Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

- деятельность, организованная на  постоянной основе, т.е. служащие  таможенных органов осуществляют  их полномочия в качестве основной работы;

 

- деятельность лиц, которым присвоены  специальные звания таможенной  службы - сотрудников таможенных  органов. 

 

Отличительные особенности службы в таможенных органах подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.

 

Главной целью службы в таможенных органах является обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение полномочий таможенных органов РФ и обеспечение законного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Исходя из анализа целей деятельности, можно сделать вывод, что таможенные органы одновременно выступают как фискальные и правоохранительные, и эти их роли органично связаны между собой. Кроме того, цели таможенной службы определяются спецификой таможенной службы как разновидности государственной службы. В данном ракурсе целями таможенной службы являются: обеспечение единства государственной власти в РФ, а также обеспечение эффективной деятельности таможенных органов по выполнению стоящих перед ними задач.

 

Таможенное дело - составная часть  системы исполнительной деятельности государства, принципы которой полностью распространяются на нее. Современный законодатель не дает определения принципов таможенной службы, но перечисляет их в различных законодательных актах. Таможенная служба, как разновидность государственной, также имеет определенные принципы. Причем по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и таможенной службы во многом совпадают.

 

Проанализировав принципы организации  государственной службы в соответствии с классификацией Д.Н. Бахраха10, объединим  их в несколько групп:

 

- профессионализм и компетентность;

- подконтрольность и ответственность  таможенных служащих перед населением  и государством;

- единство основных требований, предъявляемых к таможенной службе;

- внепартийность таможенной службы;

- самостоятельность в пределах своих полномочий;

- гласность в осуществлении  таможенной службы;

- равный доступ граждан к  таможенной службе;

- приоритет прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственного  действия;

- законность;

- обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих должностных лиц;

- экономическая, социальная и  правовая защищенность таможенных  служащих;

- стабильность кадров таможенной  службы.

 

Соблюдение принципа стабильности кадров в таможенных органах означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при устойчивости штатного состава. Например, анализ деятельности таможен, входящих в Уральское таможенное управление, в динамике за 5 последних лет позволяет сделать следующий вывод: текучесть кадров зависит от множества причин и постоянно колеблется. Так, в 1994 г. она составила 12,1%, в 1995 - уже 10,1%, в 1996 снизилась до уровня - 9,7%. 1997 год оказался наиболее стабильным в этом отношении, и исследуемые показатели оставались примерно на том же уровне. Особое место занял год 1998, т.к. в связи с принятием Ф3-?114 и введением новых условий службы в таможенных органах РФ часть сотрудников, как несоответствующая предъявляемым требованиям, вынуждена была освободить занимаемые должности. На этот же период приходится и т.н. 'пятипроцентное сокращение' сотрудников таможенных органов, проводимое в рамках общегосударственной кадровой политики. Это обусловило рост текучести кадров до 15%.

 

Необходимо отметить, что в практике организации службы в таможенных органах особое значение среди других принципов управления имеет принцип  единоначалия. Он предполагает, с одной  стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность при этом не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника таможенного органа за порученное ему дело.

 

Руководствуясь принципом единоначалия, системой таможенных органов руководит председатель Государственного таможенного комитета РФ. Принцип единоначалия реализуют в своей деятельности начальники региональных таможенных управлений, начальники таможен и таможенных постов, а также все руководители структурных подразделений таможенных органов РФ.

 

При этом наиболее важные вопросы  руководства таможенным делом рассматриваются  на заседаниях Коллегии ГТК РФ, а  также коллегий региональных управлений. Принимаемые на заседаниях коллегий решения, оформленные соответствующим  приказом, обязательны для исполнения всеми сотрудниками таможенных органов в порядке подчиненности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Таможенная инфраструктура.

1. Понятие таможенного перевозчика.  Права и обязанности таможенного  перевозчика.

2. Таможенный брокер как юридическое лицо. Полномочия и обязанности таможенного брокера.

3. Таможенные склады в составе  таможенной инфраструктуры.

 

1. Понятие таможенного  перевозчика. Права и обязанности  таможенного перевозчика.

Таможенным перевозчиком признается созданное в соответствии с российским законодательством предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК на осуществление перевозок товаров, находящихся под таможенным контролем. При этом следует отметить, что он перевозит эти товары без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей.

В зависимости от территориальных  аспектов осуществления своей деятельности таможенные перевозчики могут быть:

а) зональными - осуществляющими перевозки  в регионе деятельности одной  таможни;

б) региональными - действующими на территории нескольких таможен, подведомственных одному региональному таможенному управлению;

в) общероссийскими - покрывающими своей  деятельностью территорию нескольких региональных таможенных управлений или  всю таможенную территорию России.

 

Таможенный перевозчик осуществляет свою деятельность в соответствии с  ТК РФ и Положением о таможенном перевозчике, утвержденным приказом ГТК.

 

Требования, предъявляемые законодательством  к таможенному перевозчику, условно  могут быть подразделены на финансовые и технические.

 

Требования первой группы относятся к обладанию таможенным перевозчиком устойчивой платежеспособностью. Его финансовые возможности должны гарантировать незамедлительную уплату всех причитающихся таможенных платежей.

 

Другая группа требований касается технической оснащенности таможенного перевозчика. Технические параметры его транспортных средств должны соответствовать специально разработанным Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

 

Статья 94 ТК предусматривает следующие  условия включения в Реестр таможенных перевозчиков:

 

1) осуществление деятельности по  перевозке грузов в течение не менее 2 лет;

2) обеспечение уплаты таможенных платежей;

3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством РФ;

4) владение (нахождение в собственности,  хозяйственном ведении, оперативном  управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в т.ч. транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

5) наличие договора страхования  риска своей гражданской ответственности,  которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб.

 

Свидетельство о включении в  Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение 5 лет.

Таможенный перевозчик в течение  двух недель с даты выдачи лицензии обязан зарегистрироваться в таможенных органах (таможнях, таможенных постах). В соответствии с ТК РФ таможенный орган регистрирует таможенных перевозчиков на основе их заявления путем заведения регистрационной карточки по специальной форме. В обязанности таможенного перевозчика входит:

- доставлять товары и документы  на них без какого-либо изменения  их упаковки или состояния  в определенное таможенным органом  отправления место и находиться в этом месте после прибытия;

- соблюдать установленные таможенным  органом отправления сроки доставки товаров и документов на них и маршруты движения;

-не перевозить одновременно  с товарами, находящимися под  таможенным контролем, другие  товары;

- обеспечивать сохранность товаров;

- представлять товары и вручать  документы на них таможенному  органу назначения, а по требованию этого таможенного органа фактически предъявлять товары;

- размещать товары, прибывшие в  место назначения вне времени  работы таможенного органа, в  зоне таможенного контроля и  другие. Взаимоотношения между перевозчиком, отправителем, получателем товаров и таможенным перевозчиком строятся на договорной основе.

 

Предприятие прекращает свою деятельность в качестве таможенного перевозчика:

- в случаях аннулирования или  отзыва лицензии на осуществление  деятельности в качестве таможенного  перевозчика;

- при прекращении действия лицензии  на осуществление перевозочной (транспортно-экспедиторской) деятельности;

- по желанию таможенного перевозчика;

- по истечении срока действия  лицензии, если предприятие до  истечения этого срока не обратится  в таможенные органы с заявлением о выдаче новой лицензии.

 

Таможенный перевозчик несет ответственность  перед таможенными органами, включая  уплату таможенных платежей, до фактической  передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, с разрешения таможенного органа назначения после доставки товаров в этот орган.

 

 Права и обязанности  таможенного перевозчика 

При изложении вопроса о правах таможенного перевозчика следует отметить, что таможенному перевозчику предоставлены весьма ограниченные права. В отличие от других перевозчиков, таможенный перевозчик вправе перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения на депозит причитающихся сумм). Также, таможенному перевозчику предоставлено право перевозить товары не только своими транспортными средствами и с использованием своего транспортного оборудования, но и с использованием транспортного оборудования иных лиц, о чем необходимо заявить на стадии обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков. В любом случае транспортные средства должны отвечать установленным требованиям .

Таможенный перевозчик обязан соблюдать  условия и требования, установленные  в отношении перевозки товаров, а именно:

- доставлять товары и документы  на них без какого-либо изменения  их упаковки или состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки, в определенное таможенным органом отправления место, следуя по определенным маршрутам, если они установлены Правительством РФ, и находиться в этом месте после прибытия, обеспечивая сохранность перевозимых товаров;

- соблюдать установленным таможенным  органом отправления сроки доставки  товаров и документов на них  и маршруты движения. Сроки доставки устанавливаются в соответствии с обычными сроками доставки исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета 2 тысячи километров за один месяц;

Информация о работе Зарождение таможенных отношений