Особенности управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

1. История управления таможенным делом
2. Сущность и функции управления в таможенных органах
3. Требования к управлению в таможенных органах
4. Компоненты системы управления

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

При этом особо  следует подчеркнуть законодательное  закрепление расширении прав обжалования  действий должностных лиц таможенных органов и, в первую очередь, упрощение существовавшего порядка.

Так, новый порядок  обжалования заключается в обращении  лис с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

Таким образом, в связи с концепцией, заложенной в Программе, развитие отношений  между таможенными органами и  участниками внешнеэкономической  деятельности, как представляется, переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества и должно отвечать требованиям правового государства, причем должны учитываться интересы как государства, так и иных субъектов данных правоотношений

Необходимость совершенствования системы управления в таможенных органах неоднократно отражалась в решениях коллегии Федеральной таможенной службы РФ и программах кадрового обеспечения таможенной системы.

В рамках выполнения Программы в системе управления таможенными органами России в 2005 г. была внедрена система анализа эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям.

Установление  контрольных показателей способствовало повышению уровня служебной дисциплины в таможенных органах, совершенствованию  контрольной и аналитической  работы, мобилизации усилий, направленных на выявление и пресечение случаев недостоверного декларирования товаров, увеличению суммы взимаемых таможенных платежей по ряду групп товаров.

Претерпела  усовершенствования система подбора  и назначения руководящих кадров. В настоящее время используются передовые и формационные технологии при тестировании кандидатов на руководящие должности.

При разработке Концепции ФТС России использовали международный опыт. Принятая Концепция  в полной мере соответствует всем международным стандартам и нормам и, опираясь на нее, к 2010 г. таможенная служба РФ должна встать вровень с лучшими таможенными администрациями мира.

Особое внимание в Концепции отводится созданию эффективных систем подбора и  мотивации персонала таможенных органов. В связи с этим при  разработке Концепции и всех ее дальнейших предполагаемых преобразований главной фигурой поставлен таможенный инспектор, человек, который является основным исполнителем в цепи всей процедуры таможенного контроля и таможенного оформления. Концепция направлена на то, чтобы создать инспектору все условия для прозрачной работы по упрощенным процедурам и с высоким качеством контроля.

 

4. Компоненты системы управления

 

Система управления в таможенных органах  состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм  управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические  средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Управление  в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы  управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

 

Управление  в таможенных органах опирается  как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Принципы  управления в таможенных органах

Частные принципы управления в таможенных органах  подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся  принципы управления:

- Законности.

- Централизации  в сочетании с разумной децентрализацией.

- Непрерывности.

- Оперативности.

- Гибкости.

- Ответственности.

- Преемственности.

- Нацеленности  на конечный результат и другие.

Управление  в таможенной системе опирается  и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические  принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно  отнести принципы управления

- Единоначалия.

- Конкретности.

- Разделения  труда.

- Скалярный.

- Иерархии.

- Единства распорядительства  и одного начальника.

- Делегирования  полномочий.

- Диапазона  управления и другие.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с  другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах  на всех уровнях руководства принцип  единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения  поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.

На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также  руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного  центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России.

Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и  таможенных постов.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

Принцип конкретности управления требует конкретного  анализа ситуации, для чего нужна  добротная научная информация о системе управления и об ее внешней среде.

Принцип разделения труда предусматривает, что вся  деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип  определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона  управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции}.

В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как  они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Классифицируя функции управления в системе  таможенных органов, их можно разделить  на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов 

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении  состава общих функций управления следует учитывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы.

К общим  функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной  обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

К специфическим  функциям управления в таможенных органах относятся следующие функции:

функция управления таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию).

функция управления финансово-экономической  деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью).

функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением).

функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью.

Управление  развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством.

Управление  всесторонним материально-техническим обеспечением).

Таким образом, специфические функции  управления в таможенных органах обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельности и ее многогранностью.

Информация о работе Особенности управления в таможенных органах