Повышение профессионального качества работы кадровой службы таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является повышение профессионального качества работы кадровой службы таможенных органов.
Задачи курсовой работы:
- выявить основные факторы, влияющие на процесс формирования профессионализма служащих таможенных органов;
- разработать организационно-функциональный механизм управления процессом формирования профессионализма персонала таможенного органа и внесены предложения по структурному усовершенствованию системы профессиональной подготовки кадров таможенных органов;
- рассмотреть организационную структуру таможни;
- выявить проблемы кадрового ресурса.

Вложенные файлы: 1 файл

KADROV_J_RESURS_TAMOZhNI.docx

— 108.84 Кб (Скачать файл)

Специальное значение рассматриваемая  норма приобретает в случаях, когда обжалование в вышестоящий  государственный орган, должностному лицу предусмотрено законодательством  РФ в качестве обязательного досудебного  порядка урегулирования спора, несоблюдение которого влечет оставление судом заявления  лица без рассмотрения (ст. 222 ГПК  РФ, ст. 148 АПК РФ). Однако на сегодняшний  день преобладает закрепление законодателем  альтернативного порядка обжалования, который имеет как свои преимущества, так и недостатки.

С одной стороны, альтернативный порядок обжалования представляется более демократичным, более удобным  для лица: оно само выбирает процедуру  обжалования, тот орган — административный или судебный, — которому более  доверяет и чье решение считает  справедливым. С другой стороны, такой порядок обжалования может иметь следствием увеличение нагрузки судебных органов за счет ряда жалоб, которые могли быть удовлетворены в случае первоначального обжалования в вышестоящий государственный орган, должностному лицу, а для заявителя — более длительный период времени разрешения оспариваемого дела, восстановления нарушенных прав (если такое нарушение имело место).

Право на обращение в суд, арбитражный суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов закреплено соответственно в ст. 3 ГПК РФ и в ст. 4 АПК  РФ.

Порядок судебного обжалования  различается в зависимости от статуса участника внешнеторговой деятельности. Физические лица, исключая зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, обжалуют решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц в порядке, установленном  гл. 23 и 25 подраздела III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» ГПК РФ.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных  органов, должностных лиц юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  регламентирован гл. 22 и 24 раздела  III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» АПК РФ.

Порядок обжалования и  рассмотрения жалоб на решения государственных  органов о привлечении к административной ответственности установлен гл. 30 КоАП РФ «Пересмотр постановлений и решений  по делам об административных правонарушениях».

Заявления граждан и организаций  об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части  рассматриваются судом, если это  не отнесено федеральным законом  к компетенции иных судов (ст. 245 ГПК  РФ). Например, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в ст. 36 установлена подведомственность дел, связанных с регулированием Законом отношений (в том числе об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц), арбитражным судам.

Арбитражный суд рассматривает  дела об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих права  и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, рассмотрение которых отнесено к их компетенции  федеральным законом, а также  об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной  власти, затрагивающих права и  законные интересы заявителя в обозначенной сфере (ст. 29 АПК РФ). Несоблюдение установленного порядка обжалования может иметь следствием отказ в принятии жалобы к рассмотрению.

В случае признания судом  действий (бездействия) государственных  органов, должностных лиц незаконными  вред, причиненный гражданину или  юридическому лицу, возмещается за счет казны РФ (ст. 53 Конституции  РФ; ст. ст. 15, 16, 1064, 1069 и 1071 ГК РФ). Ответчиком по делам о возмещении убытков, причиненных  в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных  лиц, должна признаваться Российская Федерация  в лице соответствующего финансового  или иного управомоченного органа.

Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) государственных органов  и должностных лиц, в судах  выступает главный распорядитель  средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, т.е. соответствующий федеральный орган  государственной власти. При удовлетворении иска выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны  РФ из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам  исполнительной власти как главным  распорядителям средств федерального бюджета.

Кроме обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов  и их должностных лиц, в рамках общего права, закрепленных в Конституции РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других законодательных актах, порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц регламентирован в гл. 7 ТК РФ, где этому вопросу посвящены 12 статей.

Таможенным кодексом Российской Федерации подтверждено, что любое  лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или  его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его  права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к  их реализации либо незаконно возложена  на него какая-либо обязанность. Отказ  лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного  органа или его должностного лица недействителен.

В ТК РФ говорится, что решения, действия (бездействие) таможенных органов  или их должностных лиц могут  быть обжалованы как в таможенные органы, так и (или) в суд, арбитражный  суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или  его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности  одновременной или последующей  подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в  суд, арбитражный суд, рассматривается  судом, арбитражным судом.

Порядок подачи, порядок  рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные  суды, определяются законодательством  Российской Федерации о гражданском  судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц устанавливаются настоящей главой и применяются в случае обжалования любых решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов (должностных лиц таможенных органов) по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

 

2.3  Совершенствование кадровой службы. Ротация кадров таможни

В таможенной системе недопустим кадровый застой. Но согласно статистике, около трети начальников таможен состоит в этой должности и работает в одной и той, же таможне пять и более лет.

Появляются «ветераны» и в других должностях. Одновременно увеличивается  число сообщений о неделовых  связях отдельных руководителей, об угрозах в их адрес со стороны  криминальных структур. Есть примеры  конфликтных отношений таможенных руководителей с местными органами власти и правоохранительными органами, что крайне осложняет их работу. Возникает необходимость регулярной смены кадров по горизонтали управления. Сама жизнь заставляет ставить вопрос о введении системы ротации кадров один раз в пять-семь лет.

Нужна ротация и по линии «аппарат управления таможни» и наоборот, так как в управленческих структурах также недопустим кадровый застой. Понимание необходимости ротации должно быть не только у руководства Государственного таможенного комитета, но и у начальников региональных управлений, и особенно у начальников таможен.

Однако в ходе осуществления  мероприятий по ротации кадров выявились  серьезные недостатки в ее организации  в таможенных органах. Региональные таможенные управления и управления Государственного таможенного комитета не приняли действенных мер по созданию материальной и правовой базы по обеспечению ротации. Мероприятия по ротации кадров осуществляются в отрыве от фактического положения дел, отсутствуют обоснованные расчеты средств на строительство жилья и других объектов социальной инфраструктуры в таможенных органах.

Руководители таможенных органов  еще недостаточно используют возможности ротации кадров внутри таможен в целях правильного подбора и расстановки кадров, предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц. Эта работа носит эпизодический, бессистемный характер.

Ротация руководящего состава связана с большими материальными издержками. Но решение этих проблем необходимо обеспечить, иначе плановые кадровые перемены в таможенных органах останутся лишь благим желанием.

Практика показывает недостаточность  серьезной работы с резервом кадров на выдвижение. Это замечание в одинаковой степени относится к таможенным органам всех уровней. И, несмотря на то, что это направление деятельности таможни также регламентируется указаниями вышестоящих органов, инициатива руководящего звена таможни здесь была бы уместна. В этом отношении полезно использовать опыт работы с резервом кадров в других таможнях. Как, например, эксперимент «дублер».

Суть этого эксперимента заключается в том, что должностные лица руководящего и среднего звена таможни возлагают временное исполнение своих обязанностей на кандидатов из резерва на соответствующие должности (начальника таможни, его заместителей, начальников подразделений, их заместителей и главных инспекторов). Лица, реально занимающие эти должности, не должны вмешиваться в управленческую деятельность стажеров.

Задачей кадрового эксперимента является выбор наиболее квалифицированных  специалистов из резерва кадров на выдвижение. В ходе его проведения можно изучить возможности специалистов, зачисленных в резерв, на практике проверить их профессиональную компетентность, способность самостоятельно выполнять различные управленческие функции и различные задания.

Деятельность кандидатов можно оценить по трем видам показателей: производственным, профессионально-деловым и социально-психологическим.

По результатам эксперимента возможна дифференциация кандидатов по степени подготовленности к предстоящей деятельности на следующие группы:

- «оперативный» ресурс, подготовленный к выполнению управленческих функций;

- «перспективный» ресурс, требующий дополнительной подготовки перед повышением в должности;

- исключение из резерва.

Хорошим стимулом к профессиональному росту и, как следствие, росту должностному, могла бы быть работа по определению лучшего таможенника, лучшего таможенного поста, лучшего отдела таможни. Государственным таможенным комитетом рекомендовано осуществление мероприятий в этом направлении при подведении итогов работы таможни за квартал (полугодие, год).

Лучшим таможенником признается должностное  лицо со стажем работы в таможенных органах не менее одного года, имеющее высокую профессиональную подготовку (определяемую на основе разработанных оценочных стандартов), в том числе, практические результаты, проявленные в процессе повседневной деятельности, в ходе контрольных проверок, зачетов и экзаменов, профессиональных конкурсов, активно участвующих в общественной жизни, отличающийся высоким уровнем культуры и другими личностными показателями (например: усердие в физическом и интеллектуальном совершенствовании, творческая самодеятельность, проявление подвига).

Должностному лицу, признанному  лучшим таможенником за квартал (полугодие, год), выдается диплом и денежная премия в размере должностного оклада.

Таможенник, признанный лучшим по итогам года или неоднократно в течение двух лет, представляется к награждению знаком «Отличник таможенной службы Украины».

Многофункциональность, специфика деятельности подразделений и сотрудников таможни обуславливают определенную сложность в выборе «лучшего таможенника». Поэтому эту работу целесообразно проводить в 2-3 этапа, используя независимые характеристики и мнение коллектива, руководителя подразделения, начальника таможни.

Конечно, было бы желательно, чтобы  лучшим таможенником был представитель  подразделений, непосредственно занимающихся организацией таможенного дела, таможенным оформлением и контролем на постах и пунктах пропуска и олицетворял таможенника на границе.

Не исключено, что таким сотрудником  будет представитель любого блока  подразделений или отдельно работающий специалист, добивающийся наивысших  показателей в своей деятельности или совершивший героический

поступок, а также пользующийся особым уважением и авторитетом  среди всех таможенников.

Аналогичным образом проводится работа по определению лучшего поста  и отдела.

Лучшим таможенным постом (отделом) по итогам работы за квартал (полугодие, год) признается коллектив, личный состав которого имеет высокую профессиональную подготовку, показывает лучшие практические результаты деятельности и уровень дисциплины, проявляет разумную инициативу, настойчивость в устранении недостатков.

Коллективу поста или отдела, признанному лучшим, выдается диплом и денежная премия в размере 1/2 месячного  фонда оплаты труда согласно штатному расписанию подразделения, которая распределяется решением общего собрания среди сотрудников этого подразделения.

Для сравнения результатов могут  использоваться показатели, образующие основную деятельность таможни. Среди  них:

Информация о работе Повышение профессионального качества работы кадровой службы таможенных органов