Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:43, реферат
1. История управления таможенным делом
2. Сущность и функции управления в таможенных органах
3. Требования к управлению в таможенных органах
4. Компоненты системы управления
Для иллюстрации принципов демократического централизма, обратной связи и единоначалия достаточно посмотреть на организацию таможенной службы к концу 19 века. Так, таможня действовала по существу как коллегиальное учреждение [25] (осн. Там. Дела под ред. Дзюбенко) (принцип обратной связи), при этом входила в единую систему таможенных органов с подчинением центральному - Департаменту таможенных сборов Министерства финансов (принцип единоначалия) и мела полномочия принимать решения, например, по вопросам применения таможенного тарифа (принцип демократического централизма).
Применение
же основных методов управления можно
проследить на примере службы таможенного
головы, который являлся руководителем таможни
(реализовывал организационно-
Современное таможенное
дело - это сложная динамическая
система, управление которой можно
определить как непрерывный целенаправленн
Применительно
к таможенному делу термин «общее
руководство» включает в себя выбор
стратегии и тактики
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для обеспечения деятельности таможенных органов (рис. 1).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела |
|
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела |
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, организующие таможенное дело на территориях федеральных округов Российской Федерации |
|
Региональные таможенные управления |
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, реализующие таможенное дело на территориях субъектов Российской Федерации |
|
Таможни, таможенные посты |
Выполнение некоторых функций, возложенных на таможенные органы |
|
Специализированные таможенные органы |
Обеспечение деятельности таможенных органов |
|
Учреждения и государственные унитарные предприятия |
Рис. 1. Система таможенных органов РФ
Важным компонентом управления является процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.
Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.
Цель - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, т.е. это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.
Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.
Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.
Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.
Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.
Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования.
Организационный
аспект заключается в использовании
организационно-
Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций.
Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).
Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено на рисунке 2.
Этапы управления |
Группа операций |
Состав операций |
Цель |
Целеполагание |
1. Определение и формулирование цели 2. Постановка цели 3. Корректировка цели |
Информационная работа |
1. Добывание, поиск и накопление информации 2. Хранение информации 3. Первоначальная обработка информации | |
Ситуация | ||
Аналитическая работа |
1. Анализ 2. Прогнозирование 3. Выявление и формулирование проблемы | |
Проблема | ||
Выбор варианта действий (разработка решений) |
1. Нахождение вариантов действий 2. Определение критериев выбора 3. Сопоставление вариантов 4. Выбор методов управления 5. Принятие решения 6. Организационное оформление решения | |
Решение | ||
Организационно-практическая работа |
1. Доведение решения до исполнителей 2. Разъяснение и уточнение решения 3. Контроль и внесение корректив 4. Оценка результатов деятельности |
Рис. 2. Распределение операций в процессе управления
Целеполагание в таможенных органах. Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются ТК ТС и другими законодательными и правовыми нормативными документами Президента, Правительства и ФТС России.
Таможенная
деятельность находится на стыке
внутренней и внешней политики страны
и напрямую связана с выполнением
ее важнейших социально-
Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.
В зависимости
от той роли, которую играет цель
в процессе управления, выделяют несколько
типов управления. В таможенных органах
наиболее часто применяются «
Ситуационное управление имеет место на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности ее выполнения.
Этот тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.
Наиболее рельефно
этот тип управления просматривается
в решении фискально-
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.
Содержанием целевого
управления является его исключительно
высокая аналитичность при
В практике управления его типы нередко применяются в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.
Из двух рассматриваемых компонентов управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.
В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенствование динамических характеристик управления, прежде всего, за счет внедрения автоматизированных систем и информационных технологий управления.
Необходимо также подчеркнуть, что, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, следует постоянно вести учет взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры.
Круг функций и конкретных полномочий таможенных органов широк и многообразен. Анализ их позволяет сделать вывод о том, что содержанием функций таможенного органа является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижение целей, стоящих перед этими органами.
Каждая из функций, возложенных на таможенный орган, в свою очередь, может быть детализирована в функциях его структурных подразделений, а функции структурных подразделений подлежат дальнейшей детализации вплоть до определения функциональных обязанностей отдельных сотрудников.
К основным функциям относятся те, ради осуществления которых собственно учреждена и действует государственная система таможенных органов. В соответствии с действующими нормативными актами и в пределах своей компетенции таможенные органы осуществляют следующие основные функции:
Информация о работе Особенности управления в таможенных органах