и дополнений основные
положения Свода правил были
конкретизированы в «Методических указаниях
по определению стоимости
строительной продукции на территории
субъектов РФ» (МДС 81-1.99). И, на-
конец, в 2004 г. Свод правил и Методические
указания были заменены
«Методикой определения стоимости
строительной продукции на террито-
рии РФ» (МДС 81-35.2004).
Наряду с методикой
действуют постоянно
указания, рекомендации, письма правительственных
органов по вопросам
ценообразования в строительстве, определению
сметных цен на ресурсы,
разработке и применению элементных
сметных норм и единичных расце-
нок, нормированию накладных расходов
и сметной прибыли.
По мере технического развития
строительства накапливался опыт смет-
ного нормирования и сметно-нормативная
база пересматривалась, постоян-
но обновлялась и совершенствовалась.
Традиционно основные сметные нормы
были представлены в составе
СНиП IV-84. Эта база являлась результатом
огромного опыта сметного нор-
мирования, знаний и труда специалистов
многих научно-исследовательских и
проектных институтов. Однако жестко
регламентированные на общесоюз-
15
ном уровне нормы и цены, разработанные
методы усреднения, не позволя-
ли учесть конкретные условия производства
работ. Недостатки базы 1984 г.
пытались устранить при разработке СНиП
4-91. Однако распад СССР и
кризисная ситуация 90-х годов не позволили
решить эту задачу в полной
мере. Относительная стабилизация цен
в строительстве в 1997г., позволила
поставить вопрос о переходе на новую
сметно-нормативную базу 2001г.
В настоящее время в
строительстве действует новая
сметно-нормативная
база 2001 г., обновились многие основные
методические документы по це-
нообразованию в строительстве. В то же
время допускается также приме-
нение старой сметно-нормативной базы
1984 г. с приведением ее в текущий
уровень цен методом индексации.
Переход на новую сметно-нормативную базу 2001 года обусловлен
про-
изошедшими за последние годы изменениями
в технологиях строительного
производства, широким применением новых
материалов, изделий и конст-
рукций. Это начало системной и постоянной
работы по ее развитию в соот-
ветствии с требованиями строительного
рынка страны. В перспективе пере-
ход на новую сметно-нормативную базу
позволит привести систему смет-
ных нормативов в соответствие с новыми
требованиями рыночной эконо-
мики и соблюдения единого методологического
подхода.
Состав и структура сметной стоимости
Стоимость строительно-монтажных
работ (СМР) включает в себя пря-
мые затраты, накладные расходы и сметную
прибыль.
Прямые
затраты (ПЗ) — это затраты, которые учитывают основную
заработную плату рабочих-строителей
(ЗП), расходы на эксплуатацию
строительных машин и механизмов (ЭМ),
в т.ч. зарплату машинистов, а
также стоимость строительных материалов,
изделий и конструкций (М):
ПЗ = ЗП + ЭМ + М (3.1)
Накладные
расходы (HP) — это затраты строительно-монтажных
орга-
низаций, связанные с созданием необходимых
условий для строительства,
его обслуживанием, организацией и управлением.
Накладные расходы
включают:
Сметная
прибыль (СП) строительной организации — это отчисления
денежных средств для покрытия расходов
строительной организации на
16
развитие производства и материальное
стимулирование работников. Эти
расходы включают: затраты на развитие
производства, модернизацию обо-
рудования, расходы на уплату налога на
прибыль по установленной зако-
ном ставке, затраты на материальное
стимулирование работников и др.
Таким образом, сметная стоимость СМР
определяется как:
cv=ro+HP+en (з.2)
Сумма ПЗ и HP образует сметную
себестоимость строительно-
монтажных работ.
Основным инструментом
для определения цены или стоимости
объектов в
11 роительстве является единичная расценка
(стоимость) отдельного вида СМР.
I ■ диничные расценки могут быть индивидуальными
или нормативными. Инди-
иидуальные расценки применяются в основном
на крупных объектах, соору-
жаемых с использованием нетрадиционных
строительных технологий или ме-
\;шизмов, или в тех случаях, когда большинство
строительных материалов
изготавливается непосредственно на строительстве.
Единичные расценки
нключают в себя только прямые затраты.
Учет сметной прибыли, накладных
расходов и налогов производится в
сметном расчете.
Расчет цены в строительстве
осуществляется методом суммирования
стоимости всех конструктивных элементов
и видов работ по строящемуся
объекту. Таким образом, формируется сметная
стоимость строительства —
сумма денежных средств, необходимых для
его осуществления в соответст-
вии с проектом.
Сметная стоимость строительства
определяется проектной организацией
по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки
проектной докумен-
тации. Исходя их сметной стоимости, ведется
учет и отчетность деятельно-
сти строительных предприятий, производится
её оценка.
Для определения сметной
стоимости строительства
дующие исходные данные:
Сметные нормативы
Сметный норматив — это документ,
содержащий расценки на выполне-
ние единичных или укрупненных работ.
Виды сметных нормативов:
17
Использование тех или
иных сметных нормативов зависит
от требований к
используемым нормативам со стороны заказчика
СМР. В частном случае сто-
роны (заказчик и исполнитель) могут договориться
о договорных расценках и
далее рассчитать стоимость работ исходя из этого. На практике
чаще всего ис-
пользуют либо федеральные, либо территориальные
нормативы (если таковые
выпускались в данном регионе). Реже применяются
отраслевые нормативы
(например, в нефтедобывающей отрасли
энергетики) и еще реже используются
нормативы, разработанные конкретной
организацией.
Использование федеральных
норм в регионах требует их корректировки
с учетом цен на местные материалы. Территориальные
же нормативы, вы-
пущенные местными проектными институтами
или региональными цен-
трами по ценообразованию, уже учитывают
поправки на местные условия,
поэтому их использование в регионе
предпочтительнее.
В настоящее время для
определения сметной стоимости
СМР на терри-
тории России используются: Государственные
элементные сметные нормы на
строительные (ГЭСН — 2001) и ремонтно-строительные
(ГЭСНр — 2001) ра-
боты, работы по монтажу оборудования
(ГЭСНм — 2001) и пусконаладоч-
ные работы (ГЭСНп — 2001). Каждая из
указанных групп нормативов
включает соответствующий ряд сборников
и указания по их применению.
Состав сборников приведен в Приложении
1.
Также, в состав групп нормативов
по строительным и ремонтно-
строительным работам входят сборники
сметных норм затрат на строительство
временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001
и ГСНр 81-05-01-2001) и
сборники сметных норм дополнительных
затрат при производстве работ в
зимнее время (ГСН 81-05-02-2001 и ГСНр-81-05-02-2001).
Новые сметные нормы
обязательны для применения, если
строительство
осуществляется с привлечением средств
государственного бюджета всех
уровней и целевых внебюджетных фондов.
Если финансирование строительства
осуществляется за счет собствен-
ных средств предприятий и физических
лиц, сметные нормативы носят ре-
комендательный характер. При финансировании
строительства без привле-
чения бюджетных средств для составления
сметной документации может
быть использована любая нормативная
база, в т.ч. и база 1984 года.
На основании государственных
элементных сметных норм (ГЭСН) раз-
рабатываются федеральные и территориальные
единичные расценки в це-
нах 2001 года. Федеральные единичные расценки
(ФБР), как и ГЭСН, со-
стоят из сборников расценок на строительные
работы (ФБР — 2001), ре-
монтные работы (ФЕРр — 2001), монтаж оборудования
(ФЕРм — 2201) и
18
иусконаладочные работы (ФЕРп — 2001). Перечень
утвержденных и разра-
батываемых сборников ФЕР приведен
в Приложении 1.
Территориальные единичные
расценки (ТЕР — 2001) разрабатываются
региональными центрами по ценообразованию
в строительстве в базовом
уровне цен. Территориальные единичные
расценки включают стоимость
местных материалов, используемых
при строительстве.
Для определения сметной стоимости
строительства составляется смет-
ная документация.