Анализ направления регламентации деятельности должностных лиц таможенных органов на примере таможни и таможенных постов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Таможенная сфера является саморазвивающейся системой Казахстана. С обретением независимости и суверенитета Республики Казахстан объективно потребовалось принципиально новое законодательство. Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений стала таможенная сфера.

Содержание

Введение
1. Таможенное дело в Республике Казахстан, его роль в обеспечении экономической безопасности страны.
§1.1. Понятие и содержание таможенного дела.
§ 1.2. Таможенная политика и таможенное законодательство.
2. Правовые основы деятельности должностных лиц таможенных органов.
§ 2.1. Основные характерные черты должностных лиц в таможенных органах.
§ 2.2. Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов.
§2.3. Организация деятельности в таможенных органах Республики Казахстан.
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Механизм совершенствования  системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для понимания сущности управления в таможенных органах  необходимо знать особенности, которые  присуши этому управлению. К ним  относятся:

    • ярко выраженная нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности;
    • осуществление полномочий органа государственного управления;
    • динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и пособниками;
    • относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управления.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные  экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что он играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в нем процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и волн людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании системы управления и при организации их функционирования.

К ним относятся:

  1. закон единства системы управления:
  2. закон пропорциональности;
  3. закон оптимального соотношения функций управления;
  4. закон соотносительности управляющей и управляемой системы и др.

Действие закона единства системы управления проявляется в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших его звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления со всем составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального, пропорционального функционирования управляющей и управляемой системе, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы - таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление оперативно-розыскной деятельности и других функций, чтобы она могла и минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию его функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органом.

Централизованный управление не означает предельно жестокой регламентации  деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы  существует свой оптимальный уровень  централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень его развития.

Закон соотносительности  управляющей и управляемой систем предполагает высокое обеспечение  соответствия управляющей системы  управляемой.

Изменение соотносительности может происходить под воздействием различных факторов, в основном - организационных и экономических. Прежде всего, уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Через законы раскрывается содержание теории управления, основные функций, методы и структуры, а также  особенности управления. Поэтому  главным в использовании законов  управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные  законы управления, так и на формирующуюся, на их основе единую систему принципов. Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются управляющая система. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы. Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Действуют они специфически в каждой управленческой системе. К основным общим принципам управления относятся:

  • принцип системности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип информационной достаточности;
  • принцип оптимальности;
  • принцип соподчиненности и ряд других.

Системность - ведущий  принцип управления. Системность  в управление таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное  и функциональное единство системы. Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в  условиях небывалого роста объемов  информации в таможенной системе, в  том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информации информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности  управления.

Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами. Важное значение в таможенной системе  имеют и находятся в различной  степени реализации и другие общие  принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах делятся на две большие группы:

  1. принципы, применяемые в экономической социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности;
  2. принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Казахстан.

К частным относятся  следующие принципы управления: законности; централизации в сочетании с  разумной децентрализацией; непрерывности; оперативности; гибкости; ответственности: преемственности: нацеленности на конечный результат и др.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как  принцип организации и деятельности государственной службы: принципы подбора  кадров: их обучение и воспитание; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические  принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и  административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести  принципы управления: единоначалия; конкретности; разделения труда, скалярной; иерархии; единства распорядительства и одного начальника; делегирование полномочий; диапазоны управления и др.

Принципы единоначалия предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установления в строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте  и объеме властных полномочий предоставляемых  для решения поставленных задач перед данной структурой, а именно:

  • наличие законодательного обеспечения реализации - этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав;
  • в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей, единоначальников;
  • в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства:
  • в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов Председатель Комитета таможенного контроля (далее КТК) Республики Казахстан.

Наиболее важные вопросы  руководства таможенным делом рассматриваются  на заседаниях коллеги КТК Республики Казахстан. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом КТК. обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.

На принципе единоначалия действуют начальники (областных) Департаментов таможенного контроля (ДТК) и других организаций, подведомственных КТК Республики Казахстан.

Принцип единоначалия реализуют  своей управленческой деятельностью  начальники таможен и таможенных постов.

Успех управления таможенными  органами обеспечивается единством  действий всех должностных лиц, органов  и организаций таможенной системы. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функции и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые КТК РК нормативные документы, положения о таможенных органах Республики Казахстан и их подразделениях.

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа  ситуации, для чего нужна добротная  научная информация о системе  управления и о его внешней  среде.

Принцип разделения труда  предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям в системе управления. Каждое звено системы управления таможенным органам должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что таможенный орган должен иметь  четко определенную, иерархическую  структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или  подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительности и одного начальника определяет, что  каждый сотрудник получает приказы  и распоряжения только от одного начальника, т.к. это необходимые условия единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования  полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее  должностное лицо должно нести ответственность  за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

Функция управления - это  конкретный вид деятельности менеджера (руководителя, командира, начальника) для реализации которого требуются  определенные управленческие работы (операции).

В таможенных органах  функции управления занимают важнейшее место, т.к. они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Классифицируя функции  управления в системе таможенных органов, их можно разделить на:

  • общие функции управления, отражающие стадии процесса управления;
  • специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они  универсальны, т.к. характеризуют процесс  управления любым объектом.

Для того чтобы реализовать  ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций). Таким образом, под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Реализация каждой конкретно  взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических  только для этой функции управленческих работ (операций).

Объективные возможности  таможенных органов могут быть выявлена на основе анализа и прогнозирования оперативно-служебной обстановки. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру можно не только зафиксировать состояние компонентов системы, но и выявить и взаимоотношения и взаимозависимость. При этом анализ в системе управления распространяется не только па него в целом, но и на каждый компонент управленческого цикла.

Информация о работе Анализ направления регламентации деятельности должностных лиц таможенных органов на примере таможни и таможенных постов