Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.
- деятельность, организованная на
постоянной основе, т.е. служащие
таможенных органов
- деятельность лиц, которым
Отличительные особенности службы в таможенных органах подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.
Главной целью службы в таможенных органах является обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение полномочий таможенных органов РФ и обеспечение законного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Исходя из анализа целей деятельности, можно сделать вывод, что таможенные органы одновременно выступают как фискальные и правоохранительные, и эти их роли органично связаны между собой. Кроме того, цели таможенной службы определяются спецификой таможенной службы как разновидности государственной службы. В данном ракурсе целями таможенной службы являются: обеспечение единства государственной власти в РФ, а также обеспечение эффективной деятельности таможенных органов по выполнению стоящих перед ними задач.
Таможенное дело - составная часть системы исполнительной деятельности государства, принципы которой полностью распространяются на нее. Современный законодатель не дает определения принципов таможенной службы, но перечисляет их в различных законодательных актах. Таможенная служба, как разновидность государственной, также имеет определенные принципы. Причем по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и таможенной службы во многом совпадают.
Проанализировав принципы организации государственной службы в соответствии с классификацией Д.Н. Бахраха10, объединим их в несколько групп:
- профессионализм и
- подконтрольность и
- единство основных требований,
предъявляемых к таможенной
- внепартийность таможенной
- самостоятельность в пределах своих полномочий;
- гласность в осуществлении таможенной службы;
- равный доступ граждан к таможенной службе;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
- законность;
- обязательность решений
- экономическая, социальная и
правовая защищенность
- стабильность кадров
Соблюдение принципа стабильности кадров в таможенных органах означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при устойчивости штатного состава. Например, анализ деятельности таможен, входящих в Уральское таможенное управление, в динамике за 5 последних лет позволяет сделать следующий вывод: текучесть кадров зависит от множества причин и постоянно колеблется. Так, в 1994 г. она составила 12,1%, в 1995 - уже 10,1%, в 1996 снизилась до уровня - 9,7%. 1997 год оказался наиболее стабильным в этом отношении, и исследуемые показатели оставались примерно на том же уровне. Особое место занял год 1998, т.к. в связи с принятием Ф3-?114 и введением новых условий службы в таможенных органах РФ часть сотрудников, как несоответствующая предъявляемым требованиям, вынуждена была освободить занимаемые должности. На этот же период приходится и т.н. 'пятипроцентное сокращение' сотрудников таможенных органов, проводимое в рамках общегосударственной кадровой политики. Это обусловило рост текучести кадров до 15%.
Необходимо отметить, что в практике организации службы в таможенных органах особое значение среди других принципов управления имеет принцип единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность при этом не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника таможенного органа за порученное ему дело.
Руководствуясь принципом
При этом наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях Коллегии ГТК РФ, а также коллегий региональных управлений. Принимаемые на заседаниях коллегий решения, оформленные соответствующим приказом, обязательны для исполнения всеми сотрудниками таможенных органов в порядке подчиненности.
Тема 4. Таможенная инфраструктура.
1. Понятие таможенного
2. Таможенный брокер как юридическое лицо. Полномочия и обязанности таможенного брокера.
3. Таможенные склады в составе таможенной инфраструктуры.
1. Понятие таможенного
перевозчика. Права и
Таможенным перевозчиком признается созданное в соответствии с российским законодательством предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК на осуществление перевозок товаров, находящихся под таможенным контролем. При этом следует отметить, что он перевозит эти товары без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей.
В зависимости от территориальных
аспектов осуществления своей
а) зональными - осуществляющими перевозки в регионе деятельности одной таможни;
б) региональными - действующими на территории нескольких таможен, подведомственных одному региональному таможенному управлению;
в) общероссийскими - покрывающими своей деятельностью территорию нескольких региональных таможенных управлений или всю таможенную территорию России.
Таможенный перевозчик осуществляет свою деятельность в соответствии с ТК РФ и Положением о таможенном перевозчике, утвержденным приказом ГТК.
Требования, предъявляемые
Требования первой группы относятся к обладанию таможенным перевозчиком устойчивой платежеспособностью. Его финансовые возможности должны гарантировать незамедлительную уплату всех причитающихся таможенных платежей.
Другая группа требований касается технической оснащенности таможенного перевозчика. Технические параметры его транспортных средств должны соответствовать специально разработанным Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.
Статья 94 ТК предусматривает следующие условия включения в Реестр таможенных перевозчиков:
1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 лет;
2) обеспечение уплаты таможенных платежей;
3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством РФ;
4) владение (нахождение в собственности,
хозяйственном ведении,
5) наличие договора страхования
риска своей гражданской
Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение 5 лет.
Таможенный перевозчик в течение двух недель с даты выдачи лицензии обязан зарегистрироваться в таможенных органах (таможнях, таможенных постах). В соответствии с ТК РФ таможенный орган регистрирует таможенных перевозчиков на основе их заявления путем заведения регистрационной карточки по специальной форме. В обязанности таможенного перевозчика входит:
- доставлять товары и документы
на них без какого-либо
- соблюдать установленные
-не перевозить одновременно с товарами, находящимися под таможенным контролем, другие товары;
- обеспечивать сохранность товаров;
- представлять товары и вручать документы на них таможенному органу назначения, а по требованию этого таможенного органа фактически предъявлять товары;
- размещать товары, прибывшие в
место назначения вне времени
работы таможенного органа, в
зоне таможенного контроля и
другие. Взаимоотношения между
Предприятие прекращает свою деятельность в качестве таможенного перевозчика:
- в случаях аннулирования или
отзыва лицензии на
- при прекращении действия
- по желанию таможенного
- по истечении срока действия
лицензии, если предприятие до
истечения этого срока не
Таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, до фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, с разрешения таможенного органа назначения после доставки товаров в этот орган.
Права и обязанности таможенного перевозчика
При изложении вопроса о правах таможенного перевозчика следует отметить, что таможенному перевозчику предоставлены весьма ограниченные права. В отличие от других перевозчиков, таможенный перевозчик вправе перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения на депозит причитающихся сумм). Также, таможенному перевозчику предоставлено право перевозить товары не только своими транспортными средствами и с использованием своего транспортного оборудования, но и с использованием транспортного оборудования иных лиц, о чем необходимо заявить на стадии обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков. В любом случае транспортные средства должны отвечать установленным требованиям .
Таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и требования, установленные в отношении перевозки товаров, а именно:
- доставлять товары и документы
на них без какого-либо
- соблюдать установленным