Особенности управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

1. История управления таможенным делом
2. Сущность и функции управления в таможенных органах
3. Требования к управлению в таможенных органах
4. Компоненты системы управления

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Методы управления (прямого воздействия, косвенного воздействия)

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия  на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

В зависимости  от форм. воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы  прямого воздействия опираются  на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам  косвенного воздействия относятся  социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

Основные методы и принципы управления таможенным делом  в России

 

Выше мы рассмотрели сущность и виды методов и принципов управления, а также проследили их исторический путь становления в области таможенного дела. Теперь обратимся к тому, каким образом они реализуются в таможенном деле России на сегодняшний день.

Принцип научности, требующий построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях нормативно закреплен в ТК ТС, где одной из функций таможенных органов является проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела. Практически данный принцип реализуется в научной деятельности, в частности, российской таможенной академии, которая входит в систему таможенных органов России. Цель научной работы Академии заключается в получении и применении новых знаний для решения фундаментальных проблем таможенного дела, подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных кадров, а также повышения научного потенциала Академии и эффективного его использования в образовательной и таможенной сферах деятельности. Основными задачами научной работы Академии являются:

· проведение научных исследований, направленных на решение фундаментальных научных проблем в таможенной деятельности, связанных с обоснованием таможенной и научно-технической политики ФТС России, целевых и инновационных программ развития таможенной службы России;

· выполнение научных исследований, направленных на совершенствование профессионального образования в таможенной системе, образовательных и информационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;

· участие в разработке образовательных программ, учебных материалов, образовательных стандартов по установленным для Академии специальностям, стандартов качества профессионального таможенного образования;

· развитие научного творчества у студентов, организация рационализаторской, изобретательской работы и научно-исследовательской работы студентов в тесной связи с учебным процессом;

· участие в конкурсах на лучшие научные работы, включая и конкурсы научных работ студентов;

· проведение совместных исследований с зарубежными научными центрами, участие в международных инновационных проектах, научных и образовательных программах, научных конференциях, обмен научными кадрами, адъюнктами, докторантами и перспективными слушателями с таможенными учебными заведениями иных стран на различной основе;

· распространение и пропаганда новых и передовых знаний и результатов научной деятельности в рамках учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области таможенного дела, а также в единой системе таможенных органов России;

· формирование научных школ таможенного дела.

Исследуемые проблемы:

1. Защита таможенными  методами экономики России.

2. Обеспечение  единства таможенной политики государств-членов таможенных и политических союзов.

3. Правовое обеспечение  таможенного дела.

4. Повышение  эффективности функционирования  таможенных органов.

5. Разработка  современных информационно-технических  средств таможенного контроля и информационных таможенных технологий.

6. Правоохранительная  деятельность, борьба с контрабандой  и коррупцией, противодействие терроризму, обеспечение собственной безопасности  таможенных органов.

7. Формирование  компетентного кадрового потенциала таможенных органов и повышение эффективности его использования.

Принцип системности  и комплексности. Этот принцип требует  одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Здесь можно  отметить, что уже само наличие  ТК является проявлением принципа комплексности и системности в управлении таможенным делом. По своей сути ТК является собранием положений, регламентирующих отдельные элементы таможенного дела. При этом таможенное дело рассматривается именно как совокупность таких элементов.

Такое положение позволяет нам учесть в одном нормативном документе целый комплекс аспектов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а не обращаться, например, к налоговому законодательству за порядком исчисления и уплаты таможенных платежей, а к законодательству о государственной границе за порядком ее пересечения.

Системность же проявляется в установлении взаимоотношений  между элементами таможенного дела. В литературе принято называть ТК "документом прямого действия". То есть, он определяет строгий порядок применения тех или иных положений.

Еще одним признаком  системности может служить классификация  объектов. Комплексность проявляется, в частности, в определении стратегии  развития таможенного дела на определенный период. Так, распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 №2225-р одобрена концепция развития таможенных органов. В концепции отмечено, что "целью Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации, она является основой для разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела" [3].

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело. В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры. На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенным и органами и сотрудниками. На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России. Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов. Успех в управлении таможенным делом обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах РФ и их подразделениях.

Принцип демократического централизма (делегирования полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами. Применительно к таможенному делу, данный принцип означает, что при передаче задачи из сферы деятельности вышестоящего органа подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

На практике, данный принцип закреплен посредством  установления четырехуровневой структуры  таможенных органов. При этом функции  и, соответственно, права каждого  из уровней определяются соответствующим  положением о таможенном органе.

Так, например, право отменять обжалуемое решение должностного лица таможенного органа может руководитель данного таможенного органа, но отменять решение таможенного органа или его руководителя может только вышестоящий таможенный орган.

Принцип обратной связи. Обратная информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

В качестве проявлений обратной связи можно рассматривать данные таможенной статистики внешней торговли в совокупности со специальной таможенной статистикой. Эти данные позволяют судить о состоянии управляемой системы и ее реакциях на определенные воздействия.

Другим проявлением  обратной связи могут являться отчеты, предоставляемые таможенными органами или таможенным органам, как систематические по установленным формам, так и разовые, по запросам.

Еще одним каналом  обратной связи является непосредственное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности. Этот вид связи реализован в различных консультативных советах. Также, как вариант, могут рассматриваться телефоны доверия.

Выделение частных  принципов управления таможенным делом  предполагает обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих международных принципах:

· стандартизация и совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;

· прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры в сфере таможенного дела применяются последовательно; они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;

· минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;

· ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;

· сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;

· сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

При изучении методов  управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия  определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций  управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др. Особенность организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как государственных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов. В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.

Ведущее место  отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип  организационного воздействия. Оно  устанавливает в таможенных органах  основу организации системы и  процессов, протекающих в них, и  заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Информация о работе Особенности управления в таможенных органах