Лекция по "Информационно-таможенным технологиям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:09, лекция

Краткое описание

Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо к ним применить методы, которые преобразуют данные в понятия, воспринимаемые человеческим сознанием. Методы, в свою очередь, тоже различны. Например, человек, знающий русский язык, применяет адекватный метод, читая русский текст. Соответственно, человек, не знающий русского языка и алфавита, применяет неадекватный метод, пытаясь понять русский текст. Таком образом, можно считать, что информация это продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции_ИТТ.doc

— 2.90 Мб (Скачать файл)

С наиболее общих  позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Определяющую  роль в развитии информационных ресурсов, технологий и систем в современной  экономике России играют следующие  факторы:

  • создание принципиально нового типа инфраструктуры бизнеса на базе современных информационных технологий, снижающих транзакционные издержки;
  • увеличение доли инвестирования в информационные технологии и продукты, так как успех предприятия теперь зависит не от его размера, а от скорости, гибкости и возможности использования глобальных сетей;
  • увеличение числа связей, как между компаниями, так и внутри них, за счет использования современных коммуникационных средств, иерархические структуры связей постепенно заменяются горизонтальными;
  • увеличение сектора информационных продуктов и услуг для конечного пользователя;
  • стремительное развитие электронных рынков продуктов и услуг;
  • снижение контроля государства над информационными потоками в глобальном масштабе и, как следствие, либерализация условий ведения международного бизнеса;
  • появление принципиально новых видов деятельности и изменение номенклатуры специалистов, востребованных в новой экономике.

Управление  информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.

Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информационных технологий (АИТ).

Основными задачами информатизации общества являются:

  1. модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  2. развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
  3. эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  4. обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  5. создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.

Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам  необходим доступ к соответствующим  информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в условиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги.

По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние.

 

К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях организации, о распределении ресурсов  капитала, труда и т.д.). Особую роль при этом играет отчетность, которая является совокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.

Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния  организации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде,  множестве существующих вне организации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

  1. деловой информации;
  2. научной и профессиональной информации;
  3. социально-политической и правовой информации;
  4. массовой и потребительской информации.

В условиях рыночной экономики велика роль деловой информации, поступающей из внешних для организации источников. Ее структура (кем предоставляется):

  1. макроэкономическая (государственные и специальные институты);
  2. финансовая (брокерские компании, банки и прочие фин. учреждениями);
  3. биржевая (биржами, банками) ;
  4. коммерческая (каталоги, базы данных) ;
  5. статистическая;
  6. деловые новости (СМИ).

Источники внешней деловой информации можно разбить на несколько групп:

  1. Высшие законодательные и исполнительные органы (Президент, Правительство, Дума, министерства и т.д.);
  2. СМИ (печать, радио, ТВ);
  3. Корпоративные форумы (конгрессы, симпозиумы, выставки и т.п.);
  4. Корпоративные организации (ассоциации, биржи, консультационные фирмы, аналитические и рекламные агентства);
  5. Печатная продукция (различных организаций);
  6. Электронная продукция (БД, информация на носителях, сети, сайты);
  7. Партнеры и потенциальные клиенты (бизнес-планы и предложения).

СМИ предоставляют  информацию экономического и политического характера. Корпоративные форумы различного уровня способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, позиций, мнений их участников. Как печатная, так и электронная продукция позволяют ознакомиться с результатами исследований различных организаций.

Электронная продукция  центральное звено информационных технологий. Она является важнейшим средством скоростной транспортировки информации. Для нее не существует границ, языковых барьеров, не важны расстояния и другие ограничения, присущие ранее индустриальному обществу и постепенно исчезающие в обществе информационном.

Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятельность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:

  1. повышение конкурентоспособности на рынке товаров (услуг);
  2. оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях;
  3. формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (налоговую инспекцию, учредителям, акционерам и т.п.), а также для управления деятельностью организации;
  4. поддержание технологии единого информационного пространства (в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации) и др.

3. Понятие и классификация информационных систем

Экономику в  целом, а также ее отдельные компоненты (предприятия, фирмы и т.д.) можно отнести к динамическим системам. Работа таких систем сопряжена с воздействиями изменчивой внешней среды и обработкой огромных объемов информации.

Под системой понимают набор взаимосвязанных компонентов, функционирующих совместно для достижения определенной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:

  1. структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);
  2. входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею);
  3. законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);
  4. цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).

Под управлением  понимают изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели.

Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними  условиями.

Информационную  систему (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Информационная система создается в рамках некоторой информационной модели предметной области и обеспечивает решение задач по управлению объектами в данной предметной области.

База  данных

База данных (БД) – это совокупность специальным образом структурированных и взаимосвязанных данных, относящихся к определенной предметной области.

Под структурированием здесь понимается введение определенных соглашений о способах представления данных, о взаимосвязях между массивами данных. Примерами БД могут служить телефонная книга, библиотечный каталог книг, справочная система и т.д. Однако, в настоящее время под БД понимается компьютерная база данных, которая хранится на магнитных носителях, на оптических дисках, создается и используется в рамках информационных систем.  

Базы данных могут  хранить информацию о десятках, сотнях тысяч и миллионах различных объектов. Основное преимущество использования баз данных − это быстрота и эффективность выбора из них нужной информации, время получения которой мало зависит от общего объема хранящихся в базе сведений. Базы данных предоставляют возможность выбирать данные различным пользователям с различными запросами и критериями поиска. Скажем, в библиографической базе данных можно организовать поиск всех произведений данного автора, всей литературы на данную тему, произведений, в названии которых имеется заданное слово, а также по многим другим признакам.

Структура данных  зачастую очень сложна, хотя и различна в  разных информационных системах. Вместе с тем,  между структурами данных различных ИС часто бывает много  общего. Стремление выделить общую  часть информационных систем, ответственную  за управление данными, а также потребность иметь эффективные инструменты для работы с базой данных, привели к созданию специальных программ – систем управления базами данных.

Под системой управления базами данных (СУБД) понимают комплекс программных и лингвистических средств, обеспечивающих ведение базы данных.

Функции СУБД по ведению базы данных включает в себя:

  • проектирование БД;
  • ввод данных
  • редактирование данных (обновление, добавление, удаление);
  • поиск данных по запросам пользователей;
  • упорядочение данных и отображение их в удобном виде;
  • анализ данных;
  • печать данных в виде отчетов и т.д.

Любой рассматриваемый объект имеет некоторые характерные, неотъемлемые черты, свойства, качества, которые принято называть атрибутами этих объектов. Вообще говоря, объект может иметь очень большое количество атрибутов. И далеко не все из них важны для рассматриваемой задачи. Поэтому в базу данных ИС включаются сведения об объектах с конкретным набором атрибутов, которые выбраны для его описания из всего множества атрибутов исходя из потребностей решения задачи. Такой набор атрибутов будет составлять информационную модель объекта.

Например, рассмотрим учебный процесс в высшем учебном заведении в качестве примера предметной области. К основным взаимосвязанным объектам этой области отнесем: студентов, преподавателей и учебные дисциплины, сведения о которых планируется хранить в базе данных. Конечно, в организации учебного процесса участвуют и другие сущности, например, административный и вспомогательный персонал, учебно-аудиторный фонд и т. д., но в обсуждаемой задаче сведения об этих сущностях не потребуются.

Объект Студент может быть охарактеризована следующими атрибутами: фамилия, год рождения, номер группы, номер зачетки, специальность, экзаменационные оценки, наличие или отсутствие стипендии, цвет волос, рост и т. д. Однако с точки зрения обсуждаемой предметной области и задачи (учебный процесс) такие атрибуты, как цвет волос, рост студента и им подобные, не важны, поэтому в информационной модели сущности студент эти атрибуты отсутствуют. Аналогичным образом можно выделить удерживаемые атрибуты для объекта Учебная дисциплина (название, семестр, количество лекционных и лабораторных часов, форма отчетности и т. д.), а также для объекта Преподаватель (фамилия, должность, ученая степень, стаж работы и т. д.)

Информация о работе Лекция по "Информационно-таможенным технологиям"