Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.
Гражданин России, избравший профессию
таможенника, добровольно возлагает
на себя обязанность неуклонно
Граждане, поступающие на службу в таможенные органы, и сотрудники таможенных органов, занимающие соответствующие должности, должны быть способны по состоянию здоровья выполнять возложенные на них функции.
Требования к состоянию
Совокупность данных положений позволяет сформулировать следующее определение: государственным служащим таможенных органов является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном Федеральным законом порядке включенную в штатное расписание должность в соответствующем таможенном органе, имеющий специальное звание, заключивший с таможенным органом контракт, принявший присягу на верность Российской Федерации, осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета РФ и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
Сотрудник таможенных органов имеет определенный правовой статус. Для него определены особые условия поступления на службу, прохождение и прекращение службы. Характеристику отдельных его элементов необходимо начать с определения 'статутного', основополагающего элемента - системы специальных званий. Именно с этим связано правовое установление должностных лиц таможенных органов в качестве служащих особого вида государственной службы. Для службы в таможенных органах, как разновидности милитаризованной государственной службы, характерно значительное влияние специальных званий на условия ее прохождения. Звание отражает уровень общей и специальной подготовки, служебное положение и авторитет каждого служащего таможенных органов. В условиях таможенной службы объем служебных, особенно властных полномочий, прав на некоторые льготы и гарантии зависит не только от занимаемой должности, но и от специального звания. Лицам, назначенным на соответствующие должности в таможенных органах, присваиваются специальные звания, за исключением лиц, назначенных на должность стажером. Порядок их присвоения устанавливается Федеральным законом, указами Президента РФ, приказами ГТК РФ.
Особенностью службы в таможенных органах является то, что в определенных случаях порядок присвоения специальных званий зависит от вида структурного подразделения системы ГТК. Так, например, для должностных лиц подразделений собственной безопасности Приказом ГТК РФ ?343 от 26 мая 1998 г. предусмотрено следующее. Первое и очередное специальное звание заместителям начальника РТУ - начальникам отдела собственной безопасности (далее - ОСБ), их заместителям, а также начальникам ОСБ таможен присваивается начальником Управления собственной безопасности ГТК РФ (УСБ). При этом необходимо письменное согласование с начальником РТУ. Остальным же должностным лицам ОСБ звание присваивается по представлению начальника РТУ по согласованию с УСБ ГТК РФ.
Правоограничения являются одним из наиболее значимых элементов правового положения сотрудников таможенных органов, т.к. именно они определяют правовой статус путем устранения признаков негативного влияния на деятельность, характеризующуюся как государственная служба.
Основной элемент любой
Правам служащего таможенных органов посвящаются ст. 16 ФЗ-114, а также п. 36 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ. Сотрудники таможенных органов осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. Они выступают в качестве эффективного инструмента стимулирования функционирования таможенной службы. Сотрудник таможенных органов, как и всякий субъект права - гражданин Российской Федерации, имеет конституционно установленные права. Однако, с точки зрения служебной деятельности, важнейшим аспектом являются служебные права.
Поскольку основу таможенных органов составляют служащие в них должностные лица, постольку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности. Поэтому закрепление в ФЗ-114 достаточно подробных правовых предписаний в области обеспечения социальной защиты должностных лиц таможенных органов имеет в определенной мере и концептуальное значение, т. к. по существу формирует сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.
4. Служба в таможенных органах – особый вид государственной службы.
В современной теории права термин 'служба в таможенных органах' или 'таможенная служба' употребляется в различных значениях. Условно можно различить этот термин в широком и узком смысле слова.
В широком смысле 'таможенная служба' - это совокупность таможенных органов, таможенной полиции, иные звенья и структуры, непосредственно участвующие в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия приема на государственную службу в таможенные органы.
Таможенная служба в узком смысле слова - это вид государственной службы, т.е. в данном случае речь идет только о порядке и условиях прохождения ее в таможенных органах.
Необходимым условием научного обоснования выделения отдельных видов (подвидов) государственной службы служит их классификация по признакам:
- профессиональной
- функциональной роли в
- сфере деятельности и
- правовому положению (статусу) в системе государственной власти.
В Федеральном законе 'О службе в таможенных органах Российской Федерации'7 под таможенной службой (или службой в таможенных органах) понимается особый вид государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждан), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Таможенная служба по правовой природе сходна с военной службой, но по причине наличия других особенностей военной службой не считается и к ней не приравнивается. Это же обстоятельство подчеркивает и Указ Президента РФ ?2252 от 22 декабря 1993 г. 'Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям'8. Следовательно, служба в таможенных органах является 'милитаризованной', но не военной.
Необходимо выделить один принципиальный момент, позволяющий говорить о самостоятельности 'милитаризованной' государственной службы. Дело в том, что этот вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачами которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя. Строго говоря, данный вид государственной службы логично было бы определить термином 'полицейская служба' или 'правоохранительная служба'. Это служба, осуществляемая: в милиции; в федеральных органах юстиции РФ; в федеральных органах налоговой полиции РФ; в таможенных органах РФ; в МЧС РФ и некоторых других.
Обладая общими признаками милитаризованной службы (система специальных званий, внешней атрибутики, более жесткой дисциплины и др.), служба в таможенных органах РФ является по своему характеру правоохранительной. Это подтверждает действующее законодательство, которое включает таможенные органы в число правоохранительных (ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации)9. Правоохранительный характер службы в таможенных органах подчеркивается также в преамбуле Таможенного кодекса РФ, которая устанавливает, что деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту и укрепление экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Правоохранительная
Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что сотрудники таможенных органов как субъекты исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность от имени государства в сфере таможенного дела.
Исполнительная деятельность сотрудников таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела. Сотрудники таможенных органов обладают строго определенной компетенцией. Путем установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного регулирования, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление и т.п. Эти направления составляют основу в деятельности таможенных органов, и в этих сферах деятельности они выступают в качестве административно-исполнительных органов.
Таким образом, служба в таможенных органах (являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений, предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся по своему характеру также государственными), представляет собой разновидность российской государственной службы.
Можно обозначить основные признаки службы в таможенных органах:
- особый вид публичной службы, т.е. служба в органах публичной власти и сопутствующих им специально создаваемых учреждениях;
- профессиональная деятельность
в таможенных органах и
- деятельность по исполнению
полномочий таможенных органов,