Особенности управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

1. История управления таможенным делом
2. Сущность и функции управления в таможенных органах
3. Требования к управлению в таможенных органах
4. Компоненты системы управления

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Управление  – это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Управление  в таможенных органах опирается  как на объективные экономические  законы и законы управления, так  и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

К ним относятся:

1. Закон единства  системы управления;

2. Закон пропорциональности;

3. Закон оптимального  соотношения централизации функций  управления;

4. Закон соотносительности  управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений  управления от высших органов системы  государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы – таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления.

Централизованное  управление не означает предельно жесткой  регламентации деятельности всех звеньев  системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный  уровень централизации, под которым  понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

Суть закона соотносительности управляющей  и управляемой систем состоит  в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой.

Изменение этой соотносительности происходит под  воздействием различных факторов, главным  образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень развития и  функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные  законы управления, так и на формирующуюся  на их основе единую систему принципов.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными  органами применяются общие, частные  и организационно-технологические  принципы.

Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность - ведущий принцип  управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Современное состояние  управления в таможенных органах  и задачи его совершенствования

 

Становление единой системы  таможенных органов было сопряжено с конкретными политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками. Они обусловлены процессами создания российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

Сегодня таможенная служба России - государственный институт, охватывающий своей структурой и  деятельностью всю территорию страны. Она стала неотъемлемой, жизненно необходимой частью экономической, правоохранительной системы нашего государства.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач  в области таможенного дела и  единообразие применения таможенного  законодательства Российской Федерации  всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Таможенная деятельность довольно многопланова. В современном  обществе таможня занимается самыми разными видами операций: организует таможенное пространство, регулирует перемещение через таможенную границу  товаров и транспортных средств; именно через таможню осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД, оказываются таможенные услуги, осуществляется таможенный контроль и статистика внешней торговли, специальная таможенная статистика.

Одной из центральных проблем, решаемых в ходе совершенствования деятельности таможенной службы России, является проблема повышения эффективности управления таможенными органами.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации.

Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Повышение эффективности  борьбы с контрабандой, недостоверным  декларированием, занижением таможенной стоимости товаров и транспортных средств позволило существенно  подорвать позиции теневого бизнеса. Объемы «серого» импорта в последние  годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.

В целях существенного  упрощения и ускорения процедуры  таможенного оформления грузов все  большее распространение находит  введение проекта «зеленый коридор», разработанный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и  Швеции. Проводится эксперимент по электронному декларированию товаров и транспортных средств, в том числе биоресурсов.

Построение  эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.

Возрастет роль таможенных органов Российской Федерации  в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризма, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

Позитивным  шагом в развитии системы управления таможенных органов России стала  Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (далее - Программа), разработанная  в целях осуществления мер, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 года).

Необходимость разработки Программы обусловлена  изменившимися приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением  Таможенного кодекса Российской Федерации на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне мировых норм и правил. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается в ряд прочих приоритетов.

Программа призвана обеспечить дальнейшее совершенствование  инструментов таможенного администрирования  и наиболее эффективное их использование при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:

- обеспечение  устойчивой бюджетной политики;

- развитие внешнеэкономической  деятельности, расширение внешнеторговых  связей и интеграция российской  экономики в мировую экономику;

- защита рынка,  товаропроизводителя и стимулирование  развития экономики;

- поддержание  благоприятного предпринимательского  и инвестиционного климата и  «здоровой» конкурентоспособной  среды;

- проведение  структурной перестройки в экономике;

- обеспечение  экономической, социальной, экологической,  технологической безопасности.

Программа является средством построения новой таможенной системы России, соответствующей  требованиям XXI века. Она имеет долгосрочный потенциал динамичного роста, что позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами.

Отказ от избыточного  таможенного администрирования  является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в  России для создания благоприятных  условий в области внешнеэкономической  деятельности. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.

Осуществляя задачи, определенные Программой, таможенные органы России добившись определенных результатов, создали организационные, правовые, кадровые и технические условия для начала коренных преобразований, затрагивающих практически все сферы деятельности таможенной службы.

Принципы и  задачи, заложенные в Концепции, станут основой работы таможенных органов России на период до 2010 года.

Цель Концепции  – создание в России конкурентоспособной  таможенной службы, эффективной для  государства и прозрачной для  участников внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных положений является создание эффективных  систем подбора и мотивации персонала таможенных органов.

Итогом внедрения  данной Концепции явится таможенное администрирование, предполагающее его  высокую эффективность при внешней  простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров, транспорта.

В основу Концепции  включены следующие приоритетные направления развития таможенного администрирования:

  • предварительное информирование;
  • электронное декларирование;
  • система управления рисками;
  • упрощение таможенной процедуры;
  • выборочность таможенного контроля
  • методы таможенного пост - аудита;
  • единая автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов контроля.

Важнейшими  задачами принятой Программы являются дополнительные меры по повышению уровня защиты конституционных прав граждан, усилению контроля соблюдения законности в таможенном деле, предполагающие повышение ответственности руководителей таможенных органов РФ за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению, что в итоге должно привести к максимальному снижению конфликтных ситуаций в деятельности таможенных органов.

Информация о работе Особенности управления в таможенных органах