Анализ направления регламентации деятельности должностных лиц таможенных органов на примере таможни и таможенных постов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Таможенная сфера является саморазвивающейся системой Казахстана. С обретением независимости и суверенитета Республики Казахстан объективно потребовалось принципиально новое законодательство. Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений стала таможенная сфера.

Содержание

Введение
1. Таможенное дело в Республике Казахстан, его роль в обеспечении экономической безопасности страны.
§1.1. Понятие и содержание таможенного дела.
§ 1.2. Таможенная политика и таможенное законодательство.
2. Правовые основы деятельности должностных лиц таможенных органов.
§ 2.1. Основные характерные черты должностных лиц в таможенных органах.
§ 2.2. Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов.
§2.3. Организация деятельности в таможенных органах Республики Казахстан.
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Анализ и прогнозирование  таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Таможенная оперативно-служебная  обстановка - это совокупность взаимосвязанных элементов с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность.

Основными элементами таможенной оперативно-служебной обстановки являются:

  1. обслуживаемые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - казахстанские и иностранные физические и юридические лица, виды, объемы и направления товарных потоков в зоне деятельности таможенного органа, распределение их по времени, месту и видам транспорта;
  2. наличие участников ВЭД, злостно нарушающие таможенное законодательство и их пособников: контрабандистов и их пособников, около таможенных криминальных структур и их пособников, пытающихся осуществить отрицательное воздействие на таможенные органы; сведения об их устремлениях, планах, замыслах, времени, месте, стратегии и тактике осуществления преступлений и нарушений, таможенных правил;
  3. силы и средства таможенных органов и их возможности по выполнению возложенных на них функций и задач;
  4. общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов Республики Казахстан;
  5. среда, в которой осуществляется таможенная деятельность.

Планирование - это основная функция управления, посредством  которой в таможенных органах вырабатывается организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяется цели и направления движения системы, разрабатывается методы, с помощью которых реализуется существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий, исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению пели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ, как:

    1. определение цели управления:
    2. выявление проблемы, мешающие достижению цели;
    3. выработка и принятие управленческих решений по достижению поставленной цели;
    4. разработка организационного плана реализации принятого решения;
    5. согласование разработанного плана;
    6. утверждение его старшим начальникам.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (КТК РК); оперативном (ДТК); тактическом (таможни, таможенные посты). Кроме того, оно способствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы - долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяет конечные результаты управления. Годовой и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия - их создает другая функция управления - организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой создаются условия для выполнения планирования планов. Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектов управления создаются  условия, необходимые для успешного  проведения в жизнь принятых решений, в т. ч. утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется  посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач  по выполнению решении и разработанных  планов: организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием понимают основную функцию управления, посредством  которой возрастает эффективность  деятельности подчиненных, иди устраняются  отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться  путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием  отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции  управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как; анализ результатов  контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач  до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования. Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации в текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах се движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Дня того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль - это основная функция управления, посредством  которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль над реализацией  принятых решений направлен на выявление  соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение, в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и  методы контроля производными от оперативно-служебной  обстановки. Контроль ведется в двух направлениях:

  1. с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отдела, таможенных постов и других структурных подразделений;
  2. с другой стороны, совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений,

Для реализации функции "контроля" требуется выполнить  такие менеджерские работы, как:

  • определение объектов, сроков, методов контроля;
  • определение исполнителей контроля и их подготовка;
  • подготовка объекта контроля;
  • осуществление контроля;
  • обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим  не только при рассмотрении результатов  исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи  друг с другом и представляют собой единое цело.

Таким образом, управление в таможенных органах - это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной  деятельности, па всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

К специфическим функциям управления в таможенных органах  относятся следующие функции:

  • функции управления таможенной деятельностью, т.е. управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию;
  • функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью);
  • функция управления социальной деятельностью (управление кадров, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальное обеспечение);
  • функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управления административной деятельностью;
  • управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством: управление всесторонним

материально - техническим  обеспечением).

Таким образом, специфические  функции управления в таможенных органах обусловлены самой сущностью  оперативно-служебной деятельности и ее многогранностью.

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов  и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают  общие и частные методы.

Общие методы управления направлены па решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяются способом достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы. Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (областные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

Методы прямого воздействия  опираются на волю и авторитет  государства. К ним относятся  организационно-распорядительные и  правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

В таможенных органах  применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включает регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них и заключается в разработке и введении в действие организационных положений:

  • положения организационного характера. устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом;
  • положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия;
      • типовые структуры подразделений;
  • должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование заключается  в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в  деятельности, устанавливают ее границы  по верхним и нижним пределам. Организационное  нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе.

Инструктирование - это  методическая и информационная помощь, направленная на успешное выполнение работы (операций).

Методы распорядительного воздействия выражают в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированные путем организационного воздействия. В основу методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем решения коллегии КТК РК, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме.

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения - их заместители и  руководители функциональных служб, в  пределах делегированных им прав и  полномочий.

Суть методов дисциплинарного  воздействия состоит в установлении ответственности и предназначены для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических  средств и способов воздействия  на элементы социально-экономической  системы и отношения между  ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливаю место всех таможенных органов в  таможенной системе и методы руководства  ими, определяет характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Деятельность управленческого  аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социальные и психологические  методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия па процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проходящие внутри его.

Целью социальных и психологических  методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов.

Экономически методы управления - это система способов целенаправленного воздействия  на объект управления, построенная на использование экономических интересов.

Информация о работе Анализ направления регламентации деятельности должностных лиц таможенных органов на примере таможни и таможенных постов