Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:09, лекция
Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо к ним применить методы, которые преобразуют данные в понятия, воспринимаемые человеческим сознанием. Методы, в свою очередь, тоже различны. Например, человек, знающий русский язык, применяет адекватный метод, читая русский текст. Соответственно, человек, не знающий русского языка и алфавита, применяет неадекватный метод, пытаясь понять русский текст. Таком образом, можно считать, что информация это продукт взаимодействия данных и адекватных методов.
С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.
Определяющую роль в развитии информационных ресурсов, технологий и систем в современной экономике России играют следующие факторы:
Управление информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.
Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информационных технологий (АИТ).
Основными задачами информатизации общества являются:
Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.
Для принятия правильных
решений хозяйствующим
По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние.
К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях организации, о распределении ресурсов капитала, труда и т.д.). Особую роль при этом играет отчетность, которая является совокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.
Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния организации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде, множестве существующих вне организации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:
В условиях рыночной экономики велика роль деловой информации, поступающей из внешних для организации источников. Ее структура (кем предоставляется):
Источники внешней деловой информации можно разбить на несколько групп:
СМИ предоставляют информацию экономического и политического характера. Корпоративные форумы различного уровня способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, позиций, мнений их участников. Как печатная, так и электронная продукция позволяют ознакомиться с результатами исследований различных организаций.
Электронная продукция центральное звено информационных технологий. Она является важнейшим средством скоростной транспортировки информации. Для нее не существует границ, языковых барьеров, не важны расстояния и другие ограничения, присущие ранее индустриальному обществу и постепенно исчезающие в обществе информационном.
Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятельность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:
Экономику в целом, а также ее отдельные компоненты (предприятия, фирмы и т.д.) можно отнести к динамическим системам. Работа таких систем сопряжена с воздействиями изменчивой внешней среды и обработкой огромных объемов информации.
Под системой понимают набор взаимосвязанных компонентов, функционирующих совместно для достижения определенной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:
Под управлением понимают изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели.
Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями.
Информационную систему (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационная система создается в рамках некоторой информационной модели предметной области и обеспечивает решение задач по управлению объектами в данной предметной области.
База данных
База данных (БД) – это совокупность специальным образом структурированных и взаимосвязанных данных, относящихся к определенной предметной области.
Под структурированием здесь понимается введение определенных соглашений о способах представления данных, о взаимосвязях между массивами данных. Примерами БД могут служить телефонная книга, библиотечный каталог книг, справочная система и т.д. Однако, в настоящее время под БД понимается компьютерная база данных, которая хранится на магнитных носителях, на оптических дисках, создается и используется в рамках информационных систем.
Базы данных могут хранить информацию о десятках, сотнях тысяч и миллионах различных объектов. Основное преимущество использования баз данных − это быстрота и эффективность выбора из них нужной информации, время получения которой мало зависит от общего объема хранящихся в базе сведений. Базы данных предоставляют возможность выбирать данные различным пользователям с различными запросами и критериями поиска. Скажем, в библиографической базе данных можно организовать поиск всех произведений данного автора, всей литературы на данную тему, произведений, в названии которых имеется заданное слово, а также по многим другим признакам.
Структура данных зачастую очень сложна, хотя и различна в разных информационных системах. Вместе с тем, между структурами данных различных ИС часто бывает много общего. Стремление выделить общую часть информационных систем, ответственную за управление данными, а также потребность иметь эффективные инструменты для работы с базой данных, привели к созданию специальных программ – систем управления базами данных.
Под системой управления базами данных (СУБД) понимают комплекс программных и лингвистических средств, обеспечивающих ведение базы данных.
Функции СУБД по ведению базы данных включает в себя:
Любой рассматриваемый объект имеет некоторые характерные, неотъемлемые черты, свойства, качества, которые принято называть атрибутами этих объектов. Вообще говоря, объект может иметь очень большое количество атрибутов. И далеко не все из них важны для рассматриваемой задачи. Поэтому в базу данных ИС включаются сведения об объектах с конкретным набором атрибутов, которые выбраны для его описания из всего множества атрибутов исходя из потребностей решения задачи. Такой набор атрибутов будет составлять информационную модель объекта.
Например, рассмотрим учебный процесс в высшем учебном заведении в качестве примера предметной области. К основным взаимосвязанным объектам этой области отнесем: студентов, преподавателей и учебные дисциплины, сведения о которых планируется хранить в базе данных. Конечно, в организации учебного процесса участвуют и другие сущности, например, административный и вспомогательный персонал, учебно-аудиторный фонд и т. д., но в обсуждаемой задаче сведения об этих сущностях не потребуются.
Объект Студент может быть охарактеризована следующими атрибутами: фамилия, год рождения, номер группы, номер зачетки, специальность, экзаменационные оценки, наличие или отсутствие стипендии, цвет волос, рост и т. д. Однако с точки зрения обсуждаемой предметной области и задачи (учебный процесс) такие атрибуты, как цвет волос, рост студента и им подобные, не важны, поэтому в информационной модели сущности студент эти атрибуты отсутствуют. Аналогичным образом можно выделить удерживаемые атрибуты для объекта Учебная дисциплина (название, семестр, количество лекционных и лабораторных часов, форма отчетности и т. д.), а также для объекта Преподаватель (фамилия, должность, ученая степень, стаж работы и т. д.)
Информация о работе Лекция по "Информационно-таможенным технологиям"