Особенности управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

1. История управления таможенным делом
2. Сущность и функции управления в таможенных органах
3. Требования к управлению в таможенных органах
4. Компоненты системы управления

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Основные функции  реализуются всеми таможенными  органами. Однако следует иметь в  виду, что степень и формы реализации названных функций напрямую зависят от уровня управления, на котором находятся соответствующие таможенные органы.

Для реализации основных функций необходимо, чтобы  в таможенных органах были созданы  надлежащие условия и предпосылки  их осуществления.

В ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с видами осуществляемых ими функций существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного  контроля, экономической работы и  правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного  обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и  др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-аналитические, оперативно-дежурные и др.).

Следует отметить, что такая классификация структурных  подразделений является наиболее общей. Она позволяет получить представление  лишь о первичном распределении  функций среди структурных подразделений таможенного органа.

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

В управлении таможенными  органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Классифицируя функции управления в системе  таможенных органов, их можно разделить  на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными  видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов (рис. 3).

Общие функции  управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении  состава общих функций управления следует учитывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Общие функции  представляют собой части управленческого  цикла, определяют специализацию труда.

Взаимодействие  элементов объекта управления порождает  множество задач, которые решаются в процессе осуществления его функций. Задачи и функции управления связаны постоянной зависимостью. В этой зависимости раскрывается его сущность.

Взаимосвязь задач  управления, его функций и результатов  их действия представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь задач и функций управления

Общие задачи

управления

Общие

функции

Результаты  решения

1. Планомерное  развитие организации

 

 

2. Структурные  подразделения системы производства  и установление связей между  объектом и субъектом менеджмента

Образование структурных  подразделений системы менеджмента, установление связей между объектом и субъектом менеджмента

3. Установление  взаимодействия подразделений производства, согласование действий управленческих  подразделений менеджмента, персонала

Поддержание установленных  режимов, устойчивости, стабильности системы  производства

4. Создание условий  для эффективной, творческой работы  и поддержание заинтересованности  работников в результатах труда

5. Параметрическая  оценка и учет результатов  деятельности. Проверка решений по развитию производства

Прогнозирование и планирование

 

Организация

 

 

 

 

 

 

 

 

Координация и регулирование

 

 

 

 

 

 

Мотивация

 

 

Контроль, учет, анализ

Планы-прогнозы, стратегический план, план экон-го, научно-технич., социального развития

Утверждение структур производства и менеджмента

 

 

Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п.

 

 

 

Утверждение графиков взаимодействия и порядка работ

 

 

 

Утверждение материальных и моральных стимулов к труду

 

Утверждение материальных и моральных стимулов к труду

 

Решения по результатам  ревизий, проверок, учета, анализа хозяйственной  деятельности


 

Для того чтобы  реализовать ту или иную функцию  управления, необходимо выполнить ряд  управленческих работ (операций). При  этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Реализация  каждой конкретно взятой общей функции  управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием  и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.


Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того, оно  соответствует установившимся календарным  циклам функционирования таможенной системы - долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков нетворческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый  и утвержденный план еще не свидетельствует  о том, что он будет выполнен. Для  этого нужны соответствующие  условия - их создает другая функция  управления - организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы  сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые  для успешного проведения в жизнь  принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления «организация» в таможенных органах  реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов  обратной связи. Оно может реализовываться  путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация  функции управления «регулирование»  включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов  контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы  определить правильно ли выполняются  планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль - это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен  на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное  внесение в зависимости от изменений  обстановки необходимых коррективов  в ранее принятые решения и  утвержденные планы.

Главной задачей  контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может  послужить существенному повышению  эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные  задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется  в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой - совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции «контроль» требуется выполнить  такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим  не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции  управления находятся в неразрывной  связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах - это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

К специфическим (конкретным) функциям управления в  таможенных органах относятся следующие функции:

- функция управления  таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию);

- функция управления  финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью);

- функция управления  социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением);

- функция управления  административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление всесторонним материально-техническим обеспечением).

3. Требования к управлению в таможенных органах

 

Системы управления в таможенных органах имеют своей  главной целью достижение единодействия  всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном  направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Информация о работе Особенности управления в таможенных органах